Файл: Конспект Лидерство Тема Введение в теоретические основы лидерства Вопрос Введение в теоретические основы лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


шестикратную прибыль.

Во-первых, это объясняется тем, что коучинг сосредотачивает людей

на выполнении дел, которые увеличивают прибыль организации. Вовторых, он дает компании-клиенту «капитал» самомотивации и

ответственности персонала, которые максимизируют продуктивность и

эффективность организации, что опять же ведет к увеличению прибыли.

Коучинг не дает «ценных советов», а предоставляет в распоряжение

клиента реальные методы и навыки. Их использование позволит в

конкретной ситуации самостоятельно находить нужные, работающие

решения, оптимальные для человека и компании. Эта технология надежно

адаптирует организацию и личность к высокой конкуренции на рынке.

Именно уровень эффективности и продуктивности организации является

огромным ресурсом, в использовании которого еще нет жесткой

конкуренции.

Результаты исследования по коучингу, проведенного Manchester Inc.

в 1999 году.

Компании, заказывающие коучинг для своих руководителей,

отметили следующие улучшения:

 повышение производительности (53% по мнению

руководителей);

 повышение качества продукции услуг (48%);

 укрепление организации (48%);

 снижение жалоб потребителей (34%);

 увеличение итоговой доходности (22%).

Руководители отметили улучшения в следующих сферах:

 рабочие отношения с непосредственными подчиненными (77%

по мнению руководителей);

 рабочие отношения с непосредственными супервизорами (71%);

 командная работа (67%);

 удовлетворенность работой (61%);

 снижение конфликтности (52%);

 приверженность компании (44%);

 работа с клиентами (37%).

Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех

экономически развитых странах. Особенно широко он используется в

сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Сингапур

и Гонконг переживают бум личных тренировок. Практически на каждом

предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и

развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча.

Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки

и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились

более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией

XXI века. Он развивается по нескольким направлениям: личный коучинг,


профессиональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и

др. Ниже приводятся наиболее очевидные варианты применения коучинга

в работе с персоналом: Мотивация персонала. Оценка. Делегирование

полномочий. Решение проблем. Урегулирование взаимоотношений.

Планирование и проверка. Работа в группах. Исполнение задач.

Развитие персонала.

Лидеры выбирают коучинг.

Джон Уитмор в своей книге «Новый стиль менеджмента и

управления персоналом» выделяет следующие достоинства применения

коучинга в личной и профессиональной деятельности:

 Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего

применяется коучинг.

 Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.

 Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы»,

причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.

 Улучшение взаимоотношений в коллективе.

 Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и

связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.

 Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг

откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.

 Многократно возрастают личная эффективность клиента и

скорость его продвижения к цели.

 Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В будущем

потребность в гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная

конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные

глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и

социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей

жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.

Благодаря коучингу, человек развивает новые способности и навыки,

которые увеличивают его эффективность. Именно поэтому эффективный

лидер, руководитель должны обратить своё внимание на данную методику.

Еще в конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых

сформулировали идею о том, что лучшие компании, компании-лидеры –

это обучающиеся компании (learning company). Вслед за ними Э. Деминг,

Р. Реванс, К. Аргурис и другие исследователи стали активно обращаться к

этой теме. В настоящее время и в России концепция «обучающейся

организации» становится все более популярной: о ней много говорят,



пишут статьи, издают учебники.

Согласно данной концепции, отличительной чертой обучающейся

организации является то, что она не только получает новые знания, но и

изучает сам процесс их получения и дает возможность своим сотрудникам

практически реализовывать эти знания. То есть, «обучающаяся

организация» – это организация, в которой люди осознанно обучаются,

изучают и совершенствуют сам процесс обучения, а также осознанно

изменяют окружающую их действительность.

Таким образом, ключевая идея концепции состоит в том, что

эффективность деятельности предприятия зависит не столько от

накапливания и использования уже найденных решений, сколько от

развития собственных навыков решения возникающих вопросов, от

способности персонала организации обучаться на собственном опыте.

Обучающаяся организация – это та, которая эффективно отвечает на

вызов изменений бизнес-среды путем создания новых технологий, и

овладения новыми знаниями и умениями. Она в кратчайшие сроки

интегрирует новые знания и умения для преобразования своей основной

деятельности. Чтобы соответствовать таким требованиям, персоналу

необходимо постоянно повышать свою квалификацию и

профессиональный потенциал.

Новая парадигма развития рассматривает обучение как системный

элемент организации, несущий ответственность за придание организации

нового качества. В свою очередь, вся деятельность организации

рассматривается не только с точки зрения количественных показателей

эффективности, но и с позиции показателей качественного роста. От

персонала требуется особый настрой на овладение новыми знаниями и

умениями без отрыва от основной деятельности, а также готовность

создавать особые отношения между теми, кто уже овладел новыми

подходами, и теми, кто ищет помощи, чтобы овладеть ими.

Концепция обучающейся организации становится повесткой дня для

многих предприятий. Она включает:

1. Повышенное внимание к обучению и развитию как к

определяющим факторам эффективности организации и устойчивого

конкурентного преимущества.

2. Организация различных программ, помогающих поддерживать

обучение.

3. Выделение ключевых персональных навыков, необходимых

индивидам для успешного функционирования в самообучающей


организации.

Кроме того, самообучающаяся организация дает своим сотрудникам

возможность реализовывать высшую потребность человека – потребность

в самореализации. Это происходит в результате того, что сотрудники,

сформировав свою позицию при помощи лидера, находят свой смысл в

организации как сообществе личностей.

Смысл жизни – познание нового, развитие своей личностной позиции, развитие форм социального

взаимодействия (социализации). Соответственно, человек в такой

организации действует для реализации собственной мечты, а организация

становится для него оптимальным ресурсом ее достижения. В

самообучающейся организации человек реализует смысл своей жизни.

Самообучающаяся организация – это место, где люди постоянно

открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и

действуют. И здесь же они учатся тому, как эту реальность изменять.

Вопрос 3. Этапы коучинга.

1. Объяснение и демонстрация.

На этой стадии коуч должен:

 Обобщить все то, что необходимо объяснить и

продемонстрировать.

 Сделать акцент на том, почему это важно.

 Обрисовать, как это будет выполняться.

 Объяснить и продемонстрировать, соблюдая логическую

последовательность.

 Сделать обобщение, еще раз подчеркнув и объяснив важность

изучаемого действия.

 Отвести время на вопросы, уточнения и обратную связь для

проверки понимания.

2. Осмысление обучения.

Следует очень продуманно определять временной режим этой

стадии. Часто все, что здесь требуется – это несколько минут приватного

разговора, сделанные на полях заметки или практика с некоторым

элементом нового оборудования.

3. Обзор прогресса.

На этом этапе коучу необходимо напомнить ученику о конечной

цели программы обучения и предложить ему озвучить, каких результатов,

по его мнению, они достигли на данный момент. Грамотно

сформулированные вопросы могут помочь ученикам выявить любые

мешающие обучению препятствия, с которыми они сталкиваются, а также

позволяют им обнаружить белые пятна, которые могли образоваться к

этому времени

4. Планирование новой практики.

Возможность применения полученных знаний гарантирует

достижение требуемых стандартов компетентности. Коуч должен


обеспечить ученику практические сессии трех типов:

 «безопасные» возможности: легко можно совершить ошибку и тут

же исправить ее, причем без разрушительных последствий для себя и

своего дела;

 возможности «близкого наблюдения»: ученики могут

потренироваться в ситуациях реальной жизни в присутствии коуча,

который может вмешиваться с целью помочь и скорректировать любые

недочеты, а также чтобы укрепить уверенность ученика при помощи

позитивной обратной связи;

 возможности «выборочной проверки»: ученик волен действовать

по своему усмотрению в ситуации реальной жизни, но при этом он знает,

что коуч будет осуществлять выборочные проверки, чтобы затем

предоставлять обратную связь и развивать мотивацию ученика.

Рассматривая коучинг как некие непрерывный процесс роста можно

говорить о некой спирали обучения и практики.

Спираль практики начинается со стадии первоначального

объяснения и демонстрации. За ней следует стадия рефлексии обучения,

достигнутого в ходе начального этапа. После нее приходит стадия, в задачу

которой входит формирование конкретных выводов относительно

прогресса, достигнутого в направлении конечной цели. Финальная стадия

предполагает планирование последующей практики. Конечно же, это

приводит к возникновению нового рабочего опыта, но на этот раз уже на

несколько более высоком качественном уровне.

Весь процесс начинается снова и снова и продолжается по спирали,

ведущей ко все более продвинутым степеням мастерства и

профессионализма после каждой следующей практической сессии.