Файл: Методические материалы по курсу экономикоматематическое моделирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема 2. Задачи линейного программирования (ЗЛП)



Пример задачи 1.

Решить ЗЛП графическим способом.

Требуется найти max L = x1 + 4x2,

при ограничениях
Решение задачи:

Запишем уравнения граничных прямых и построим их на плоскости x1ox2



EMBED CorelDRAW.Graphic.11
Рис. 1. Решение ЗЛП геометрическим способом
Выделив область решения каждого неравенства системы ограничений, получим многоугольник допустимых решений ЗЛП.

На рис. 1 видно, что областью допустимых решений является многоугольник ONAC.

Построим основную прямую L = 0, то есть x1 + 4x2 = 0, проходящую через начало координат O (0,0) перпендикулярно вектору . Перемещая прямую L = 0 в направлении вектора , находим максимальную точку A, в которой пересекаются прямые L2 и L3, и координаты которой: x1 = 3, x2 = 1. Минимальной точкой является точка начала координат.

Итак, Omin (0,0), Amax (3;1). Тогда Lmin = 0, Lmax = 7

Пример задачи 2. Решить ЗЛП симплексным методом


х1 0; х2 0; х3 0.
Решение задачи:
Приведем данную ЗЛП к канонической форме. Запишем ограничения – неравенства в форме ограничений - равенств, для чего введем дополнительные переменные х4, х5, х6:

18х1 + 15х2
+ 12х3 + х4 = 360,

6х1 + 4х1 + 8х3 + х5 = 192,

5х1 + 3х2 + 3х3 +х6 = 180,

Составим симплекс – таблицу (табл. 11).

В табл. 11 (итерация 0) имеем базисное решение Б1 (0; 0; 0; 360; 192; 180). Данное решение не оптимально, т.к. при F max коэффициенты в строке оценок целевой функции должны быть положительны – условие оптимальности задачи.

Исключаем переменные, содержащие в строке оценок F отрицательные коэффициенты. Допустим, это будет переменная х3. Для выбора разрешающего элемента (с целью получения неотрицательных решений) используется правило симплекс – преобразования: для всех положительных элементов столбца исключаемой переменной х3 вычисляется отношение свободного члена строки к ним самим, т.е bi/aij. Выбирается наименьшее из отношений, а соответствующий ему коэффициент aij - за разрешающий элемент.

Таблица 11

Итерация

Базис

х1 х2 х3 х4 х5 х6


bi

bi/aij


0

x4

x 5

x 6

18 15 12 1 0 0

6 4 8 0 1 0

5 3 3 0 0 1

360

192

180

30

24

60

F

-9 -10 -16 0 0 0

0





1

x 4

x 3

x 6

9 9 0 1 -12/8 0

6/8 4/8 1 0 1/8 0

22/8 12/8 0 0 3/8 1

72

24

108

8

48

72

F

3 -2 0 0 2 0

384





2

x 2

x 3

x 6

1 1 0 1/9 -1/6 0

1/4 0 1 -1/18 57/72 0

5/4 0 0 -1/6 117/72 1

8

20

96




F

5 0 0 2/9 11 0

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Варианты заданий по теме 2



Вариант 1
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = x1 - 3x2 → max

x1 – x2 3

2x1 + x2 ≥ 3

x1 – 3x2 ≤ 1

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом.

Z = x1 + 3x2 + x3 → ––max

-x1 + x2 + x3 ≤ 1

x1 + x2 + x3 ≤ 4

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0
Вариант 2
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = 3x1 + 5x2 → max

x1 + x2 ≤ 5

3x1 – x2 ≤ 3

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом

Z = 4x1 + 3x2 → max

-x1 + 3x2 9

2x1 + 3x2 ≤ 18

2x1 – x2 ≤ 10

x1 ≥0, x2 ≥0
Вариант 3
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = 2x1 + 2x2 → min

x1 + 3x2 ≥ 3

-2x1 + x2 ≤ 2

x1 + x2 ≤ 5

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом

Z = 2x1 + x2 + 2x3 → max

3x1 + 2x2 + x3 ≤ 6

x1 + x2 + 2 x3 ≤ 4

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0

Вариант 4
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = 2x1 + 2x2 → max

x1 + 3x2 ≥ 3

-2x1 + x2 ≤ 2

x1 + x2 ≤ 5

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом.

Z = 5x1 + 4x2 - x3 → max

x1 – 2x2 + 2x3 20

x1 + 4x2 x3 ≤ 16

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0
Вариант 5
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = 2x1 + 3x2 → min

x1 + x2 4

6x1 + 2x2 ≥ 6

x1 + 5x2 ≥ 5

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом.

Z = 4x1 - x2 + x3 → max

x1 + 2x2 + x3 20

2x1 – x2 + 2 x3 ≤ 10

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0
Вариант 6
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = –2x1 + x2 → min

x1 – x2 3


x1 + x2 ≤ 9

-x1 + x2 ≥ 3

x1 + x2 ≥ 3/2

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом.

Z = 3x1 + 5x2 → min

x1 + x2 ≤ 5

3x1 – x2 ≤ 3

x1 ≥0, x2 ≥0

Вариант 7
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = 4x1 + 3x2 → max

-x1 + 3x2 9

2x1 + 3x2 ≤ 18

2x1 – x2 ≤ 10

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом.

Z = 3x1 + x2 + 3x3 → max

x1 + 3x2 + 5x3 9

2x1 + 2x2 + x3 ≤ 5

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0
Вариант 8
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = x1 + x2 → max

-x1 + x2 1

x1 + 2x2 ≤ 10

x1 + 2x2 ≥ 2

2x1 + x2 ≤ 10

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом.

Z = x1 + x2 + x3 → max

2x1 + x2 + x3 ≤ 2

4x1 + 2x2 + x3 ≤ 2

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0

Вариант 9
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = 3x1 + 5x2 min

x1 + x2 ≤ 5

3x1 x2 ≤ 3

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом

Z = 5x1 + 4x2 + x3 → max

x1 + 4x2 + 2x3 8

2x1 + x2 + x3 ≤ 4

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0


Вариант 10
Задача 1. Решить графическим методом следующую ЗЛП:

Z = 2x1 + x2 → max

x1 + x2 8

3x1 – 2x2 ≤ 12

-x1 + 2x2 ≤ 8

2x1 + 3x2 ≥ 6

x1 ≥0, x2 ≥0
Задача 2. Решить ЗЛП симплексным методом.

Z = 2x1 + x2 + x3 → max

x1 + x2 + x3 6

2x1 - x2 + x3 ≤ 2

x1 ≥0, x2 ≥0, x3 ≥0

Тема 3. Двойственная задача линейного программирования
Пример задачи. По исходной задаче требуется построить двойственную.

Исходная задача: L = 10x1 + 6x2 – 4x3 →max


Решение задачи:
Приведем все неравенства системы ограничений исходной задачи к одному знаку:



Двойственная задача.