Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 538

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенности логопедической работы по коррекции нарушений произношения различных групп звуков

1. Свистящие звуки

Нормальная артикуляция свистящих звуков

Нормальная артикуляция звуков с, сь, з, зь

Губы растянуты как бы в улыбке в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания ниж­них резцов, спинка языка выгнута, посередине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызы­вает специфический резкий шум, похожий на свист. Боко­вые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо приподнято и закрывает про­ход в носовую полость. Голосовые складки при произноше­нии звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных сь, зь передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желоба разрушается, сред­няя часть спинки языка больше приподнята вверх, чем при произношении сиз.

Нормальная артикуляция звука ц:

Губы, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа:

I этап — кончик языка опущен вниз, упирается в ниж­
ние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей

частью образует смычку у шеек верхних резцов.

II этап — передняя часть спинки языка после взрыва
отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине
языка образуется желобок.

Виды нарушений произношения свистящих звуков В логопедической литературе выделяются следующие ос­новные виды сигматизмов, которые отмечаются и у де­тей с ЗПР:

  • губно-зубной сигматизм. При этом виде сиг­матизма нижняя губа приближается к верхним резцам. Про­износится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма явля­ется прогнатия;

  • межзубный сигматизм. Кончик языка просо­вывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма предрасполагают следующие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизар­трии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом, и др.;

  • призубный сигматизм. При этом виде сигма­тизма кончик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист;

  • шипящий сигматизм. При этом недостатке кон­чик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение;

  • боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сиг-матизме боковые края не касаются коренных зубов, сбоку образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз­дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу­ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, нали­чие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя­лость мышц правой или левой сторон языка;

— носовой сигматизм. При этом виде сигматизма
звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вы­
зывается неплотным смыканием мягкого неба с задней стен­
кой глотки, парезом мышц мягкого неба и задней стенки
глотки, расщелиной твердого и мягкого неба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц-с, ц-т, с-т, с-ф, с-сь, з-д, з-в, з-зъ, з-с.

Методы коррекции нарушений свистящих звуков

Этап постановки з в у к а. На этом этапе проводит­ся работа по формированию фонематического восприя­тия, фонематического анализа и развитию речевой мото­рики.



Артикуляторная гимнастика включает следу­ющие упражнения.

Для губ:

  • улыбка, трубочка, улыбка-трубочка;

  • опустить нижнюю губу, поднять ее;




  • поднять верхнюю губу, опустить ее. Для языка:

  • сделать язык широким;

■—широкий — узкий язык;

  • широким кончиком языка облизать верхнюю и ниж­нюю губу;

  • широкий кончик языка поднять на верхнюю губу;

  • широкий кончик языка опустить на нижнюю губу;

  • широкий кончик языка поднять на верхние зубы;

  • широкий кончик языка опустить на нижние зубы;

  • широкий кончик языка — за верхние зубы;

  • широкий кончик языка — за нижние зубы;

  • подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка;

  • подуть в отверстие пузырька;

  • сделать «лодочку» вне ротовой полости;

  • сделать «лодочку» внутри ротовой полости.

При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания, как:

  1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан­ный звук.

  2. Отобрать картинки с данным звуком.

  3. Определить место данного звука в слове (начало, сере­дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого зву­ка, перед каким звуком слышится данный звук).

  4. Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.

Постановка звуков с, з

  1. По слуховому подражанию звук с сравнивается со сви­стом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук с срав­нивается с гудением комара.

  2. Используется и подражание, и показ нормальной ар­тикуляции звука после предварительной отработки отдель­ных элементов артикуляции звука.

  3. По подражанию с использованием тактильных ощу­щений. Обращается внимание на узкую холодную струю воз­духа, которая ощущается тыльной стороной ладони.

  4. От других звуков: звук с можно поставить от звуков ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и про­сунуть язык между зубами — получится межзубное произ­ношение звука с; или во время произношения звука ф оттянуть нижнюю губу вниз), от звуков и, mнижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони ощущалась хо­лодная струя воздуха).

Постановка звука ц

  1. Возможна постановка по подражанию.

  2. Быстрое произнесение звуков тис.


  1. Предлагается произносить звук mс опущенным кон­чиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, од­новременно отодвигая язык назад.

Специфические приемы коррекции различных видов

сигматизма

При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрирован­но. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.

При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует переве­сти в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Исполь­зуются специальные зонды, с помощью которых кончик язы­ка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса реко­мендуется ортодонтическое вмешательство.

Аналогичная работа проводится при коррекции п р и -зубного сигматизма.

При межзубном с-з вследствие переднего открытого при­куса для образования узкой щели рекомендуется круто под­нять вверх переднюю часть спинки языка.

При шипящем сигматизме предлагаются упражнения на поднятие и опускание средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опу­щенной средней части спинки языка, а также упражнения на образование глубокого желобка.

При боковом сигматизме постановка звука занимает длительное время по причине сложности этого речевого де­фекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим, в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуля-торной гимнастике. Необходимо добиваться того, чтобы ре­бенок умел сделать язык широким, чтобы боковые края язы­ка касались верхних коренных зубов. Обращается внимание на то, чтобы язык не отклонялся вправо или влево, а жело­бок образовывался по средней линии. Предлагается заду­вание на широкий язык, боковые края которого касаются коренных зубов; задувание на кончик языка, который на­ходится сначала вне ротовой полости, между зубами, а за­тем внутри ротовой полости, задувание в пузырек, отверстие ключа. При этом в качестве контроля используется тактильное ощущение узкой струи воздуха во время задувания на тыльную сторону ладони.

При коррекции носового сигматизма обращается внима­ние на плотность небно-глоточного затвора.


Этап автоматизации. Звуки с, з, сь, зь автомати­зируются сначала в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су и др., затем в обратных слогах: ас, ос, с и др., закрытых: лос, сот и т. д., в последнюю очередь — в слогах со стечени­ем согласных. Звук ц закрепляется сначала в обратных сло­гах ац, оц, уц, затем в прямых открытых слогах: ца, цы, цо, цу и др. После закрепления звука в слоге, переходят к авто­матизации звука в слогах, словосочетаниях, фразах, связ­ной речи.

2. Шипящие звуки

Нормальная артикуляция шипящих звуков

При произношении всех шипящих звуков губы выдви­нуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1-1,5 мм.

При произношении звуков ш-ж одновременно образуются две щели, два шумообразующих фокуса — передний и зад­ний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам и передней части твердого неба, средняя часть спинки язы­ка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боко­вые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зу­бам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки. Голосовые складки при произношении звука ш разомкнуты, а при про­изношении ж сомкнуты и вибрируют. При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.

При произношении звука щ язык более выдвинут впе­ред, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к аль­веолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколь­ко прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодви­нута вперед. Положение боковых краев языка, небной зана­вески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.

При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько проги­бается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голо­совых складок такое же, как при произношении звука ш.

При произношении звука ч положение губ, языка, неб­ной занавески, голосовых складок такое же, как и при глу­хих шипящих — ш,щ. Артикуляция звука ч осуществляет­ся в два этапа:

I этап — кончик языка и передняя часть спинки языка