Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 539

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сом, лес, осы, сад, нос, усы. С учетом уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей, их возраста (дошкольники или школьни­ки) в работу можно включить и задания по развитию слож­ных форм фонематического анализа. Например, детям пред­лагается определить, каким по счету звук с является в словах усы, нос, носок, миска и др., нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука с. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуще­ствляется детьми только на основе слухового восприятия, без произнесения слова.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений), продолжа­ется работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторнои моторики проводится в виде артикуляторнои гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесе­ние звука. Целью артикуляторнои гимнастики является от­работка каждого элемента артикуляции звука. Например, для звука с — губы в улыбке, язык широкий, боковые края приподняты, кончик языка за нижними резцами, язык гор­бом, посередине языка желобок (углубление).

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система арти­куляторных упражнений. Так, для постановки звука ш не­обходимы упражнения, направленные на вытягивание губ в виде трубочки, на умение делать широкий язык, подни­мать широкий кончик языка вверх, поднимать боковые края вверх, делать «чашечку» и др.

В процессе работы продумывается постепенное усложне­ние артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по под­ражанию, перед зеркалом, под счет. Если движения не по­лучаются, то используется механическая помощь. В даль­нейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражне­ниям предъявляются те же требования, что и на предыду­щей стадии. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выпол­няться с нормальным тонусом мышц. Обращается внима­ние на достаточный объем движений, на умение удержи­вать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.


После отработки изолированных элементов движения объединяются в единый артикуляторный уклад.
Основные способы постановки звука

  1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри­тельное восприятие артикуляции. У детей с нормальным интеллектуальным развитием подражание достаточно хо­рошо сформировано. Однако по подражанию звук можно поставить лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с ЗПР постановка звука на основе подражания редко достигает же­лаемого результата.

  2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С меха­нической помощью артикуляторным органам придается оп­ределенное положение. Например, при губно-губном произ­ношении звука с нижняя губа отодвигается вниз с помощью пальцев. При межзубном произношении звука с кончик язы­ка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя.

  3. Постановка от других звуков, правильно произноси­мых, без механической помощи. Например, звук ш можно поставить от звука с. Предлагается произнести звук с и под­нять кончик языка вверх.

  4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри­мер, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку пред­лагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем уб­рать ее внутрь рта и подуть на язык.

  5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего исполь­зуются смешанные способы, постановка от правильно про­износимых звуков, от артикуляторного уклада.

Как правило, у дошкольников с ЗПР проводится инди­видуальная постановка звука. У младших школьников с ЗПР используется как индивидуальная, так и фронтальная фор­ма работы.

Этап автоматизации звука

Автоматизация звука, с точки зрения физиологической, представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. Новые условно рефлекторные связи еще очень хрупкие и без

подкрепления быстро разрушаются. А в т о м а т и з и р о в а т ь
звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения,
связную речь. >

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены сте­реотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использова­ния процесса внутреннего торможения, способности к диф­ференциации правильного и неправильного артикулятор-ного уклада. Она осуществляется по принципу «от легкого к трудному», «от простого к сложному».



Прежде всего проводится включение поставлен­ного звука в слоги. Слог — более простой элемент речи, чем слово. Кроме того, слоги лишены смысла, и у ре­бенка, в связи с этим, отсутствуют стереотипы произноше­ния слогов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат после­довательность иная: сначала звук автоматизируется в обратных слогах, а затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звуков в слогах со стечением согласных.

На этом этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала — слогов без стечений, затем — слогов со стечением согласных. Напри­мер, при автоматизации звука с предлагается повторить сло­ги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, сол, оск, воет и др.

Предлагаются упражнения на произношения серий сло­гов с переносом ударения: саса, саса.

В работе по автоматизации слогов учитывается последу­ющая гласная. Вначале для автоматизации предлагаются слоги с гласным а, а затем — с гласными, артикуляция ко­торых близка к звуку, который автоматизируется.

Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (со, сом). На начальных этацах проводит­ся закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова; затем — слов, в которых звук на­ходится в конце и середине слова. Вначале звук автомати­зируется в словах простой звукослоговой структуры, за­тем — в словах со стечением согласных.
На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в пред­ложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложе­ния с умеренным включением звука, в дальнейшем автома­тизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Этап автоматизации звуков у детей с ЗПР является очень длительным, что обусловлено психофизиологическими осо­бенностями этих детей.

На этом этапе проводится работа и над слож­ными формами звукового анализа и син­теза, умением выделять звук из слова, определять его мес­то по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Работа над фонематическим анализом слов способствует большей эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова явля­ется необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для детей с ЗПР, в частности и потому, что они плохо пред­ставляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он и не сможет своевременно подготовить артикуляторные органы к пра­вильному произношению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или конце слова. В процессе автоматизации звуков проводится и развитие просодической
стороны речи: работа над ударе­нием при автоматизации звука в слогах, словах; работа над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях; работа над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков осуществляется и о б о -гащение словаря, его систематизация, фор­мирование грамматического строя речи. Эта работа проводится в четкой системе, в тесной связи с про­граммой детского сада, с уроками обучения грамоте в шко­ле. Особенностью проведения этапа автоматизации у детей с ЗПР является планирование занятий, распределение тем
В системе занятий по автоматизации звуков предусматри­вается постепенное усложнение заданий и речевого мате­риала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и словах предусматривается следующая тематика занятий.

  1. Автоматизация звука с в открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

  2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ус, ис и др.

  3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в на­чале слога): сол, сот, сак и др.

  4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в кон­це слога): лос, тос, кас и др.

  5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­ных: ста, ска, ост, уск, иск и др.

  6. Автоматизация звука с в простых односложных сло­вах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

  7. Автоматизация звука с в простых односложных сло­вах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

  8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте­чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

  9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.




  1. Автоматизация звука с в простых двусложных сло­вах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

  2. Автоматизация звука с в двусложных словах со сте­чением согласных (звук в начале слова): сумка, свекла, ста­кан, стайка и др.

  3. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

  4. Автоматизация звука с в трехсложных словах со сте­чением согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Этап дифференциации звуков речи


Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения у детей

§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонема1ич<-< ни < троны речи

с ЗПР. Это обусловлено особенностями симптома гики па-рушений звукопроизношения у этих детей. Известно, что В массовой школе дифференциация звуков проводится лини. в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР :>тап дифференциации звуков проводится даже в том слу­чае, когда звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое при­водит к большому количеству замен в письменной речи де­тей с ЗПР.

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произно­сительной дифференциации, формирование фонематическо­го анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетичес­ки близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у детей с ЗПР. Оп­ределена следующая последовательность дифференциации звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-тъ, ч-щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлага­ются задания на имитацию слогов. Например, при диферен-циации с-з, са-за-са, за-са-за и т. д Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асемантичные звукосо­четания, отличающиеся фонетически сходными звуками: кольцо кольсо, ласточка ластощка и т. д. Дается за­дание определить, правильно ли названо слово.

Логопедическая работа по дифференциа­ции конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

  1. предварительный этап работы над каждым из смешива­емых звуков;

  2. этап слуховой и произносительной дифференциации сме­шиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произно­сительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

Работа проводится по следующем плану:

1) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное,
слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощу­
щения;

2) выделение звука на фоне слога, слова, определение мес-
. та отрабатываемого звука.

На втором этапе проводится сопоставление конкрет­ных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Большое место отводится развитию фонематическо­го анализа и синтеза.