Файл: Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе создания эффективной системы менеджмента качества (на примере ооо Юдола).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42 предприятия. При планировании оцениваются достижения других предприятий в отрасли, а также оцениваются ресурсы, которые нужны для достижения целей. Основное требование, предъявляемое к целям в области качества – измеримость, проверяемость и результативность. Планирование снабжения происходит на основании стандарта СТО 08.001/05-18
«Планирование снабжения»
Одним из направлений целей по качеству является система бережливого производства, которая обеспечивает повышение эффективности использования ресурсов. Все действия, направленные на сокращение расходов предприятия, отражаются в цене, повышая конкурентоспособность предприятия, снижая себестоимость.
Вопросами качества на предприятии занимается служба качества. В службе качества согласно штатному расписанию и организационной структуре работают 9 человек: руководитель службы качества, ведущий инженер по качеству, инженер по качеству готовой продукции, инженер по качеству (входной контроль), инженер по гарантии, руководитель лаборатории, инженер-исследователь, лаборант, ведущий специалист по системе менеджмента качества.
Таким образом, можно выделить направления деятельности службы качества: система менеджмента качества; входной контроль; контроль готовой продукции и гарантийное обслуживание; лабораторный контроль.
Оценка работы службы качества производится ежеквартально в рамках оценки деятельности предприятия. Показатели, которые отслеживаются на ежеквартальной основе:
1. Уровень брака на входном контроле (PPM) – количество забракованной продукции*1000000/количество поставленной продукции
2. Удельный вес брака каждого производственного участка
3. Внутренний брак (некондиция) шт.
4. Уровень брака готовой продукции по потребителям (PPM)

43 5. Количество гарантийных случаев, шт
Каждый день проводят оперативные совещания по итогу работы за сутки, на которых принимают решения по необходимости или исполнению корректирующих действий. Еженедельно проводят совещания по качеству, которые оформляются протоколом, в котором отражаются корректирующие действия с определением сроков и ответственных лиц за выполнение мероприятий. Проводят внутренние аудиты (Приложение Ж) согласно СТО
09.001/01-17Аудиты.
Правила организации, проведения, разработки корректирующих и предупреждающих действий, оценка результативности процессов СМК, процессов производства и продукции. По результатам аудитов вводят корректирующие действия. (Приложение З)
Анализ со стороны руководства. Руководство предприятия проводит оценку действующей системы, при этом обеспечивая ее пригодность, адекватность и результативность и соответствие Политики в области качества. Правила и порядок проведения анализа предприятия определен в
СТО 09.005/01-18«Планирование и анализ интегрированной системы менеджмента качества со стороны высшего руководства». Записи о проведенном анализе проводятся в соответствии со стандартом «Управление записями». Анализ системы менеджмента качества проводится на ежеквартальной основе.
Человеческие ресурсы. Сотрудники являются основой предприятия, уровень их заинтересованности и участия определяет эффективность системы менеджмента качества. Предприятие заинтересовано в развитии и обеспечении квалификации своего персонала. Общие принципы работы с персоналом определяются в стандарте ОП С 01/07-09«Управление персоналом». Здесь же определен порядок обучения, наставничества, повышения квалификации и т.д.Отдельно введен стандарт «Оценка персонала».
Производственная среда. Руководство предприятия отвечает за обеспечение безопасной производственной среды. Производственная среда –


44 это совокупность условий производственной деятельности, которая включает вопросы безопасности труда, гигиенические, социальные, психологические, экологические и другие условия. Требования к вопросам управления производственной средой установлены в стандарте ОП С 04/04-17
1   2   3   4   5

«
Управление производственной средой».
Планирование процессов жизненного цикла продукта. Планирование процессов жизненного цикла продукта состоит из отслеживания потребности в новых продуктах, деятельности конкурентов, формирования оптимальной номенклатуры, определения доли рынка. На предприятии ведется следующая деятельность: разрабатываются и внедряются новые виды продуктов (у предприятия имеется свой исследовательский центр и лаборатория); оцениваются закупаемые сырье, комплектующие и материалы с целью поиска новых высокотехнологичных ресурсов, новых эффективных поставщиков, гарантирующих самое высокое качество поставок; определение новых техник и технологий производства и сбыта.
Планирование разработки и внедрения новых видов продуктов проводится по стандарту ОП А 06/04-18 «Управление проектированием и изменениями» (Приложение Г). Планирование закупок проводят в соответствии со стандартом ОП С 03/05-18«Логистика обеспечения», который объединяет поставки необходимого сырья, материалов, комплектующих и транспортную логистику. Планирование производства проводится в соответствии со стандартом ОП А 07/05-18 «Производственная логистика», на основании планируемых объемов продаж; нормативов расхода сырья, комплектующих и материалов, текущего состояние складских запасов сырья и материалов.
Процессы, связанные с потребителями. Основными стандартами, связанными с потребителями, являются ОП А 08/09-17 «Маркетинг и реализация готовой продукции»
(Приложение
В),МИ
04.001/01-
18
«
Ориентация на потребителя». На основании требований формируется и утверждается документ «Реестр заинтересованных лиц», где определены

45 требования всей участников процессов, периодичность их пересмотра, методы оценки выполнения требований. В этом документе проводится анализ всех требований потребителей, оценивается правильность интерпретации требований и возможность их удовлетворения. Анализ требований проводится в процессе разработки новых видов продуктов, оценки рисков через PFMEA. В стандарте ОП А 08/09-17 «Маркетинг и реализация готовой продукции» определены эффективные меры для организации связи с потребителями.
Разработка новых видов продукции. На предприятии планируются и разрабатываются новые виды продукции в соответствии со стандартом ОП А
06/04-18 «Управление проектированием и изменениями». В нем определены этапы разработки, ответственные лица, сроки, предъявляемые требования, критерии и методы анализа, верификации и валидации всех этапов разработки, формы представления входных и выходных данных для ведения проекта, а также оцениваются возможные результаты и риски и определяются шаги по управлению ими. При этом формируется проектная группа, включающая специалистов различных направлений, чье участие необходимо для успешного осуществления проекта. При необходимости этапы проекта согласовываются с потребителем, также, как и промежуточные и итоговые результаты проводимых работ.
Качество производственных процессов, их воспроизводимость с определенным качеством, непрерывность и стабильность достигаются в рамках стандарта организации «Логистика обеспечения». В данном стандарте определены взаимоотношения с поставщиками, управление их развитием, определены методы транслирования требований конечного потребителя на уровень субпоставщиков. В этом стандарте описаны способы проведения оценки при первичном одобрении поставщика, его последующий мониторинг, оценка эффективности его работы, системы поощрений и наказаний. При выборе поставщика учитывается наличие у поставщика разрешительных документов, сертификация по ИСО 9001, возможность


46 обеспечивать необходимый объем и качество поставок; гибкость при изменении объемов, исполнение договорных обязательств, цена, условия оплаты и доставки, стоимость продукции, оперативность реагирования на выявленные недостатки в поставленной продукции. В рамках данного стандарта определен процесс и требования к проведению аудитов у поставщиков.
Производство продукции. Планирование производства и производство продукции происходит в соответствие со стандартом ОП А07/05-18
«Производственная логистика» и ОП А 04/02-13«Производство». Процесс производства является одним из основных на предприятии, именно здесь создается качественный продукт, при неправильном планировании создаются дополнительные запасы готовой продукции, может возникнуть нехватка комплектующих и запасов материалов и сырья, может произойти затоваривание складов, снижается эффективность использования складских площадей, повышается расходы. Планирование в рамках стандарта включает: планирование производства, переналадок, профилактических ремонтов, наличие нормативной и иной документации, которая определяет требования к продукции; планы и средства контроля, средства измерений, квалификацию сотрудников, организация производства продукции в управляемых условиях включает в себя все этапы производства. Планирование производственного процесса и оперативный контроль за ходом выполнения производственной программы (плана) осуществляют через выполнение суточных заданий и ежедневно оценивают руководством на производственных совещаниях.
Оценка также производится также на внутрибригадных совещаниях. Все производственные процессы на предприятии проводятся в точном соответствии технологическим инструкциям, санитарным правилам и нормам, должностным, рабочим инструкциям и инструкциям по охране труда.
При поступлении материалов и комплектующих на предприятие кладовщик склада осуществляет приёмочный контроль, оценивая состояние

47 материала, упаковки, проверяет наличие бирок тарного места и сопровождающей документации.
Входной контроль комплектующих выполняет инженер по качеству
ОКК, оценивая визуально и замеряя параметры в соответствие с требованиями карт контроля. Входной контроль материалов также выполняет лаборатория. При положительном результате на бирке тарного места комплектующих, в правом нижнем углу проставляется треугольная печать
«ГОДЕН. Разрешено к использованию». Операционный контроль и испытание продукции в процессе производства осуществляется операторами.
Каждое рабочее место предусматривает контрольные операции, которые заключаются в визуальном контроле внешнего вида, замерах геометрических параметров, разрушающего контроля и т. д., а также в отслеживании показаний и результатов отбраковки встроенного в технологический процесс тестирующего оборудования. Все контрольные операции: способы и периодичность контроля, параметры контроля, допустимые значения указаны в рабочих инструкциях, которые расположены на каждом рабочем месте.
Отдельное внимание уделяется процессам прослеживаемости на предприятии согласно
МИ
08.021/01-18
«Идентификация и прослеживаемость».Идентификация сырья, материалов, готовой продукции и относящихся к ним документов проводится на предприятии в соответствии с требованиями п. 7.5.3 ГОСТ Р ИСО 9001для обеспечения прослеживаемости продукции в случае ее возврата или необходимости проведения специальной проверки.
На предприятии внедрены и действуют следующие стандарты:
«Управление несоответствующей продукцией», «Управление средствами измерений», ОП С «Логистика обеспечения». При этом все способы и средства идентификации должны пониматься сотрудниками, быть измеримы и сопоставимы. Отдельным направлением системы менеджмента качества является управление средствами измерений. На предприятии ведутся записи


48 результатов поверки и калибровки всего используемого оборудования для проведения мониторинга и измерений.
В ООО «Юдола» разработана система постоянных улучшений на основании внедрения принципов бережливого производства. Анализ достигнутых результатов проводится на основании стандарта «Анализ интегрированной системы менеджмента качества со стороны высшего руководства». Методы, которые используют на предприятии для мониторинга, измерения и анализа достигнутых результатов процессов, прописаны в процедурах, стандартах, методических инструкциях.
Основными методами являются: опросы, анкетирование, чек-листы
(Приложение Ж), метод экспертных оценок, диаграммы Парето, гистограммы, схемы Исикавы, контрольные листы.
Удовлетворенность потребителей. Как говорилось выше, основная цель внедрения системы менеджмента качества - обеспечение удовлетворенности потребителя (причем, как по вопросам качества, так и по прочим характеристикам). Мониторинг удовлетворенности потребителей проводится на ежемесячной основе, данные для анализа предприятие берет на порталах
Потребителей, где приводятся оценки по качественным характеристикам, по выполнению логистических требований потребителей и т.д. На предприятии действует стандарт «Ориентация на потребителя», а также эти вопросы прописаны в Руководстве по качеству. Также действует методическая инструкция по правилам оценки удовлетворенности потребителей.
Внутренние аудиты (проверки). (Приложение Ж,З) Ежегодно на предприятии проводятся как внешние
(предсертификационный,
Потребителей), так и внутренние аудиты. Если при внутреннем аудите выявлены замечания, то период между аудитами сокращается. Также действует стандарт «Система многоуровневых аудитов на производстве», а также стандарт
«Аудиты.
Предупреждающие и корректирующие действия».Внутренние аудиторы на предприятии проходят обязательное обучение и повышение квалификации.

49
Обнаружение несоответствующей продукции
Идентификация несоответствующей продукции
Рассмотрение и анализ несоответствующей продукции
Принятие решения о дальнейших действиях с несоответствующей продукцией
Окончательный брак
Использование как некондиции
Использование с отклонениями
Доработка
Оформление акта бракования и направления на утилизацию
Оформление акта перевода в некондицию
Оформление разрешения на использование с отклонениями
Контролирование доработанной продукции
Утилизация
Использование как некондиции
Использование по назначению
Управление несоответствующей продукцией. На предприятии имеется стандарт, который обеспечивает выполнение п. 8.3 ГОСТ Р ИСО
«Управления несоответствующей продукцией». На рисунке 6 показан порядок действия (алгоритм) действия с несоответствующей продукцией.
Продукция
Нет соответствует требованиям?
Рисунок 6 - Порядок действия при обнаружении несоответствия
Несоответствующая продукция может быть обнаружена на любой стадии жизненного цикла продукции. Несоответствия выявляются визуальным осмотром объекта, в результате измерений, испытаний и в результате использования объекта по назначению. Если одно из требований,
Изоляция несоответствующей продукции да