Файл: Конспект Лидерство Тема Введение в теоретические основы лидерства Вопрос Введение в теоретические основы лидерства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
шестикратную прибыль.
Во-первых, это объясняется тем, что коучинг сосредотачивает людей
на выполнении дел, которые увеличивают прибыль организации. Вовторых, он дает компании-клиенту «капитал» самомотивации и
ответственности персонала, которые максимизируют продуктивность и
эффективность организации, что опять же ведет к увеличению прибыли.
Коучинг не дает «ценных советов», а предоставляет в распоряжение
клиента реальные методы и навыки. Их использование позволит в
конкретной ситуации самостоятельно находить нужные, работающие
решения, оптимальные для человека и компании. Эта технология надежно
адаптирует организацию и личность к высокой конкуренции на рынке.
Именно уровень эффективности и продуктивности организации является
огромным ресурсом, в использовании которого еще нет жесткой
конкуренции.
Результаты исследования по коучингу, проведенного Manchester Inc.
в 1999 году.
Компании, заказывающие коучинг для своих руководителей,
отметили следующие улучшения:
повышение производительности (53% по мнению
руководителей);
повышение качества продукции услуг (48%);
укрепление организации (48%);
снижение жалоб потребителей (34%);
увеличение итоговой доходности (22%).
Руководители отметили улучшения в следующих сферах:
рабочие отношения с непосредственными подчиненными (77%
по мнению руководителей);
рабочие отношения с непосредственными супервизорами (71%);
командная работа (67%);
удовлетворенность работой (61%);
снижение конфликтности (52%);
приверженность компании (44%);
работа с клиентами (37%).
Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех
экономически развитых странах. Особенно широко он используется в
сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Сингапур
и Гонконг переживают бум личных тренировок. Практически на каждом
предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и
развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча.
Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки
и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились
более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией
XXI века. Он развивается по нескольким направлениям: личный коучинг,
профессиональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и
др. Ниже приводятся наиболее очевидные варианты применения коучинга
в работе с персоналом: Мотивация персонала. Оценка. Делегирование
полномочий. Решение проблем. Урегулирование взаимоотношений.
Планирование и проверка. Работа в группах. Исполнение задач.
Развитие персонала.
Лидеры выбирают коучинг.
Джон Уитмор в своей книге «Новый стиль менеджмента и
управления персоналом» выделяет следующие достоинства применения
коучинга в личной и профессиональной деятельности:
Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего
применяется коучинг.
Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.
Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы»,
причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
Улучшение взаимоотношений в коллективе.
Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и
связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг
откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.
Многократно возрастают личная эффективность клиента и
скорость его продвижения к цели.
Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В будущем
потребность в гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная
конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные
глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и
социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей
жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.
Благодаря коучингу, человек развивает новые способности и навыки,
которые увеличивают его эффективность. Именно поэтому эффективный
лидер, руководитель должны обратить своё внимание на данную методику.
Еще в конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых
сформулировали идею о том, что лучшие компании, компании-лидеры –
это обучающиеся компании (learning company). Вслед за ними Э. Деминг,
Р. Реванс, К. Аргурис и другие исследователи стали активно обращаться к
этой теме. В настоящее время и в России концепция «обучающейся
организации» становится все более популярной: о ней много говорят,
пишут статьи, издают учебники.
Согласно данной концепции, отличительной чертой обучающейся
организации является то, что она не только получает новые знания, но и
изучает сам процесс их получения и дает возможность своим сотрудникам
практически реализовывать эти знания. То есть, «обучающаяся
организация» – это организация, в которой люди осознанно обучаются,
изучают и совершенствуют сам процесс обучения, а также осознанно
изменяют окружающую их действительность.
Таким образом, ключевая идея концепции состоит в том, что
эффективность деятельности предприятия зависит не столько от
накапливания и использования уже найденных решений, сколько от
развития собственных навыков решения возникающих вопросов, от
способности персонала организации обучаться на собственном опыте.
Обучающаяся организация – это та, которая эффективно отвечает на
вызов изменений бизнес-среды путем создания новых технологий, и
овладения новыми знаниями и умениями. Она в кратчайшие сроки
интегрирует новые знания и умения для преобразования своей основной
деятельности. Чтобы соответствовать таким требованиям, персоналу
необходимо постоянно повышать свою квалификацию и
профессиональный потенциал.
