Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. фиксирование внимание ребенка на звуковом оформле­нии окончания (произнесение слов с интонационно вы­деляемым окончанием);

  2. называние логопедом только корневой части словофор­мы (дети добавляют необходимое окончание);

  3. ответ ребенка на поставленный вопрос только одной сло­воформой.

Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа

Закрепление беспредложных падежных конструкций су­ществительных единственного числа проводится в аналогич­ной последовательности с учетом следующих лингвистичес­ких факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличия изменений в основе (чередова­ния, появления беглого гласного, супплетивизма, наращи­вания основы и др.).

1. Винительный падеж. В процессе логопедичес­кой работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевлен­ных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушев­ленности-неодушевленности. Для этого детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвеча­ют на вопрос: а) «Кто?»; б) «Что?». Затем уточняется, что на вопрос «Кто?» отвечают названия живых предметов, а на вопрос «Что?» — названия неживых предметов.

В дальнейшем проводится работа над каждым окончани­ем формы винительного падежа с учетом последовательнос­ти его появления в онтогенезе (нулевое окончание, -у, -а/-я).
Примерный речевой материал для закрепления винительного

падежа формы


Окончание грамматической формы

Речевой материал

Нулевое окончание




Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, по мидор, лимон, карандаш

Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: мор-ковь, кровать, тетрадь, медаль

Окончание -о/е




Существительные среднего рода: пальто, яйцо, кресло, зеркало, дерево

Окончание

Ударное окончание-у

Существительные женского рода: сосна {сосну), пчела (пчелу), лиса (лису)

Безударное окончание -у

Существительные женского рода: кукла (куклу), бабушка (бабуш­ку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подуш­ка (подушку)

Существительные мужского рода с окончанием -а в именительном падеже: папа (папу), дедушка (де­душку)

Окончание-а/я

Ударное окончание -а/я при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова

Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня); муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (во­робья)





Безударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова

Одушевленные существительные мужского рода: тигр (тигра), волк (волка), медведь (медведя), мальчик (мальчика), рак (рака)

Ударное окончание -а/-я при из­менении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова

Одушевленные существительные мужского рода: лев (льва), ще­нок (щенка), скворец (скворца)

Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова

Одушевленные уществительные мужского рода: заяц (зайца), ко­тенок (котенка), утенок (утен­ка), дятел (дятла), теленок (теленка)


Игровые упражнения для закрепления существительных винитель­ного падежа единственного числа

а) Игр а « Кто больше подберет слов».
Логопед предлагает ребенку подобрать как можно больше

слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца» и т. д.

б) Дополнение предложения с помощью
предметной картинки.

Предлагается незаконченное предложение и картинка, название которой ребенок должен поставить в определен­ной форме. Например, Оля рисует ...(дом, кошку, щенка).

2. Родительный падеж существительных единственного числа.

Логопедическая работа над данной падежной конструк­цией проводится в следующей последовательности: а) грам­матические формы с окончанием -а/-я; б) грамматические формы с окончанием -и/-ы.
Примерный речевой материал для закрепления родительного падежа формы


Окончание грамматичес­кой формы

Речевой материал

Окончание -а/-я

Ударное окончание -а/-я при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова

Существительные мужского рода: пирог (пирога), карандаш (карандаша), то­пор (топора), конь (коня), стол (сто­ла), хвост (хвоста), моряк (моряка) Существительные среднего рода: перо (пера), крыльцо (крыльца), молоко (молока), ведро (ведра), яйцо (яйца), кольцо (кольца)

Безударное окончание -а/-я при сохранении зву­ковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: маль­чик (мальчика), арбуз (арбуза), медведь (медведя), лимон (лимона), дуб (дуба), стул (стула), апельсин (апельсина) Существительные среднего рода: крес­ло (кресла), платье (платья), поло­тенце (полотенца), облако (облака), яблоко(яблока)

Ударное окончание-а/-я при изменении звуковой структуры основы началь­ной формы слова

Существительные мужского рода: скво­рец (скворца), щенок (щенка), пень (пня), лев (льва)

Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы началь­ной формы слова

Существительные мужского рода: по­росенок (поросенка), дятел (дятла), котенок (котенка), ягненок (ягнен­ка), заяц (зайца), теленок (теленка)

Окончание -ы/-и

Ударное окончание-ы/-и при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова

Существительные женского рода: лиса (лисы), коза (козы), пила (пилы).ов-ца (овцы), сестра (сестры)



Безударное окончание-ы/-и Существительные женского рода: де-
при сохранении звуковой вочка (девочки), собака (собаки), кош-
структурыосновыначаль- ка (кошки), бабочка (бабочки),ручка
ной формы слова (ручки), лопата (лопаты), капуста

(капусты), ваза (вазы)

Задания для закрепления существительных родительного падежа единственного числа

а)Игра «Какой картинки не стало?». Логопед выставляет ряд картинок и убирает картинки по одной. Ребенок говорит, какой картинки не стало.

