Файл: Методические материалы по курсу экономикоматематическое моделирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Варианты заданий по теме 3



Вариант 1
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = -2x1 + x2 → min

x1 - x2 3

x1 + x2 ≤ 9

-x1 + x2 ≥ 3

x1 + x2 ≥ 3/2

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 2
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = 4x1 + 3x2 → max

-x1 + 3x2 9

2x1 + 3x2 ≤ 18

2x1 - x2 ≤ 10

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 3
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = x1 + x2 → max

-x1 + x2 1

x1 + 2x2 ≤ 10

x1 + 2x2 ≥ 2

2x1 + x2 ≤ 10

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 4
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = 2x1 + x2 → max

x1 + x2 8

3x1 - 2x2 ≤ 12

-x1 + 2x2 ≤ 8

2x1 + 3x2 ≥ 6

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 5
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = x1 - 3x2 → max

x1 - x2 3

2x1 + x2 ≥ 3

x1 - 3x2 ≤ 1

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 6
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = 3x1 + 5x2 → min

x1 + x2 ≤ 5

3x1 - x2 ≤ 3

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 7
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = -2x1 + x2 → min

x1 - x2 3

x1 + x2 ≤ 9

-x1 + x2 ≥ 3

x1 + x2 ≥ 3/2

x1 ≥0, x2 ≥0

Вариант 8
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = 2x1 + 2x2 → min

x1 + 3x2 ≥ 3

-2x1 + x2 ≤ 2

x1 + x2 ≤ 5

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 9
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = 2x1 + 2x2 → max

x1 + 3x2 ≥ 3

-2x1 + x2 ≤ 2

x1 + x2 ≤ 5

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 10
Составить двойственную задачу к исходной ЗЛП.

Z = 2x1 + 3x2 → min

x1 + x2 4

6x1 + 2x2 ≥ 6

x1 + 5x2 ≥ 5

x1 ≥0, x2 ≥0

Тема 4. Транспортная задача




Пример задачи.
Мощности поставщиков: А1 = 120 т; А2 = 220 т; А3 = 300 т; А4 = 170 т. Спрос потребителей: В1 = 120 т; В2 = 250 т; В3 = 200 т; В4 = 180 т. Удельные затраты на перевозку единицы груза представлены матрицей С:




Определить объемы перевозок из пункта i в пункт j такие, чтобы суммарные издержки на перевозку были бы минимальными, т.е. построить матрицу объемов перевозок х.

.
Решение задачи:
1. Определить тип задачи – закрытый или открытый.

Задача открытая, т.к.



Вводится фиктивный потребитель с объемом потребления Вф



2. Строится расчетная матрица с фиктивным потреблением Вф и удельными затратами на перевозку фиктивного груза Ciф = 0. Исходное опорное решение поставленной транспортной задачи см. табл. 12.

Таблица 12




120

250

200

180

Вф


120

2

120


4


5

2

0

0


220



5



6

2

200

3

20

0


300


4



3

80

5

7

160

0

60


170



6



2

170

6

6

0

3. Формируется опорный план перевозок по критерию наименьших удельных затрат на перевозку единицы груза, т.е. minCij. Затраты Cij = 0 на перевозку фиктивных грузов не принимаются во внимание. Оставшиеся мощности сносятся фиктивному потребителю



Проверяется баланс по строкам и столбцам.
4. Проверяется полученный план перевозок на вырожденность:

K = m + n 1 - план невырожденный,

K < m + n 1 - план вырожденный,

где K - количество занятых клеток в таблице 12, т.е. количество

> 0;

m - количество строк матрицы;

n - количество столбцов.

В нашем примере задача вырожденная (7 < 4 + 5 1). Число занятых клеток К меньше значения (m + n 1) на 1. Поэтому одну клетку нужно дополнительно заполнить нулевой поставкой. Такие клетки называют условно-занятыми. Нуль помещают в такую клетку, чтобы в каждой строке и столбце было не менее одной занятой клетки. Поместим нулевую поставку в клетку (1,4), т.е. х14 = 0. Теперь задача стала невырожденной.
5. Оптимизируем опорный план, используя метод потенциалов.

Определяем потенциалы строк Ui и столбцов Vj по формуле:

Сij = Ui + Vj . (1)

Для этого зададим одно любое значение потенциала Ui либоVj, например, U3 = 0.

Пересчитаем все остальные Ui , Vj по (1) и зафиксируем их в таблице 12:



6. Определяются оценки свободных клеток:

Eij = Cij – (Ui + Vj)  0 (2)

Е12 = 4 – (- 5 + 3) = 6 Е31 = 4 – (0 + 7) = - 3

Е13 = 5 – (- 5 + 6) = 4 Е33 = 6 – (0 + 6) = 0

Е = 0 – (- 5 + 0) = 5 Е41 = 6 – (- 1 + 7) = 0

Е21 = 5 – (- 4 + 7) = 2 Е43 = 6 – (- 1 + 6) = 1

Е22 = 6 – (- 4 + 3) = 7 Е44 = 6 – (- 1 + 7) = 0

Е = 0 – (- 4 + 0) = 4 Е = 0 – (- 1 + 0) = 1.

7. Условие оптимальности задачи: Е ij 0.

В нашем примере имеется отрицательная оценка (Е31 = 6). Для клетки (3,1) строим цикл (цепь, многоугольник) для перераспределения поставок. Все его вершины, кроме одной, должны находиться в занятых клетках, углы прямые, число вершин четное. Для указанной клетки (3,1) построим цикл отдельно (рис. 2а). Около свободной клетки цикла ставится знак (+), далее поочередно проставляются знаки (-) и (+). У вершин со знаком (-) выбирается минимальный груз, его прибавляют к грузам, стоящим у вершин со знаком (+) и отнимают от грузов у вершин со знаком (-). В результате перераспределения груза получим новые значения грузов в вершинах цикла (рис. 2б).





– +






120

+
Рис. 2а Рис 2б
8. Перенесем цикл с новыми значениями (рис. 2б) в новую матрицу (табл. 13) и заполним таблицу поставками, не использованными в цикле.
Таблица 13




120

250

200

180

Вф

Ui





120
2


4

5

2

120

0


-5
-5





220
5


6

2

200

3

20

0

-4





300

4

120

3

80

6

7

40

0

60

0





170
6


2

170

6

6

0

-1

Vj

4

3

6

7

0






Оценки свободных клеток матрицы (табл. 13) не отрицательны, т.е. Еij . Следовательно, полученное опорное решение оптимально:

Е11 > 0; E12 > 0; E> 0; E21 > 0; E22 > 0;

E> 0; E33 = 0; E41 > 0; E43 > 0; E44 = 0.

Задача решена.
9. Определяется значение целевой функции:

F = 2*120 + 2*200 + 3*20 + 4*120 + 3*80 + 7*40 + 2*170 = 2040 руб.


Варианты заданий по теме 4



Решить транспортную ЗЛП методом потенциалов, построив исходный опорный план способом минимального элемента.
Вариант 1


ai bj

80

60

170

80

110

8

1

9

7

190

4

6

2

12

90

6

5

8

9


Вариант 2


ai bj

30

70

90

110

50

3

8

10

5

150

1

4

6

2

100

3

1

9

7


Вариант 3


ai bj

15

7

14

62

51

24

19

23

15

19

14

21

15

16

28

10

9

6

11



Вариант 4


ai bj

25

135

40

100

100

5

2

1

1

110

3

7

5

5

90

6

5

4

4