Новая парадигма развития рассматривает обучение как системный
элемент организации, несущий ответственность за придание организации
нового качества. В свою очередь, вся деятельность организации
рассматривается не только с точки зрения количественных показателей
эффективности, но и с позиции показателей качественного роста. От
персонала требуется особый настрой на овладение новыми знаниями и
умениями без отрыва от основной деятельности, а также готовность
создавать особые отношения между теми, кто уже овладел новыми
подходами, и теми, кто ищет помощи, чтобы овладеть ими.
Концепция обучающейся организации становится повесткой дня для
многих предприятий. Она включает:
1. Повышенное внимание к обучению и развитию как к
определяющим факторам эффективности организации и устойчивого
конкурентного преимущества.
2. Организация различных программ, помогающих поддерживать
обучение.
3. Выделение ключевых персональных навыков, необходимых
индивидам для успешного функционирования в самообучающей
организации.
Кроме того, самообучающаяся организация дает своим сотрудникам
возможность реализовывать высшую потребность человека – потребность
в самореализации. Это происходит в результате того, что сотрудники,
сформировав свою позицию при помощи лидера, находят свой смысл в
организации как сообществе личностей.
Смысл жизни – познание нового, развитие своей личностной позиции, развитие форм социального
взаимодействия (социализации). Соответственно, человек в такой
организации действует для реализации собственной мечты, а организация
становится для него оптимальным ресурсом ее достижения. В
самообучающейся организации человек реализует смысл своей жизни.
Самообучающаяся организация – это место, где люди постоянно
открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и
действуют. И здесь же они учатся тому, как эту реальность изменять.
Вопрос 3. Этапы коучинга.
1. Объяснение и демонстрация.
На этой стадии коуч должен:
Обобщить все то, что необходимо объяснить и
продемонстрировать.
Сделать акцент на том, почему это важно.
Обрисовать, как это будет выполняться.
Объяснить и продемонстрировать, соблюдая логическую
последовательность.
Сделать обобщение, еще раз подчеркнув и объяснив важность
изучаемого действия.
Отвести время на вопросы, уточнения и обратную связь для
проверки понимания.
2. Осмысление обучения.
Следует очень продуманно определять временной режим этой
стадии. Часто все, что здесь требуется – это несколько минут приватного
разговора, сделанные на полях заметки или практика с некоторым
элементом нового оборудования.
3. Обзор прогресса.
На этом этапе коучу необходимо напомнить ученику о конечной
цели программы обучения и предложить ему озвучить, каких результатов,
по его мнению, они достигли на данный момент. Грамотно
сформулированные вопросы могут помочь ученикам выявить любые
мешающие обучению препятствия, с которыми они сталкиваются, а также
позволяют им обнаружить белые пятна, которые могли образоваться к
этому времени
4. Планирование новой практики.
Возможность применения полученных знаний гарантирует
достижение требуемых стандартов компетентности. Коуч должен
обеспечить ученику практические сессии трех типов:
«безопасные» возможности: легко можно совершить ошибку и тут
же исправить ее, причем без разрушительных последствий для себя и
своего дела;
возможности «близкого наблюдения»: ученики могут
потренироваться в ситуациях реальной жизни в присутствии коуча,
который может вмешиваться с целью помочь и скорректировать любые
недочеты, а также чтобы укрепить уверенность ученика при помощи
позитивной обратной связи;
возможности «выборочной проверки»: ученик волен действовать
по своему усмотрению в ситуации реальной жизни, но при этом он знает,
что коуч будет осуществлять выборочные проверки, чтобы затем
предоставлять обратную связь и развивать мотивацию ученика.
Рассматривая коучинг как некие непрерывный процесс роста можно
говорить о некой спирали обучения и практики.
Спираль практики начинается со стадии первоначального
объяснения и демонстрации. За ней следует стадия рефлексии обучения,
достигнутого в ходе начального этапа. После нее приходит стадия, в задачу
которой входит формирование конкретных выводов относительно
прогресса, достигнутого в направлении конечной цели. Финальная стадия
предполагает планирование последующей практики. Конечно же, это
приводит к возникновению нового рабочего опыта, но на этот раз уже на
несколько более высоком качественном уровне.
Весь процесс начинается снова и снова и продолжается по спирали,
ведущей ко все более продвинутым степеням мастерства и
профессионализма после каждой следующей практической сессии.