Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 528
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для дифференциации значений существительных, глаголов, прилагательных логопед называет различные слова. Ребенок, услышав слово, поднимает соответствующий символ.
Речевой материал — группы слов (например, дом, читать, большой, щенок, рисовать, кукла, голубой, копать, светлый, птица, прыгать и т.д.).
4) Игр а «Волшебное дерево». (Для актуализации
связей слов.)
На доске — макет дерева, у детей — карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи. Логопед называет слово, дети находят соответствующий символ и помещают его на макете дерева (квадрат — существительное; треугольник — глагол; круг — прилагательное).
5) Игра «Придумай слово».
Логопед называет слово и поднимает символ (не соответствующий слову). Ребенок придумывает слово в соответствии с символом, которое может употребляться в речи с исходным словом.
Например, яблоко — яблоко растет; яблоко — яблоко спелое.
Затем ребенок придумывает предложение с составленным словосочетанием. Например: Юля ест спелое яблоко».
На II этапе ставится задача закрепления отдельных, наиболее рано появляющихся в онтогенезе грамматических значений существительных и глаголов (значений рода существительных, значений одушевленности-неодушевленности, дифференциация падежных значений существитель-. ных и значений числа глагола).
Примерные виды заданий и игровых упражнений
1) Дифференциация мужского и женского рода имени существительного
а) Игровое упражнение «Волшебный магазин». Логопед говорит ребенку, что в магазине можно купить разные необходимые предметы. К каждому предмету можно подставить слова он или она. Затем ребенку предлагается брать по одному предмету, и если к предмету подходит слово он, то ставить его около самолета, а если она, то поставить предмет около куклы. После правильного выполнения задания ребенок может поиграть с предметами.
б) Кроме игры «Волшебный магазин», используется игра «Внимательный Коля». В этом случае ребенок приносит предметы, которые находятся в группе.
2)Дифференциация грамматического значения одушевленности —
неодушевленности
Для закрепления значения одушевленности — неодушевленности используются следующие упражнения.
а) Игра «Кто? Что? » (1 вариант).
Предлагаются картинки с изображением одушевленных
и неодушевленных предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть на картинки и показать те, про которые можно спросить: «Кто?», затем те, про которые можно спросить: «Что?».
б) Игра «Кто? Что?» (2 вариант).
Ребенка просят подобрать как можно больше картинок (существительных) к названию действия (глаголу). Например, бежит (кто?) — кошка, девочка, (что?) —река, молоко; идет (кто?) — медведь, бабушка, (что?) — снег, дождь; стоит (кто?) — дедушка, собака, (что?) — поезд, диван.
3)Дифференциация падежных значений имени существительного
Игра «Будь внимательным». (Соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом.)
Логопед предлагает ребенку найти как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые вопросы, и ответить на вопрос. Например: «Что можно шить?» —
«Рубашку, шубу, брюки»; «Чем можно шить?» — «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца»; «Чем можно угощать?» —
«Конфетой, молоком, мясом, капустой»; «Что принесликушать?» — «Суп, котлету, пироги»; «Кому принесли кушать?» — «Щенку, корове, лошади, мальчику, дедушке»; «Что принесли детям?» — «Карандаш.,ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» — «Торту, конфетам, соку, машине»; «Чего много на картинке?» ■— «Яблок, пней, скамеек, арбузов, карандашей, конфет»; «Что нарисовано на картинке?» — «Яблоки, платье, кресло, лейка, стол» и т. д.)
4) Дифференциация грамматического значения числа глагола
Игра«Слушайипоказывай».
Материал — сюжетные картинки.
Логопед предлагает ребенку показать картинки (например, «читают — ...»; «читает — ...»; «рисуют — ...»; «рисует — ...»; «прыгают — ...»; «прыгает — ...» и т. д.).
На III этапе проводится закрепление связи между отдельным грамматическим значением и формально-языковыми средствами его выражения.
Коррекционная работа по развитию умения определять род имен существительных по конечной части слова ведется с учетом закономерностей онтогенеза, а также особенностей овладения грамматической категорией рода имен существительных дошкольниками с ЗПР.
С учетом онтогенеза развитие умения определять род имен существительных проводится по следующим направлениям:
-
закрепление связи грамматического значения мужского рода с формальными признаками (нулевое окончание; окончание -а/-я); -
закрепление связи грамматического значения женского рода с формальными признаками (окончание -а/-я; нулевое окончание); -
дифференциация форм мужского и женского рода существительных; -
закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками (формы с ударным окончанием -о/-е; формы с безударным окончанием -о/-е);
-
дифференциация форм среднего и мужского рода существительных; -
дифференциация форм среднего и женского рода существительных; -
дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных.
Каждая грамматическая форма отрабатывается сначала в импрессивной, а затем закрепляется в экспрессивной речи.
Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода
Примерные виды заданий и игровых упражнений
1) Формы мужского рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать он. Для работы последовательно предлагаются картинки первой и второй группы.
Дидактический материал — картинки.
I группа картинок (закрепление формы мужского рода
с нулевым окончанием): дом, стол, девочка, мальчик, кот,
курица, поезд, медведь, кукла, чайник, портфель, конь и т. д.
