Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 527
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(дерево, стол, кот, рубашка, колесо, лоб, лист, машина, кольцо, белка, мак, лось, зеркало, облако, кресло и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать: а) он, б) она, в) оно.
В экспрессивной речи.
Игра «Умники и умницы».
Дидактический материал — слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т. д.).
Логопед произносит слово, дети подставляют к нему слова он, она и составляют предложения.
Методика формирования системы словоизменения
У дошкольников с ЗПР нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из парадигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизменения должно быть направлено на уточнение грамматического значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфологического состава словоформ.
Логопедическую работу по формированию системы словоизменения у дошкольников с ЗПР следует проводить в следующей последовательности:
1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
С учетом закономерностей нормального онтогенеза, специфики усвоения дошкольниками с ЗПР морфологической системы, взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка формирование системы словоизменения проводится по следующим этапам:
I этап
II этап
III этап
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.
В целом последовательность коррекционного обучения определяется закономерностями появления форм в онтогенезе. Первоначально закрепляются наиболее продуктивные формы
, рано появляющиеся в онтогенезе. В дальнейшем работа проводится с менее продуктивными и непродуктивными формами, осуществляется их дифференциация.
Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвоения отрабатываемой формы в импрессивной речи осуществляется ее закрепление в экспрессивной речи.
Каждая грамматическая форма отрабатывается по следующему плану: а) выделение общего грамматического значения ряда словоформ; б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающей данное грамматическое значение; в) звуковой анализ флексии; г) закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях; д) образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.
Формирование системы словоизменения существительных, глаголов и прилагательных
Формирование системы словоизменения существительных
Формирование системы словоизменения существительных определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и проводится в следующей последовательности :
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа
Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке:
Внутри каждой грамматической формы работают по плану: а) формы с ударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова (отсутствие чередования звуков основы, единство суффиксов) (кот — коты); б) формы с безударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова (слива — сливы); в) формы с ударным окончанием и изменением звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова: чередование звуков, различение суффиксов, наращивание основы слова (явление супплетивизма) (лев — львы); г) формы с безударным окончанием и изменением звуковой и слоговой "структуры основы начальной формы слова (дятел — дятлы); д) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
Безударное окончание -ы при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные мужского рода: диван (диваны), самолет (самолеты), лимон (лимоны), тигр (тигры), апельсин (апельсины), жираф (жирафы), тюльпан (тюль паны)
Существительные женского рода 1 склонения: лопата (лопаты), машина (машины), ваза (вазы), парта (парты), синица (синицы), слива (сливы), береза (березы), сосна (сосны),рябина (рябины), корова (коровы), роза (розы), пила (пилы), ворона (вороны)
Ударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существитачьные мужского рода: огурец (огурцы), орел (орлы), скворец (скворцы), лев (львы)
Безударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные мужского рода: дятел (дятлы), заяц (зайцы)
Окончание-и
Ударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные мужского рода: петух (петухи), воробей (воробьи), ручей (ручьи), муравей (муравьи), паук (пауки), ключ (ключи)
Безударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Игровые упражнения по дифференциации единственного и множественного числа существительных именительного падежа Игра «У меня — у тебя».
Логопед называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, кот — коты. Игра «Научи Незнайку». Игра «Скажи наоборот». Игра «Найди пару».
Игра «Кто пришел — кто ушел».
Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел котенок — ушли котята; пришел теленок — ушли....
Предлагаются также следующие задания:
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать: а) он, б) она, в) оно.
В экспрессивной речи.
Игра «Умники и умницы».
Дидактический материал — слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т. д.).
Логопед произносит слово, дети подставляют к нему слова он, она и составляют предложения.
Методика формирования системы словоизменения
У дошкольников с ЗПР нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из парадигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизменения должно быть направлено на уточнение грамматического значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфологического состава словоформ.
Логопедическую работу по формированию системы словоизменения у дошкольников с ЗПР следует проводить в следующей последовательности:
1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
-
закрепление системы словоизменения на уровне предложения; .,. ., , ■ •
-
закрепление системы словоизменения в связной речи.
С учетом закономерностей нормального онтогенеза, специфики усвоения дошкольниками с ЗПР морфологической системы, взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка формирование системы словоизменения проводится по следующим этапам:
I этап
-
Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа. -
Закрепление беспредложных конструкций единственного числа в следующем порядке: а) винительный падеж (нулевое окончание; окончания -у; -а/-я); б) родительный падеж; в) дательный падеж; г) творительный падеж со значением орудийности. -
Усвоение предложно-падежных конструкций единственного числа. -
Овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами). -
Согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе.
