Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 528

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для дифференциации значений существительных, глаго­лов, прилагательных логопед называет различные слова. Ре­бенок, услышав слово, поднимает соответствующий символ.

Речевой материал — группы слов (например, дом, чи­тать, большой, щенок, рисовать, кукла, голубой, копать, светлый, птица, прыгать и т.д.).

4) Игр а «Волшебное дерево». (Для актуализации
связей слов.)

На доске — макет дерева, у детей — карточки с изобра­жением символов, обозначающих разные части речи. Лого­пед называет слово, дети находят соответствующий символ и помещают его на макете дерева (квадрат — существитель­ное; треугольник — глагол; круг — прилагательное).

5) Игра «Придумай слово».

Логопед называет слово и поднимает символ (не соответ­ствующий слову). Ребенок придумывает слово в соответ­ствии с символом, которое может употребляться в речи с исходным словом.

Например, яблоко яблоко растет; яблоко яблоко спелое.

Затем ребенок придумывает предложение с составленным словосочетанием. Например: Юля ест спелое яблоко».

На II этапе ставится задача закрепления отдельных, наи­более рано появляющихся в онтогенезе грамматических значений существительных и глаголов (значений рода су­ществительных, значений одушевленности-неодушевленно­сти, дифференциация падежных значений существитель-. ных и значений числа глагола).

Примерные виды заданий и игровых упражнений

1) Дифференциация мужского и женского рода имени существи­тельного

а) Игровое упражнение «Волшебный магазин». Логопед говорит ребенку, что в магазине можно купить разные необходимые предметы. К каждому предмету можно подставить слова он или она. Затем ребенку предлага­ется брать по одному предмету, и если к предмету подходит слово он, то ставить его около самолета, а если она, то по­ставить предмет около куклы. После правильного выполне­ния задания ребенок может поиграть с предметами.

б) Кроме игры «Волшебный магазин», используется игра «Внимательный Коля». В этом случае ребенок при­носит предметы, которые находятся в группе.

2)Дифференциация грамматического значения одушевленности
неодушевленности

Для закрепления значения одушевленности — неодушев­ленности используются следующие упражнения.

а) Игра «Кто? Что? » (1 вариант).
Предлагаются картинки с изображением одушевленных

и неодушевленных предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть на картинки и показать те, про которые можно спросить: «Кто?», затем те, про которые можно спросить: «Что?».


б) Игра «Кто? Что?» (2 вариант).

Ребенка просят подобрать как можно больше картинок (существительных) к названию действия (глаголу). Напри­мер, бежит (кто?) кошка, девочка, (что?) река, моло­ко; идет (кто?) медведь, бабушка, (что?) снег, дождь; стоит (кто?) дедушка, собака, (что?) — поезд, диван.

3)Дифференциация падежных значений имени существительного
Игра «Будь внимательным». (Соотнесение задан­ного вопроса с соответствующей картинкой или предметом.)

Логопед предлагает ребенку найти как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые вопро­сы, и ответить на вопрос. Например: «Что можно шить?»

«Рубашку, шубу, брюки»; «Чем можно шить?» «Игол­кой, нитками»; «Кого можно угощать?» «Девочку, кош­ку, собаку, мальчика, зайца»; «Чем можно угощать?»

«Конфетой, молоком, мясом, капустой»; «Что принесликушать?» «Суп, котлету, пироги»; «Кому принесли ку­шать?» «Щенку, корове, лошади, мальчику, дедушке»; «Что принесли детям?» «Карандаш.,ручку, торт, маши­ну»; «Чему радуются дети?» «Торту, конфетам, соку, машине»; «Чего много на картинке?» ■— «Яблок, пней, ска­меек, арбузов, карандашей, конфет»; «Что нарисовано на картинке?» «Яблоки, платье, кресло, лейка, стол» и т. д.)

4) Дифференциация грамматического значения числа глагола

Игра«Слушайипоказывай».

Материал — сюжетные картинки.

Логопед предлагает ребенку показать картинки (напри­мер, «читают — ...»; «читает — ...»; «рисуют — ...»; «ри­сует — ...»; «прыгают — ...»; «прыгает — ...» и т. д.).

На III этапе проводится закрепление связи между отдельным грамматическим значением и формально-язы­ковыми средствами его выражения.

Коррекционная работа по развитию умения определять род имен существительных по конечной части слова ведет­ся с учетом закономерностей онтогенеза, а также особеннос­тей овладения грамматической категорией рода имен суще­ствительных дошкольниками с ЗПР.

С учетом онтогенеза развитие умения опреде­лять род имен существительных проводится по следующим направлениям:

  1. закрепление связи грамматического значения мужско­го рода с формальными признаками (нулевое оконча­ние; окончание -а/-я);

  2. закрепление связи грамматического значения женско­го рода с формальными признаками (окончание -а/-я; нулевое окончание);

  3. дифференциация форм мужского и женского рода сущест­вительных;

  4. закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками (формы с ударным окон­чанием -о/-е; формы с безударным окончанием -о/-е);


  1. дифференциация форм среднего и мужского рода сущест­вительных;

  2. дифференциация форм среднего и женского рода сущест­вительных;

  3. дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных.

Каждая грамматическая форма отрабатывается сначала в импрессивной, а затем закрепляется в экспрессивной речи.

Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода

Примерные виды заданий и игровых упражнений

1) Формы мужского рода имени существительного

В импрессивной речи.

Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картин­ки и выбрать ту, про которую можно сказать он. Для работы последовательно предлагаются картинки первой и второй группы.

Дидактический материал — картинки.