II группа картинок (закрепление формы мужского рода
с окончанием -а/-я): папа, кошка, дядя, дедушка, юноша,
девочка, лампа, бабушка и т. д.
Сначала отрабатываются слова I группы, затем работают со словами II группы.
В экспрессивной речи.
Работа проходит последовательно с теми же группами слов, что и в импрессивной речи (см. выше).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать произносимое им слово, и если к нему подходит слово он, то поднять руку и повторить произнесенное слово, например, стол — он.
2) Формы женского рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед предлагает ребенку выбрать из группы картинок ту картинку, про которую можно сказать она. С каждой группой картинок задание отрабатывается отдельно.
Дидактический материал — группы картинок.
I группа картинок (закрепление формы женского рода
с ударным окончанием -а/-я): сосна, змея, колбаса, свинья,
коза, пила, кора, овца, мальчик, воробей, яблоко, цветок,
мяч, ковер и т. д.
II группа картинок (закрепление формы женского рода
с безударным окончанием -а/-я): собака, девочка, утка, ба
бушка, сумка, тетя, лампа, шишка, шуба, рубашка, белка,
Кастрюля, дятел, карандаш, дерево, медведь, стол, диван,
зеркало и т. д.
III группа картинок (закрепление формы женского рода
существительных 3 склонения с нулевым окончанием ): ло
шадь, тетрадь, мышь, фасоль, печь, стул, лист, яблоко, гнез
до, шкаф, лук, помидор, дедушка, медаль и т. д.
В экспрессивной речи.
Работа проходит с каждой группой слов с соблюдением последовательности работы в импрессивной речи.
Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, и если к произнесенному слову подходит слово она, то поднять флажок-сигнал и повторить слово.
3)Дифференциация форм мужского и женского рода существи
тельных
В импрессивной речи.
а) Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть
на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать он
или она.
б) Определение рода данных существительных.
Дидактический материал — группы картинок {кукла, мяч,
рубашка, кастрюля; дом, самолет, девочка, стол и т. д.).
Ребенка просят выбрать «лишнюю» картинку (например, в группе картинок «дом, самолет, девочка, стол» «лишней» считалась картинка «девочка»).
В экспрессивной речи.
Игра «Подбери картинку».
Логопед предлагает поднять руку, если к произнесенному слову можно подставить слово он; поднять флажок, если к слову можно подставить слово она. Картинки, названия которых обозначают существительные мужского и женского рода, ребенок раскладывает отдельно. Затем с каждой картинкой составляется предложение.
Игра «Лишнее слово».
Логопед произносит ряд слов, ребенок называет «лишнее» и объясняет, почему он так решил.
Дидактический материал — группы слов (собака, папа, лампа, девочка; медведь, автобус, сумка, конь и т. д.).
4) Форма среднего рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту картинку, про которую можно сказать оно. После выбора картинки ставится вопрос: «Скажи, что слышится в конце слова?»(о) С каждой группой картинок задание отрабатывалось отдельно.
Дидактический материал — картинки.
I группа картинок (закрепление формы среднего рода
с ударным окончанием -о/-е): пальто, девочка, яйцо, книга,
крыльцо, стекло, дом, гнездо, кольцо, стакан, дупло, ручка,
лицо, письмо, колесо и т. д.
II группа картинок (закрепление формы среднего рода
с безударным окончанием -о/-е): дерево, зеркало, стол, пла
тье, кресло, солнце, кукла, облако, полотенце, собака, ябло
ко, карандаш, барабан, сено, озеро, море
и т. д.
В экспрессивной речи.
Работа проходит с каждой группой слов (см. выше) отдельно. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать слово, и если к произнесенному слову подходит слово оно, то поднять флажок и повторить слово.
5)Дифференциация форм среднего и мужского рода существи
тельных
Игровое упражнение «Будь внимательным».
В импрессивной речи.
Дидактический материал — картинки (гнездо, мальчик, зеркало, кольцо, крыльцо, дом, стол, дупло, дерево, медведь, самолет, яйцо и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и показать ту, к которой можно подставить слово оно или он.
В экспрессивной речи.
Дидактический материал — предметы (яблоко, зеркало, клоун, кольцо, колесо, карандаш, портфель, альбом и т. д.).
Логопед предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и найти предмет, о котором можно сказать: а) оно, б) он. Например, яблоко — оно, клоун — он. Предметы ставятся на отдельные подносы. Затем ребенок составляет предложения с данными словами.
6)Дифференциация форм среднего и женского рода существи
тельных.
В импрессивной речи.
Игра «Умная стрелка».
Дидактический материал — «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамидка, собака, береза, машина, зеркало, яблоко, ромашка).
Логопед просит ребенка направить волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) она, б) оно.
В экспрессивной речи.
Игра «Ловкий мяч».
Дидактический материал — картинки на наборном полотне или предметы (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка, кольцо и т. д.).
Логопед предлагает ребенку: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно. Например, «она» — лопата; «оно» — гнездо».
7) Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода
существительных
а) Развитие умения определять род имен существительных по конечной части слова.
В импрессивной речи.
Игра «Подбери картинку».
Дидактический материал — картинки