б)Игра «Кто живет в доме? Кого не стало?».

Логопед предлагает ребенку поиграть в «волшебный» домик.

Он показывает ребенку домик с игрушками животных, а затем убирает по одной игрушке. Ребенок говорит, какой игрушки не стало.

в) Дополнение предложения с помощью
предметной картинки. Например: «В мыльнице ле­
жит кусок
... (мыла)».

г) Игр а «Что без чего?».

Перед ребенком сломанные предметы. Логопед задает вопрос: «Что без чего?» Ребенок отвечает на вопрос. Напри­мер, стол, без ... (ножки); машина без ... (колеса); кастрю­ля без... (ручки); часы без... (стрелки); чайник без... (крыш­ки); чашка без... (ручки).

3.Дательный падеж существительных един­ственного числа.

В дательном падеже у существительных мужского и сред­него рода отмечается окончание -у/-ю, а у существительных женского рода — окончание -е.

Работа начинается с закрепления окончания -у/-ю, за­тем отрабатывается окончание -е.
Примерный речевой материал для закрепления данной падежной формы


Окончание грамматической формы

Речевой материал

Окончание -у/-ю

Ударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова

Существительные мужского рода: петух (петуху), конь (коню), еж (ежу), лось (лосю) Существительные среднего рода: крыльцо (крыльцу), яйцо (яйцу), кольцо (кольцу), ведро (ведру), письмо (письму)

Безударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: брат (брату), арбуз (арбузу), орех (ореху), клоун (клоуну), ли­мон (лимону), автобус (автобу­су), медведь (медведю)

Существительные среднего рода: солнце (солнцу), дерево (дереву), пла­тье (платью), мыло (мылу), кресло (креслу), полотенце (полотенцу)

Ударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: пень (пню), скворец (скворцу), лев (льву)

Безударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: дятел (дятлу), заяц (зайцу), ко­тенок (котенку), ягненок (ягнен­ку), лисенок (лисенку)

Окончание

Ударное окончание -е при со­хранении звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные женского рода: свинья (свинье), сосна (сосне), оса (осе), пила (пиле), пчела (пчеле), лиса (лисе), коза (козе)

Безударное окончание -е без изменения звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные женского рода: ворона (вороне), синица (синице), роза (розе), береза (березе), кош­ка (кошке), ромашка (ромашке), чашка (чашке), белка (белке)




Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа.

а) Дополнение предложенияс помощью предмет­
ной картинки, например: «Петя несет кресло ... (бабуш­ке)»; «Мама шьет юбку ... (дочке)»; «Папа строит буд­ку ... (собаке)»; «Папа купил машинку... (сыну)»; «Девочка
дает молоко... (котенку)»; «Мальчик наливает воду... (по­пугаю)».


б) Игра «Кому приготовили угощенье?».

На столе игрушки животных: белка, коза, корова, мед­ведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи, шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость.

Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для которой это угощенье приготовлено, например: морковь зайцу.

в) Игра «Кому что дадим?».

Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим мед­ведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д.

4. Творительный падеж (со значением орудийности).

Главенствующим окончанием существительных в твори­тельном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем, которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются за­дания на уточнение рода существительных (например: «По­кажи картинку, о которой можно сказать он, она»).

При закреплении каждой грамматической формы в пер­вую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные.

Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с по­мощью предметной картинки. Например: «Траву косят
Примерный речевой материал для закрепления творительного

падежа формы


Окончание грамматической формы

Речевой материал

Окончание -ом/-ем

Ударное окончание -ом при сохра­нении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: жук (жуком), топор (топором), карандаш (ка­рандашом)

Существительные среднего рода: ведро (ведром), крыль­цо (крыльцом), перо (пером), кольцо (кольцом)

Безударное окончание -ом/-ем при сохранении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова

Существительные мужского рода: медведь (медведем), волк (волком), чайник (чайником), клюв (клювом)

Существительные среднего рода: полотенце (полотен­цем), море (морем), одеяло (одеялом), зеркало (зерка­лом)

Ударное окончание -ом при изме­нении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: молоток (молотком), сачок (сачком), свисток (сви­стком), крючок (крючком)

Ударное окончание -ой при сохра­нении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные женского рода: пила (пилой), коса (ко­сой), оса (осой), лиса (лисой), коза (козой)

Безударное окончание -ой при со­хранении звуковой структуры осно­вы начальной формы слова

Существительные женского рода: лапа (лапой), вилка (вилкой), лейка (лейкой), девочка (девочкой), удочка (удочкой), бабушка (бабуш­кой)