I группа картинок (закрепление формы мужского рода
с нулевым окончанием): дом, стол, девочка, мальчик, кот,
курица, поезд, медведь, кукла, чайник, портфель, конь
и т. д.

II группа картинок (закрепление формы мужского рода
с окончанием -а/-я): папа, кошка, дядя, дедушка, юноша,
девочка, лампа, бабушка
и т. д.

Сначала отрабатываются слова I группы, затем работают со словами II группы.

В экспрессивной речи.

Работа проходит последовательно с теми же группами слов, что и в импрессивной речи (см. выше).

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать произносимое им слово, и если к нему подходит слово он, то поднять руку и повторить произнесенное слово, напри­мер, стол он.

2) Формы женского рода имени существительного
В импрессивной речи.

Логопед предлагает ребенку выбрать из группы карти­нок ту картинку, про которую можно сказать она. С каждой группой картинок задание отрабатывается отдельно.

Дидактический материал — группы картинок.

I группа картинок (закрепление формы женского рода
с ударным окончанием -а/-я): сосна, змея, колбаса, свинья,
коза, пила, кора, овца, мальчик, воробей, яблоко, цветок,
мяч, ковер
и т. д.

II группа картинок (закрепление формы женского рода
с безударным окончанием -а/-я): собака, девочка, утка, ба­
бушка, сумка, тетя, лампа, шишка, шуба, рубашка, белка,
Кастрюля, дятел, карандаш, дерево, медведь, стол, диван,
зеркало
и т. д.

III группа картинок (закрепление формы женского рода

существительных 3 склонения с нулевым окончанием ): ло­
шадь, тетрадь, мышь, фасоль, печь, стул, лист, яблоко, гнез­
до, шкаф, лук, помидор, дедушка, медаль и т. д.

В экспрессивной речи.

Работа проходит с каждой группой слов с соблюдением последовательности работы в импрессивной речи.

Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, и если к произнесенному слову подходит слово она, то под­нять флажок-сигнал и повторить слово.

3)Дифференциация форм мужского и женского рода существи­
тельных

В импрессивной речи.

а) Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть
на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать он
или она.

б) Определение рода данных существительных.
Дидактический материал — группы картинок {кукла, мяч,

рубашка, кастрюля; дом, самолет, девочка, стол и т. д.).

Ребенка просят выбрать «лишнюю» картинку (например, в группе картинок «дом, самолет, девочка, стол» «лиш­ней» считалась картинка «девочка»).

В экспрессивной речи.

Игра «Подбери картинку».

Логопед предлагает поднять руку, если к произнесенно­му слову можно подставить слово он; поднять флажок, если к слову можно подставить слово она. Картинки, названия которых обозначают существительные мужского и женско­го рода, ребенок раскладывает отдельно. Затем с каждой картинкой составляется предложение.

Игра «Лишнее слово».

Логопед произносит ряд слов, ребенок называет «лиш­нее» и объясняет, почему он так решил.

Дидактический материал — группы слов (собака, папа, лампа, девочка; медведь, автобус, сумка, конь и т. д.).

4) Форма среднего рода имени существительного

В импрессивной речи.

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту картинку, про которую можно сказать оно. После выбора картинки ставится вопрос: «Ска­жи, что слышится в конце слова?»(о) С каждой группой картинок задание отрабатывалось отдельно.

Дидактический материал — картинки.

I группа картинок (закрепление формы среднего рода
с ударным окончанием -о/-е): пальто, девочка, яйцо, книга,
крыльцо, стекло, дом, гнездо, кольцо, стакан, дупло, ручка,
лицо, письмо, колесо
и т. д.

II группа картинок (закрепление формы среднего рода
с безударным окончанием -о/-е): дерево, зеркало, стол, пла­
тье, кресло, солнце, кукла, облако, полотенце, собака, ябло­
ко, карандаш, барабан, сено, озеро, море

и т. д.

В экспрессивной речи.

Работа проходит с каждой группой слов (см. выше) от­дельно. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать слово, и если к произнесенному слову подходит слово оно, то поднять флажок и повторить слово.
5)Дифференциация форм среднего и мужского рода существи­
тельных

Игровое упражнение «Будь внимательным».

В импрессивной речи.

Дидактический материал — картинки (гнездо, мальчик, зеркало, кольцо, крыльцо, дом, стол, дупло, дерево, медведь, самолет, яйцо и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и показать ту, к которой можно подставить слово оно или он.

В экспрессивной речи.

Дидактический материал — предметы (яблоко, зеркало, клоун, кольцо, колесо, карандаш, портфель, альбом и т. д.).

Логопед предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и най­ти предмет, о котором можно сказать: а) оно, б) он. Напри­мер, яблоко оно, клоун он. Предметы ставятся на от­дельные подносы. Затем ребенок составляет предложения с данными словами.

6)Дифференциация форм среднего и женского рода существи­
тельных.

В импрессивной речи.

Игра «Умная стрелка».

Дидактический материал — «волшебные часы», на кото­рых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кош­ка, яйцо, гнездо, пирамидка, собака, береза, машина, зерка­ло, яблоко, ромашка).

Логопед просит ребенка направить волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) она, б) оно.

В экспрессивной речи.

Игра «Ловкий мяч».

Дидактический материал — картинки на наборном по­лотне или предметы (колесо, лопата, гнездо, машина, ябло­ко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка, кольцо и т. д.).

Логопед предлагает ребенку: «Сейчас мы с тобой поигра­ем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч об­ратно. Например, «она» лопата; «оно» гнездо».

7) Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода

существительных

а) Развитие умения определять род имен существитель­ных по конечной части слова.

В импрессивной речи.

Игра «Подбери картинку».

Дидактический материал — картинки