II этап
-
Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам. -
Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе. -
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.
III этап
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.
В целом последовательность коррекционного обучения определяется закономерностями появления форм в онтогенезе. Первоначально закрепляются наиболее продуктивные формы
, рано появляющиеся в онтогенезе. В дальнейшем работа проводится с менее продуктивными и непродуктивными формами, осуществляется их дифференциация.
Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвоения отрабатываемой формы в импрессивной речи осуществляется ее закрепление в экспрессивной речи.
Каждая грамматическая форма отрабатывается по следующему плану: а) выделение общего грамматического значения ряда словоформ; б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающей данное грамматическое значение; в) звуковой анализ флексии; г) закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях; д) образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.
Формирование системы словоизменения существительных, глаголов и прилагательных
Формирование системы словоизменения существительных
Формирование системы словоизменения существительных определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и проводится в следующей последовательности :
-
дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа; -
закрепление беспредложных конструкций единственного числа по следующему плану: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а/-я); родительный падеж; дательный падеж; творительный падеж (со значением орудийности); -
усвоение предложно-падежных конструкций единственного числа; -
овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа
Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке:
-
грамматические формы с окончанием -ы (кот — коты); -
грамматические формы с окончанием -и (мяч — мячи); -
грамматические формы с окончанием -а (дом — дома);
-
грамматические формы с окончанием -ja (лист — листья, стул — стулья); -
дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
Внутри каждой грамматической формы работают по плану: а) формы с ударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова (отсутствие чередования звуков основы, единство суффиксов) (кот — коты); б) формы с безударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова (слива — сливы); в) формы с ударным окончанием и изменением звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова: чередование звуков, различение суффиксов, наращивание основы слова (явление супплетивизма) (лев — львы); г) формы с безударным окончанием и изменением звуковой и слоговой "структуры основы начальной формы слова (дятел — дятлы); д) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
Примерный речевой материал по закреплению формы множественного числа | |
Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -ы | |
Ударное окончание -ы при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: комар (комары), шкаф (шкафы), топор (топоры), кот (коты), гриб (грибы), слон (слоны), шар (шары), стол (столы) |
Безударное окончание -ы при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные мужского рода: диван (диваны), самолет (самолеты), лимон (лимоны), тигр (тигры), апельсин (апельсины), жираф (жирафы), тюльпан (тюль паны)
Существительные женского рода 1 склонения: лопата (лопаты), машина (машины), ваза (вазы), парта (парты), синица (синицы), слива (сливы), береза (березы), сосна (сосны),рябина (рябины), корова (коровы), роза (розы), пила (пилы), ворона (вороны)
Ударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существитачьные мужского рода: огурец (огурцы), орел (орлы), скворец (скворцы), лев (львы)
Безударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные мужского рода: дятел (дятлы), заяц (зайцы)
Окончание-и
Ударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные мужского рода: петух (петухи), воробей (воробьи), ручей (ручьи), муравей (муравьи), паук (пауки), ключ (ключи)
Безударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Безударное окончание -и при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные среднего рода: колесо — колеса. Существительные мужского рода: пень — пни, лев — львы, ухо — уши |
Окончание-а | |
Ударное окончание -а при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: дом (дома), глаз (глаза), лес (леса) Существительные среднего рода: облако (облака), зеркало (зеркала) |
Безударное окончание -а при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные среднего рода: окно (окна), гнездо (гнезда), кольцо (кольца), кресло (кресла), блюдце (блюдца), письмо (письма), яйцо (яйца) Существительные мужского рода: щенок (щенята), жеребенок (жеребята), котенок (котята) |
Безударное окончание -ja при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: стул (стулья), лист (листья) Существительные среднего рода: перо (перья), крыло (крылья), дерево (деревья) |
Игровые упражнения по дифференциации единственного и множественного числа существительных именительного падежа Игра «У меня — у тебя».
Логопед называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, кот — коты. Игра «Научи Незнайку». Игра «Скажи наоборот». Игра «Найди пару».
Игра «Кто пришел — кто ушел».
Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел котенок — ушли котята; пришел теленок — ушли....
Предлагаются также следующие задания: