Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 538
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений произношения различных групп звуков
1. Свистящие звуки
Нормальная артикуляция свистящих звуков
Нормальная артикуляция звуков с, сь, з, зь
Губы растянуты как бы в улыбке в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посередине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных сь, зь передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желоба разрушается, средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, чем при произношении сиз.
Нормальная артикуляция звука ц:
Губы, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа:
I этап — кончик языка опущен вниз, упирается в ниж
ние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей
частью образует смычку у шеек верхних резцов.
II этап — передняя часть спинки языка после взрыва
отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине
языка образуется желобок.
Виды нарушений произношения свистящих звуков В логопедической литературе выделяются следующие основные виды сигматизмов, которые отмечаются и у детей с ЗПР:
-
губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам. Произносится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия; -
межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма предрасполагают следующие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизартрии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом, и др.; -
призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кончик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист; -
шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение; -
боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сиг-матизме боковые края не касаются коренных зубов, сбоку образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вялость мышц правой или левой сторон языка;
— носовой сигматизм. При этом виде сигматизма
звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вы
зывается неплотным смыканием мягкого неба с задней стен
кой глотки, парезом мышц мягкого неба и задней стенки
глотки, расщелиной твердого и мягкого неба.
Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц-с, ц-т, с-т, с-ф, с-сь, з-д, з-в, з-зъ, з-с.
Методы коррекции нарушений свистящих звуков
Этап постановки з в у к а. На этом этапе проводится работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и развитию речевой моторики.
Артикуляторная гимнастика включает следующие упражнения.
Для губ:
-
улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; -
опустить нижнюю губу, поднять ее;
-
поднять верхнюю губу, опустить ее. Для языка: -
сделать язык широким;
■—широкий — узкий язык;
-
широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу;
-
широкий кончик языка поднять на верхнюю губу; -
широкий кончик языка опустить на нижнюю губу; -
широкий кончик языка поднять на верхние зубы; -
широкий кончик языка опустить на нижние зубы; -
широкий кончик языка — за верхние зубы; -
широкий кончик языка — за нижние зубы;
-
подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка;
-
подуть в отверстие пузырька; -
сделать «лодочку» вне ротовой полости; -
сделать «лодочку» внутри ротовой полости.
При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания, как:
-
Поднять руку, флажок, если в слове слышится данный звук. -
Отобрать картинки с данным звуком. -
Определить место данного звука в слове (начало, середина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук). -
Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.
Постановка звуков с, з
-
По слуховому подражанию звук с сравнивается со свистом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук с сравнивается с гудением комара. -
Используется и подражание, и показ нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука. -
По подражанию с использованием тактильных ощущений. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони. -
От других звуков: звук с можно поставить от звуков ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и просунуть язык между зубами — получится межзубное произношение звука с; или во время произношения звука ф оттянуть нижнюю губу вниз), от звуков и, mнижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха).
Постановка звука ц
-
Возможна постановка по подражанию. -
Быстрое произнесение звуков тис.
-
Предлагается произносить звук mс опущенным кончиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.
Специфические приемы коррекции различных видов
сигматизма
При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрированно. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.
При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используются специальные зонды, с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса рекомендуется ортодонтическое вмешательство.
Аналогичная работа проводится при коррекции п р и -зубного сигматизма.
При межзубном с-з вследствие переднего открытого прикуса для образования узкой щели рекомендуется круто поднять вверх переднюю часть спинки языка.
При шипящем сигматизме предлагаются упражнения на поднятие и опускание средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опущенной средней части спинки языка, а также упражнения на образование глубокого желобка.
При боковом сигматизме постановка звука занимает длительное время по причине сложности этого речевого дефекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим, в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуля-торной гимнастике. Необходимо добиваться того, чтобы ребенок умел сделать язык широким, чтобы боковые края языка касались верхних коренных зубов. Обращается внимание на то, чтобы язык не отклонялся вправо или влево, а желобок образовывался по средней линии. Предлагается задувание на широкий язык, боковые края которого касаются коренных зубов; задувание на кончик языка, который находится сначала вне ротовой полости, между зубами, а затем внутри ротовой полости, задувание в пузырек, отверстие ключа. При этом в качестве контроля используется тактильное ощущение узкой струи воздуха во время задувания на тыльную сторону ладони.
При коррекции носового сигматизма обращается внимание на плотность небно-глоточного затвора.
Этап автоматизации. Звуки с, з, сь, зь автоматизируются сначала в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су и др., затем в обратных слогах: ас, ос, с и др., закрытых: лос, сот и т. д., в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. Звук ц закрепляется сначала в обратных слогах ац, оц, уц, затем в прямых открытых слогах: ца, цы, цо, цу и др. После закрепления звука в слоге, переходят к автоматизации звука в слогах, словосочетаниях, фразах, связной речи.
2. Шипящие звуки
Нормальная артикуляция шипящих звуков
При произношении всех шипящих звуков губы выдвинуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1-1,5 мм.
При произношении звуков ш-ж одновременно образуются две щели, два шумообразующих фокуса — передний и задний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам и передней части твердого неба, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки. Голосовые складки при произношении звука ш разомкнуты, а при произношении ж сомкнуты и вибрируют. При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.
При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.
При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.
При произношении звука ч положение губ, языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как и при глухих шипящих — ш,щ. Артикуляция звука ч осуществляется в два этапа:
I этап — кончик языка и передняя часть спинки языка