Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, либо усложнение деформации личности.

2) ЗПР с синдромом гипоактивности

С раннего возраста у таких детей отмечается замедлен­ный темп моторного и психического развития.

Движения и действия этих детей замедленны. Они не сразу включаются в различные виды деятельности, нере­шительны при выборе и прогнозе предстоящих действий, не сразу реагируют на поведение других детей в процес­се игры.

У этих детей отмечается замедленность восприятия и по­нимания речи. Формирование других психических функ­ций также характеризуется более замедленным темпом.

Многие психические процессы характеризуются пассив­ностью, инертностью. Исследования мышления обнаружи­вают у этих детей шаблонность, стереотипность, отсутствие творческой активности, гибкости, оригинальности.

3) ЗПР с аутистическим синдромом

Нарушения психомоторного развития наблюдаются у этих детей с раннего возраста. Развитие моторики часто отстает от нормы. У детей отмечается неловкость движений, нали­чие двигательных стереотипов.

В речи этих детей отмечаются нарушения звукопроизно-шения, просодических компонентов речи, обилие речевых штампов.

С раннего возраста проявляется аутичность. Эти дети ве­дут себя так, как будто они одни, не стремятся к общению и игре с другими детьми, иногда предпочитают избира­тельно контактировать с некоторыми взрослыми людьми.

Круг их интересов избирателен и ограничен. Чрезвычай­но трудно вовлечь этих детей в деятельность, которая им не нравится.

Учебная деятельность их не интересует и вызывает боль­шие трудности.

При этой форме ЗПР отмечается диспропорция в разви­тии различных видов мышления. При относительной со­хранности вербального мышления имеет место задержка в развитии невербального интеллекта (наглядно-образного, в частности, конструктивного мышления).

Школьная неуспеваемость этих детей осложняется не­достаточной сосредоточенностью и целенаправленностью.

В связи с имеющимися особенностями психической дея­тельности, у детей обнаруживаются нарушения чтения, письма и счета.

ЗПР при детских церебральных параличах

При ДЦП, кроме грубой неврологической симптоматики, нарушений моторики, у детей обнаруживаются и наруше­ния восприятия, внимания, памяти, мышления.

Двигательная недостаточность обусловливает и нарушения тактильной и кинестетической чувствитель­ности, расстройство зрительно-пространственных функ­ций. В связи с этим, частыми симптомами при ДЦП явля­ются нарушения гнозиса, праксиса, агнозоапраксии, асте-реогноз.


У детей с ДЦП наблюдаются и проявления ц е р е б р о -астенического синдрома.

Нарушения познавательной деятельности во многом определяются формой ДЦП. Так, при спастичес­кой и гемипаретической формах ДЦП у 1/3 детей отмечает­ся умственная отсталость, а у остальных детей выявляется ЗПР различной степени выраженности с преобладанием на­рушений наглядно-образного мышления.

Эмоционально-волевая сфера этих детей харак­теризуется сензитивностью, излишней впечатлительностью, переживанием своего дефекта.

При гиперкинетической форме ДЦП преобладают нару­шения вербально-логического мышления при относитель­ной сохранности наглядно-действенного мышления. При этом, однако, темп мыслительных операций, как правило,замедлен.

В поведении этих детей наблюдается недостаточная кри­тичность по отношению к себе, бестактность, назойливость, эгоцентричность.

У детей с ДЦП частыми являются неврозоподобные сим­птомы, депрессии, страхи.

ЗПР при общем недоразвитии речи

Нарушения речевого развития у. этих детей часто соче­таются с особенностями мыслительной деятельности. На­глядно-действенное и наглядно-образное мышление разви­ваются без особых отклонений. В то же время формирование вербально-логического мышления характери­зуется задержкой в развитии. Эти особенности мышления в сочетании с тяжелыми нарушениями речевого развития приводят к большим трудностям школьного обучения, к воз­никновению дислексии, дисграфии, дискалькулии.

ЗПР при тяжелых дефектах слуха

Дефекты слуха приводят, прежде всего, к нарушению речевого развития. В связи с этим, у глухих детей страдает вербально-логическое мышление, в то время как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление раз­виваются без отклонений. Нарушения речевого развития приводят к трудностям формирования понятий, процессов обобщения, абстракции.

В подростковом возрасте у детей с тяжелым нарушением слуха могут наблюдаться переживания своего дефекта, чув­ство неполноценности, черты инфантилизма, недостаточ­ная самостоятельность, повышенная самооценка.

В том случае, когда глухота вызвана органическим по­ражением мозга, могут наблюдаться признаки цереброас-тенического синдрома.

ЗПР при тяжелых дефектах зрения



Тяжелые дефекты зрения приводят к отставанию в фор­мировании моторной сферы, отрицательно влияют на развитие пространственных функций, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Вследствие слепоты нарушается участие ребенка в раз­личных видах деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, что также задерживает психическое развитие.

У детей с тяжелыми дефектами зрения часто отмечают­ся характерные особенности эмоционально-волевой сферы: сензитивность, замкнутость, чувство неполноцен­ности, капризность, эгоистичность, тревожная мнитель­ность, склонность к самоанализу. В качестве компенса­торных реакций формируется склонность к соблюдению порядка, доходящая до педантизма.

Довольно часто у этих детей наблюдаются невротические реакции и в целом патологическое формирование личности.

ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях

Из-за длительных соматических заболеваний у детей воз­никает астенический синдром, который проявляется в быст­рой утомляемости при физической и психической нагрузке.

Гиперопека к больному ребенку в семье и медицинском учреждении приводит к формированию таких черт личнос­ти, как инфантильность, отсутствие самостоятельности, по­вышенная внушаемость, эгоистичность.

Характерной чертой при этой форме ЗПР является по­вышенная истощаемость произвольного внимания, памяти и мышления, недостаточная скорость запоминания и обра­ботки информации. У многих детей наблюдается эмоцио­нальная неустойчивость, обидчивость, сензитивность, склон­ность к капризам. В ряде случаев имеют место невротичес­кие реакции.

ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности

Одной из причин ЗПР может служить эмоциональ­ная и сенсорная депривация ребенка, которая на­блюдается при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Психическая депривация может привести к сни­жению познавательной активности ребенка, к отставанию психического развития, к изменению эмоционально-воле­вой сферы.

Объем пред став л ений об окружающем мире у таких детей ограничен, а знания бессистемны, поверхностны, неточны. Отсутствие контроля за выполнением обязанно­стей приводит к слабости волевых усилий, к неуме­нию планировать свою деятельность для достижения цели. Такие дети по уровню имеющихся у них знаний и представ­лений, по особенностям поведения оказываются неподго­товленными к школьному обучению.


Уже в 1 классе у детей отмечаются страхи школьного обучения, школьная дезадаптация. Особенности познава­тельной деятельности и эмоционально-волевой сферы со­провождаются трудностями в овладении школьными навы­ками, чтением, письмом и счетом.

Таким образом, согласно классификации Ю. Г. Демья­нова, ЗПР часто комбинируется с различны­ми формами дизонтогенеза.

В целом, при ЗПР различного этиопатогенеза чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое не­доразвитие других и нарушение структуры третьих психи­ческих функций.

В связи с этими особенностями психического развития, необходима наиболее ранняя клиническая, психологичес­кая й педагогическая диагностика задержки психического развития.

Сложность структуры психического дизонтогенеза у де­тей с ЗПР вызывает необходимость комплексного подхода при коррекции нарушений психического развития, включа­ющего биологическую терапию, психотерапию, психологи­ческую и педагогическую коррекцию, с учетом особенностей структуры дефекта, неравномерности и дисгармоничности психического развития этих детей.

Таким образом, классификация В. В. Лебединского и Ю. Г. Демьянова существенно отличаются друг от друга с точки зрения общего подхода к определению самого поня­тия «задержка психического развития».

В классификации В.В.Лебединского ЗПР определяется как специфическое нарушение психического развития, отличающееся от других форм дизонтогенеза

в детском возрасте: нарушений психического развития при дефектах анализаторов, аутизме, психопатиях и др.

В классификации Ю. Г. Демьянова понятие ЗПР рассматривается более широко и включает все виды нарушений психического развития (кроме вариантов ум­ственной отсталости), при которых имеются отклонения в психическом развитии и снижение интеллекта.

Особенности психомоторного развития. Психологические особенности

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лу-бовский, Н. А. Менчинская, Л. И. Переслени, В. Л. Подо-бед, У. В. Ульенкова, Г. В. Шаумаров, П. Б. Шошин).

Исследования восприятия свидетельствуют о том
, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах пере­работки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опозна­ния. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающие­ся сверстники.

Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зритель­ных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особеннос­ти зрительного восприятия не могут не оказать отрицатель­ного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обуче­нии грамоте.

Как отмечают Strauss и Lethinen (цит. по 3. Тржесоглава), у детей с задержкой психического развития имеются на­рушения интерсенсорной и сенсомоторнои интеграции и координации. Эти дети с трудом вы­деляют фигуру из структурированного фона.

3. Тржесоглава обнаруживает у детей с легкой дисфунк­цией мозга нарушения ориентировки «право-лево», у них часто выявляется невыраженная или перекрестная л а -теральность. Однако автор не разделяет мнение о том, что среди детей с ЗПР преобладает левшество.

Многие иследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед,Н. Г. Под-дубная) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нару­шения памяти. Особенно ярко эти нарушения прояв­ляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым услови­ем успешной учебной деятельности является сформирован-ность памяти.

У детей с ЗПР нарушена как непроизвольная, так и про­извольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная актив­ность этих детей.

Исследования Н. Г. Поддубной показали, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроиз­вольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

По мере развития ребенка и особенностей учебной дея­тельности все большее значение приобретает произволь­ная память. Снижение произвольной памяти, по мнению Т. А. Власовой и М. В. Певзнер, представляет одну из зна­чимых причин неуспеваемости этих детей. Школьники с ЗПР с большим трудом запоминают условие задачи, быстро за­бывают прочитанное.

Детям с ЗПР свойственна недостаточность использова­ния рациональных способов запоминания.

У детей с задержкой психического развития страдает как механическая, так и логическая память (Л. В. Подобед). Снижение уровня