Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
фиксирование внимание ребенка на звуковом оформлении окончания (произнесение слов с интонационно выделяемым окончанием); -
называние логопедом только корневой части словоформы (дети добавляют необходимое окончание); -
ответ ребенка на поставленный вопрос только одной словоформой.
Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа
Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа проводится в аналогичной последовательности с учетом следующих лингвистических факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличия изменений в основе (чередования, появления беглого гласного, супплетивизма, наращивания основы и др.).
1. Винительный падеж. В процессе логопедической работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушевленности-неодушевленности. Для этого детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвечают на вопрос: а) «Кто?»; б) «Что?». Затем уточняется, что на вопрос «Кто?» отвечают названия живых предметов, а на вопрос «Что?» — названия неживых предметов.
В дальнейшем проводится работа над каждым окончанием формы винительного падежа с учетом последовательности его появления в онтогенезе (нулевое окончание, -у, -а/-я).
Примерный речевой материал для закрепления винительного
падежа формы
Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Нулевое окончание | |
| Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, по мидор, лимон, карандаш Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: мор-ковь, кровать, тетрадь, медаль |
Окончание -о/е | |
| Существительные среднего рода: пальто, яйцо, кресло, зеркало, дерево |
Окончание-у | |
Ударное окончание-у | Существительные женского рода: сосна {сосну), пчела (пчелу), лиса (лису) |
Безударное окончание -у | Существительные женского рода: кукла (куклу), бабушка (бабушку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подушка (подушку) Существительные мужского рода с окончанием -а в именительном падеже: папа (папу), дедушка (дедушку) |
Окончание-а/я | |
Ударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня); муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (воробья) |
Безударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные существительные мужского рода: тигр (тигра), волк (волка), медведь (медведя), мальчик (мальчика), рак (рака) |
Ударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные существительные мужского рода: лев (льва), щенок (щенка), скворец (скворца) |
Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные уществительные мужского рода: заяц (зайца), котенок (котенка), утенок (утенка), дятел (дятла), теленок (теленка) |
Игровые упражнения для закрепления существительных винительного падежа единственного числа
а) Игр а « Кто больше подберет слов».
Логопед предлагает ребенку подобрать как можно больше
слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» — «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца» и т. д.
б) Дополнение предложения с помощью
предметной картинки.
Предлагается незаконченное предложение и картинка, название которой ребенок должен поставить в определенной форме. Например, Оля рисует ...(дом, кошку, щенка).
2. Родительный падеж существительных единственного числа.
Логопедическая работа над данной падежной конструкцией проводится в следующей последовательности: а) грамматические формы с окончанием -а/-я; б) грамматические формы с окончанием -и/-ы.
Примерный речевой материал для закрепления родительного падежа формы
Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -а/-я | |
Ударное окончание -а/-я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: пирог (пирога), карандаш (карандаша), топор (топора), конь (коня), стол (стола), хвост (хвоста), моряк (моряка) Существительные среднего рода: перо (пера), крыльцо (крыльца), молоко (молока), ведро (ведра), яйцо (яйца), кольцо (кольца) |
Безударное окончание -а/-я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: мальчик (мальчика), арбуз (арбуза), медведь (медведя), лимон (лимона), дуб (дуба), стул (стула), апельсин (апельсина) Существительные среднего рода: кресло (кресла), платье (платья), полотенце (полотенца), облако (облака), яблоко(яблока) |
Ударное окончание-а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: скворец (скворца), щенок (щенка), пень (пня), лев (льва) |
Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: поросенок (поросенка), дятел (дятла), котенок (котенка), ягненок (ягненка), заяц (зайца), теленок (теленка) |
Окончание -ы/-и | |
Ударное окончание-ы/-и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: лиса (лисы), коза (козы), пила (пилы).ов-ца (овцы), сестра (сестры) |
Безударное окончание-ы/-и Существительные женского рода: де-
при сохранении звуковой вочка (девочки), собака (собаки), кош-
структурыосновыначаль- ка (кошки), бабочка (бабочки),ручка
ной формы слова (ручки), лопата (лопаты), капуста
(капусты), ваза (вазы)
Задания для закрепления существительных родительного падежа единственного числа
а)Игра «Какой картинки не стало?». Логопед выставляет ряд картинок и убирает картинки по одной. Ребенок говорит, какой картинки не стало.
б)Игра «Кто живет в доме? Кого не стало?».
Логопед предлагает ребенку поиграть в «волшебный» домик.
Он показывает ребенку домик с игрушками животных, а затем убирает по одной игрушке. Ребенок говорит, какой игрушки не стало.
в) Дополнение предложения с помощью
предметной картинки. Например: «В мыльнице ле
жит кусок ... (мыла)».
г) Игр а «Что без чего?».
Перед ребенком сломанные предметы. Логопед задает вопрос: «Что без чего?» Ребенок отвечает на вопрос. Например, стол, без ... (ножки); машина без ... (колеса); кастрюля без... (ручки); часы без... (стрелки); чайник без... (крышки); чашка без... (ручки).
3.Дательный падеж существительных единственного числа.
В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание -у/-ю, а у существительных женского рода — окончание -е.
Работа начинается с закрепления окончания -у/-ю, затем отрабатывается окончание -е.
Примерный речевой материал для закрепления данной падежной формы
Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -у/-ю | |
Ударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: петух (петуху), конь (коню), еж (ежу), лось (лосю) Существительные среднего рода: крыльцо (крыльцу), яйцо (яйцу), кольцо (кольцу), ведро (ведру), письмо (письму) |
Безударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: брат (брату), арбуз (арбузу), орех (ореху), клоун (клоуну), лимон (лимону), автобус (автобусу), медведь (медведю) Существительные среднего рода: солнце (солнцу), дерево (дереву), платье (платью), мыло (мылу), кресло (креслу), полотенце (полотенцу) |
Ударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: пень (пню), скворец (скворцу), лев (льву) |
Безударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: дятел (дятлу), заяц (зайцу), котенок (котенку), ягненок (ягненку), лисенок (лисенку) |
Окончание-е | |
Ударное окончание -е при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: свинья (свинье), сосна (сосне), оса (осе), пила (пиле), пчела (пчеле), лиса (лисе), коза (козе) |
Безударное окончание -е без изменения звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: ворона (вороне), синица (синице), роза (розе), береза (березе), кошка (кошке), ромашка (ромашке), чашка (чашке), белка (белке) |
Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа.
а) Дополнение предложенияс помощью предмет
ной картинки, например: «Петя несет кресло ... (бабушке)»; «Мама шьет юбку ... (дочке)»; «Папа строит будку ... (собаке)»; «Папа купил машинку... (сыну)»; «Девочка
дает молоко... (котенку)»; «Мальчик наливает воду... (попугаю)».
б) Игра «Кому приготовили угощенье?».
На столе игрушки животных: белка, коза, корова, медведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи, шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость.
Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для которой это угощенье приготовлено, например: морковь — зайцу.
в) Игра «Кому что дадим?».
Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим медведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д.
4. Творительный падеж (со значением орудийности).
Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем, которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода.
На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: «Покажи картинку, о которой можно сказать он, она»).
При закреплении каждой грамматической формы в первую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные.
Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с помощью предметной картинки. Например: «Траву косят
Примерный речевой материал для закрепления творительного
падежа формы
Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -ом/-ем | |
Ударное окончание -ом при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: жук (жуком), топор (топором), карандаш (карандашом) Существительные среднего рода: ведро (ведром), крыльцо (крыльцом), перо (пером), кольцо (кольцом) |
Безударное окончание -ом/-ем при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: медведь (медведем), волк (волком), чайник (чайником), клюв (клювом) Существительные среднего рода: полотенце (полотенцем), море (морем), одеяло (одеялом), зеркало (зеркалом) |
Ударное окончание -ом при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: молоток (молотком), сачок (сачком), свисток (свистком), крючок (крючком) |
Ударное окончание -ой при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: пила (пилой), коса (косой), оса (осой), лиса (лисой), коза (козой) |
Безударное окончание -ой при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: лапа (лапой), вилка (вилкой), лейка (лейкой), девочка (девочкой), удочка (удочкой), бабушка (бабушкой) |