Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(дерево, стол, кот, рубашка, колесо, лоб, лист, машина, кольцо, белка, мак, лось, зеркало, облако, кресло и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать: а) он, б) она, в) оно.

В экспрессивной речи.

Игра «Умники и умницы».

Дидактический материал — слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, ло­шадь и т. д.).

Логопед произносит слово, дети подставляют к нему сло­ва он, она и составляют предложения.


Методика формирования системы словоизменения

У дошкольников с ЗПР нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из пара­дигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизмене­ния должно быть направлено на уточнение грамматическо­го значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфо­логического состава словоформ.

Логопедическую работу по формированию систе­мы словоизменения у дошкольников с ЗПР следу­ет проводить в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне сло­восочетания;


  1. закрепление системы словоизменения на уровне пред­ложения; .,. ., , ■ •

  1. закрепление системы словоизменения в связной речи.

С учетом закономерностей нормального онтогенеза, спе­цифики усвоения дошкольниками с ЗПР морфологической системы, взаимодействия морфологической и синтаксичес­кой системы языка формирование системы словоизменения проводится по следующим этапам:

I этап

  1. Дифференциация именительного падежа единствен­ного и множественного числа.

  2. Закрепление беспредложных конструкций единствен­ного числа в следующем порядке: а) винительный падеж (нулевое окончание; окончания -у; -а/-я); б) родительный падеж; в) дательный падеж; г) творительный падеж со зна­чением орудийности.

  3. Усвоение предложно-падежных конструкций един­ственного числа.

  4. Овладение формами существительных множественно­го числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).

  5. Согласование глаголов настоящего времени и суще­ствительных в числе.

II этап

  1. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.

  2. Согласование глаголов прошедшего времени и суще­ствительных в роде и числе.

  3. Согласование прилагательного с существительным в име­нительном падеже единственного и множественного числа.

III этап

Согласование прилагательного с существительным в кос­венных падежах единственного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.

В целом последовательность коррекционного обучения определяется закономерностями появления форм в онтогенезе. Первоначально закрепляются наиболее продуктивные формы

, рано появляющиеся в онтогенезе. В дальнейшем ра­бота проводится с менее продуктивными и непродуктивны­ми формами, осуществляется их дифференциация.

Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвое­ния отрабатываемой формы в импрессивной речи осуществ­ляется ее закрепление в экспрессивной речи.

Каждая грамматическая форма отрабатывается по следу­ющему плану: а) выделение общего грамматического значе­ния ряда словоформ; б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающей данное грамматическое значе­ние; в) звуковой анализ флексии; г) закрепление связи грам­матического значения и флексии в специально подобран­ных упражнениях; д) образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.

Формирование системы словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

Формирование системы словоизменения существительных

Формирование системы словоизменения существитель­ных определяется последовательностью появления форм сло­воизменения в онтогенезе и проводится в следующей после­довательности :

  1. дифференциация существительных именительного па­дежа единственного и множественного числа;

  2. закрепление беспредложных конструкций единственно­го числа по следующему плану: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а/-я); родительный падеж; дательный падеж; творительный падеж (со зна­чением орудийности);

  3. усвоение предложно-падежных конструкций единствен­ного числа;

  4. овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).

Дифференциация существительных именительного падежа един­ственного и множественного числа

Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в сле­дующем порядке:

  1. грамматические формы с окончанием -ы (кот коты);

  2. грамматические формы с окончанием -и (мяч мячи);

  3. грамматические формы с окончанием -а (дом дома);

  1. грамматические формы с окончанием -ja (лист листья, стул стулья);

  2. дифференциация грамматических форм с различными флексиями.


Внутри каждой грамматической формы работают по пла­ну: а) формы с ударным окончанием при сохранении звуко­вой и слоговой структуры основы начальной формы слова (отсутствие чередования звуков основы, единство суффик­сов) (кот коты); б) формы с безударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы началь­ной формы слова (слива сливы); в) формы с ударным окон­чанием и изменением звуковой и слоговой структуры осно­вы начальной формы слова: чередование звуков, различение суффиксов, наращивание основы слова (явление супплети­визма) (лев львы); г) формы с безударным окончанием и изменением звуковой и слоговой "структуры основы на­чальной формы слова (дятел дятлы); д) дифференциа­ция грамматических форм с различными флексиями.


Примерный речевой материал по закреплению формы множественного числа

Окончание грамматической формы

Речевой материал

Окончание -ы

Ударное окончание -ы при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова

Существительные мужского рода: комар (комары), шкаф (шкафы), топор (топоры), кот (коты), гриб (грибы), слон (слоны), шар (шары), стол (столы)



Безударное окончание -ы при сохранении звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: диван (диваны), самолет (са­молеты), лимон (лимоны), тигр (тигры), апельсин (апельсины), жираф (жирафы), тюльпан (тюль паны)

Существительные женского рода 1 склонения: лопата (лопаты), машина (машины), ваза (вазы), парта (парты), синица (си­ницы), слива (сливы), береза (бе­резы), сосна (сосны),рябина (ря­бины), корова (коровы), роза (розы), пила (пилы), ворона (во­роны)


Ударное окончание -ы при из­менении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существитачьные мужского рода: огурец (огурцы), орел (орлы), скворец (скворцы), лев (львы)


Безударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: дятел (дятлы), заяц (зайцы)


Окончание-и

Ударное окончание -и при со­хранении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: петух (петухи), воробей (во­робьи), ручей (ручьи), муравей (муравьи), паук (пауки), ключ (ключи)


Безударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова



Безударное окончание -и при изменении звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные среднего рода: колесо колеса. Существительные мужского рода: пень пни, лев львы, ухо уши

Окончание-а

Ударное окончание -а при со­хранении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: дом (дома), глаз (глаза), лес (леса) Существительные среднего рода: облако (облака), зеркало (зерка­ла)

Безударное окончание -а при сохранении звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные среднего рода: окно (окна), гнездо (гнезда), коль­цо (кольца), кресло (кресла), блюдце (блюдца), письмо (пись­ма), яйцо (яйца) Существительные мужского рода: щенок (щенята), жеребенок (же­ребята), котенок (котята)

Безударное окончание -ja при изменении звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: стул (стулья), лист (листья) Существительные среднего рода: перо (перья), крыло (крылья), де­рево (деревья)

Игровые упражнения по дифференциации единственного и мно­жественного числа существительных именительного падежа Игра «У меня — у тебя».

Логопед называет существительное в единственном чис­ле и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму мно­жественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, кот коты. Игра «Научи Незнайку». Игра «Скажи наоборот». Игра «Найди пару».

Игра «Кто пришел — кто ушел».

Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел котенок ушли котята; пришел теленок ушли....

Предлагаются также следующие задания: