Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СХЕМА 2
ФОРМУЛА: группы получают разные задания.
51
В умело организованном коллективе каждый работает на каждо7
го. Дело учителя за “малым” — помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей,
умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.
СТАРОЕ СТАНОВИТСЯ НОВЫМ
Многие уже знакомые нам гаммы педагогической партитуры звучат иначе при переходе от соло к ансамблю. Речь идет о работе в группах.
Группа может быть от 2 до 12 учеников. Впрочем, верхняя граница весьма условна. Но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ В ГРУППАХ
СХЕМА 1
ФОРМУЛА: группы получают одно и то же задание.
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Пример
. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Урок природоведения в 3 классе по теме “Явления природы”. В конце урока класс разбивается на группы.
Каждая группа придумывает загадку про явление природы, пользуясь опорными схемами по методике со7
чинения загадок А. А. Нестеренко
1
Вот загадки, ко7
торые сочинили дети:
Холодный, но не мороженое;
мокрый, но не рыба;
долгожданный, но не каникулы;
грибной, но не суп. (Дождь.)
Поливает, но не лейка;
капает, но не сосулька;
идет, но не человек. (Дождь.)
Сверкает, но не алмаз;
ударяет, но не ток;
пугает, но не привидение. (Молния.)
Интересный эффект получается,
когда результаты работы групп про7
тиворечат друг другу. Ребята в таких случаях “заводятся”, и учитель на острие их заинтересованности стро7
ит проблемную беседу по разреше7
нию создавшегося противоречия.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Пример.
ФИЗИКА
Ученики еще не знакомы с поняти7
ем “плотность”. Группам раздаются куски пластилина с указанием измерить массу и объем как можно точнее. У каждой группы — свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы группы
Учитель: — Вот общая таблица результатов. Посмотрите на нее внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепрове7
ряя все измерения, определить, кто ошибся?
В обсуждение включаются все.
Через некоторое время озарение:
у всех первая цифра больше вто7
рой, а у третьей группы меньше!
А нельзя ли найти более точное соотношение между цифрами?
Группы работают: прибавляют,
отнимают, делят... Наконец, возни7
кает смутная догадка: масса,
деленная на объем, дает число,
примерно одинаковое почти у всех групп. Проверка показывает,
что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт повторно и убеждаются, что и их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие “плотность”. Те7
перь оно будет осознано как науч7
ное понятие, а не просто величина,
зачем7то выду7
манная умными дяденьками...
2 1
А. А. Нестеренко.
Страна загадок. —
Ростов7на7Дону, 1993.
Масса в граммах
Объем в милли7
литрах
1 2
22 15 3
42 90 50 150 74 55 4
5 6
7 30 150 35 100 53 25
заносят результат в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:
Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.
2
Пример подсказан уроком Сабин Лашкар,
Франция.
А. Гин
Коллективная учебная деятельность

ДИДАКТИКА
52
Пример.
МАТЕМАТИКА
Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повто7
рения. Другая делает разбор не7
скольких задач по этой же теме.
Третья и четвертая заняты подоб7
ным же образом, но по другой те7
ме. По завершении работы спике7
ры каждой группы обходят по оче7
СХЕМА 3
ФОРМУЛА: группы получают разные, но работающие
на общий результат задания.
Пример.
ГЕОГРАФИЯ
Группы получают разные карты Юж7
ной Америки: политическую, физи7
ческую, климатическую... Каждая группа по условным обозначениям на карте строит свой рассказ об особенностях континента. В резуль7
тате складывается общее представ7
ление о Южной Америке.
Пример.
ФИЗИКА,
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Каждая группа определяет плотность какого7либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в еди7
ную таблицу. Психологический сверхэффект: ребята очень гордят7
ся, когда результат их работы оказы7
вается нужным всему классу. А учи7
тель использует это и не раз еще обратится к полученной таблице.
— Можете ли вы точнее указать число учеников в группе?
— Поверьте, этого не нужно делать. Как только вы получите небольшой опыт, вопрос отпадет. Вы будете чувствовать, как именно лучше разбить на группы данный класс для конкретной работы.
ДИАЛОГ
ЛОВИ ОШИБКУ!
Читатель помнит: этот прием уже был описан на с. 34.
Но теперь технология его использования изменилась.
ФОРМУЛА: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются...
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и результат
его решения перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.
Пример.
РУССКИЙ
ИЛИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Учитель дает несколько грамматических
(синтаксических или других) правил.
Одно или несколько из них — неверны.
Найти и доказать ошибочность.
Пример.
ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ
Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют,
в каком случае цитата не могла при7
надлежать данному автору. Доказыва7
ют свое мнение.
Пример
. МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА,
ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ...
Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправиль7
ные. Задача группы — найти неправильные, доказать их невер7
ность и заменить правильными. Вот неправильное определение: “При7
бор, позволяющий установить поверхность горизонтально,
называют уровнем”. В результате работы ребята заменяют его на такое: “Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называют уровнем”.
реди остальные группы с докла7
дами. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами.
Пример
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Каждая группа получает малень7
кий рассказик, который должна перевести и инсценировать.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: к сожалению, практически нет готового дидак7
тического материала к этому приему. Нет сомнений, что со временем найдутся авторы и такой материал по разным предметам будет создан.
Может быть, вы и займетесь разработкой?
Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками... Есть где развернуться фантазии учителя.


53
ПРЕСС7КОНФЕРЕНЦИЯ
И ВОПРОС К ТЕКСТУ
И опять отличие в технологии применения знакомых уже приемов.
ФОРМУЛА: ребята составляют списки вопросов,
разбившись по группам.
Группы могут работать над одним и тем же текстом (или частью лекции), но одни из них — над репродуктивными вопросами, другие —
над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работа7
ют над разными частями текста или лекции.
СВОЯ ОПОРА
(см. с. 38, 40)
ФОРМУЛА 1: группа составляет опорный конспект
урока или темы на листе большого формата.
ФОРМУЛА 2: несколько сильных учеников заранее получают
творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда
то пройденным темам. На одном из уроков они становятся трене
рами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает
такой тренер по своему опорному конспекту.
После работы в отведенное время над определенной темой тре7
неры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое7то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект, или...
Особо интересный вопрос — решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть “открытыми”, они наи7
более развивают “творческость” мышления (на Западе используют тер7
мин “креативность”). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поле7
нимся подробно рассмотреть технологию учебного мозгового штурма.
(Подробно о том, какие бывают открытые задачи и “с чем их едят”, см.
в приложении 4 “Требования к условию открытой учебной задачи”, с. 102.)
Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета,
на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно.
Если, конечно, учителю интересно развивать творческие способности учеников.
НЕМНОГО ИСТОРИИ,
ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ
Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: Вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось,
что в какой7то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграм7
ма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подвод7
ная лодка. Алекс — он был капитаном одного из этих кораблей — живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда,
оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать?
Задача, казалось бы, неразрешимая.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на па7
лубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! — а вдруг чья7то “дикая”
идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса — мимо пройдет...
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
А. Гин
Мозговой штурм


ДИДАКТИКА
54
Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанали7
зировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, “мощным дувом” торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай.
Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей кора7
бельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гаран7
тирован — но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться...
Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу “Управляемое воображение”. С нее7то и началась популяриза7
ция мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.
УЧЕБНЫЙ
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).
Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель.
Перечислим дидактические ценности УМШ:
— это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
— учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
— участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
— учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел “Деловые игры”, с. 58).
ТЕХНОЛОГИЯ
Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся.
До штурма:
1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий.
Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи
(ключевыми словами, рисунком, знаком...).
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до
20 минут, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ
Главная цель — наработать как можно больше возможных реше7
ний. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся “дикими”.
Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.
Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно
ФОРМУЛА: решение творческой задачи организуется
в форме учебного мозгового штурма.


— Можно ли во время пауз включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления?
— Конечно.
— Перечисляя дидактические ценности УМШ, вы сказали: “Наработан7
ные решения часто дают новые подходы к изучению темы”. Поясните эту мысль примером.
— Пожалуйста... Урок “Германия и СССР накануне войны”, учитель истории О. В. Макаренко предлагает начать с УМШ, на котором ребята должны сделать предположения о факторах, приведших к войне. Учитель строит свой урок как анализ наработанных гипотез в историческом контексте. Другой пример: анализ полученных идей при решении задачи
“Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?” позволил повторить ряд физических понятий и познакомить учащихся с новыми физическими эффектами, которые им предстояло еще изучать.
ДИАЛОГ
55
найти что7то полезное, рациональное зерно, возможность усовершен7
ствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
И опять небольшой перерыв.
Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны ва7
рианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое “дикое”.) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Рекомендации:
1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возмож7
на организация конкурса идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.
КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ?
Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонят7
ное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез7объяснений.
Пример.
Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшенич7
ных полях графства Уилтшир в Анг7
лии. В пределах такого круга стеб7
ли злаков почему7то согнуты и уло7
жены на землю по часовой стрелке.
Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысло7
ватые фигуры. Предложите гипоте7
зы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми?
Вот неполный список наработанных группой старшеклассников идей:
неравномерности в строении почвы;
неравномерное распределение удоб7
рений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц выса7
живаются кольцами; какие7то живот7
ные, например олени, вытаптывают посевы в брачных играх; особые ме7
теорологические явления типа мини7
торнадо или шаровых молний; шуточ7
ки студентов; сами крестьяне поти7
хоньку вытаптывают круги для при7
влечения зевак, с которых можно брать деньги, и др.
2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.
Пример.
а) Лестницы, особенно каменно7
цементные, очень опасны в голо7
лед. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
б) Предложите обувь, в которой
Пример.
Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными и результаты
3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен време7
нем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное —
спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.
полезными. Если разными группа7
ми будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка “за ориги7
нальность” снижается.
неопасно ходить в гололед.
в) Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий.
Предложите способы уменьшить аварийность.
А. Гин
Мозговой штурм