Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИАЛОГ
ПОВТОРЕНИЕ
ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ТЕМ
СВОЯ ОПОРА
ФОРМУЛА: ученик составляет авторский опорный
конспект всей ранее изученной темы.
Часто это имеет смысл делать на листе большого формата.
Внимание! Не обязательно всем классом повторять таким образом одну тему. Пусть, например, половина учеников повторяет одну тему, а полови7
на — другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.
Или такая форма работы: несколько учеников
Пример.
Учительница химии объявила конкурс на лучшую шпаргалку...
Идея не нова, в Москве один из справочников по точным наукам составлен из шпаргалок студентов и отличается не только лаконич7
ностью, но и ориги7
нальными схемами
1 1
Из газеты “СМ
сегодня”. Рига.
06.05.93.
развешивают свои авторские опоры7плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их. (К этому приему мы вернемся в разделе “Организация работы в группах”, где он получит дальнейшее развитие.)
В качестве подприема предложите ученикам создать “универсальную шпаргалку” по данной теме. Проведите конкурс опор/шпаргалок.
На третий год педагогической работы я впервые начал препода7
вание в классе с углубленным изучением физики. Такой класс в ту пору был единственный в городе, и ребята подобрались крепкие. Когда в марте нам объявили, что будет проведена стандартная министер7
ская контрольная, я не придал этому никакого значения. Что стоит по7
решать стандартные задачки моим “олимпийцам”? Однако результа7
ты оказались ошеломляющими. До сих пор стыдно вспоминать...
Все объяснилось просто: мои ученики прекрасно решали задачи на последнюю изученную тему. И совершенно не помнили ни фор7
мул, ни понятий, пройденных в начале учебного года. А содержание контрольной было построено как раз на давно пройденных темах.
Тогда я впервые понял то, что знает любой опытный преподава7
тель: глубокое усвоение материала требует неоднократного возвра7
щения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.
Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повто7
рения на уроках. Но есть и некоторая специфика.

41
ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ
ФОРМУЛА: ученики разрабатывают списки контрольных
вопросов ко всей ранее изученной теме.
Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т. п.
ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ
ФОРМУЛА: ученики разрабатывают списки вопросов,
ответы на которые позволят дополнить знания по всей
ранее изученной теме.
На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ
ФОРМУЛА: ученики подбирают (или придумывают)
свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы,
связывающие последний изученный материал с любой ранее
изученной темой, указанной учителем.
Прием хорош тем, что повторение предыду7
щего сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.
Пример.
ФИЗИКА, 8 КЛАСС
При изучении темы “Сопротивление проводников” несколько учеников получили задание сочинить задачу,
объединяющую последнюю тему с изученной ранее темой “Плавление
Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления.
Пример.
ЛИТЕРАТУРА
Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копейку. А чему учил отец
1
В. С. Ротенберг,
С. М. Бондаренко,
с. 69.
Вредный и достаточно распространенный педагогический прием —
наказание домашним заданием повышенного объема или сложности.
Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознатель7
но (если не сознательно) убеждены: школьное образование — необхо7
димый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано по поводу домашнего задания на страницах педагогической литературы,
особенно зарубежной. Задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?
Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуж7
дения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!
Хорошо получится и сочетание с приемом “Лови ошибку!”. Отличие лишь в том, что ошибка специально закладывается не в речь или текст,
а в опорный конспект.
Этот и последующие приемы повторения тем работают как дома,
так и в школе. Например, тематические опоры (или списки вопросов,
как в последующих приемах) ученики делают дома, а потом используют их в классе.
Пример.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Найдите несколько сложносочинен7
ных предложений в изучаемом на уроках литературы произведении.
вещества”. Ученик Виктор К. предло7
жил такое условие: какое количество тепла необходимо для расплавления медного провода, длина которого
10 м, а сопротивление R=0,017 Ом?
Температура провода 0
о
С.
Потом задача Виктора была предло7
жена всему классу.
УРОВНИ И ВИДЫ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Молчалина? А как напутствовал отец
Петра Гринева?
1
А. Гин
Повторение изученных ранее тем


ДИДАКТИКА
42
ТРИ УРОВНЯ Д/З
Вспоминаю случай из практики. Я начал преподавать физику в новом для себя 9 классе. Класс состоял полно7
стью из девочек — все мальчишки после 87го ушли в профессионально7
технические училища. Две7три девочки в классе пытались в чем7то раз7
бираться. Остальные со спокойным равнодушием списывали с доски.
Постепенно мне удалось их немного расшевелить, даже простые задачки решать стали. Но только не дома — не привыкли... Если точнее,
то привыкли д/з не делать. На все мои старания уговорить — стандарт7
ное: “А мы не понимаем!” И действительно, у доски, с оглядкой на учите7
ля, медленно и неуверенно, но что7то получалось, а в возможность разобраться в чем7то самим они уже не верили.
В какой7то момент я понял: с мертвой точки сдвинуться можно!
Первое, что сделал, — задал на дом простую задачу, точную копию ко7
торой мы досконально разобрали и закрепили в классе. На следующий день вызванная отвечать Людмила привычно протянула: “А я не поня7
ла”. Очевидно, что она даже не заглянула в условие. “Хорошо, — ска7
зал я, — сейчас пойдешь к доске и будешь разбирать задачу до того места, где не поняла”. Веселая (когда дело не касалось физики)
и контактная Люда со спокойной душой пошла отвечать. Мы стали по действиям разбирать задачу. И оказалось, что Люда просто не нашла места, где бы она могла споткнуться. Я не стал “метать молнии”,
а просто сказал: “ГАРАНТИРУЮ, что вы будете получать такое д/з,
с которым сможете справиться. От вас требуется только честно попы7
таться. ЕСЛИ ВЫ НЕ СПРАВИЛИСЬ — ВИНОВАТ Я”.
Через месяц7другой они вошли во вкус. Учиться приятно, когда чувствуешь успех, и в 15—16 лет приятно вдруг поверить в свои спо7
собности.
Этот случай и подтолкнул к использованию данного приема.
ФОРМУЛА: учитель одновременно задает д/з
двух или трех уровней.
Первый уровень — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любо7
му ученику, за обучение которого вы беретесь.
Я хочу выделить слова “за обучение которого вы беретесь”,
потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому: этого ученика я обучить не смогу — и, соответственно, не му7
читься самому и не мучить его.
Второй уровень задания — ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут осво7
бождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это — ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учи7
телем высокой оценкой и похвалой (см. группу приемов оценивания,
с. 28).
Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно вы7
делить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:
— частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
— чайнворды, кроссворды и т. п.;
— тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
— сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;
— учебные комиксы;
— плакаты — опорные сигналы;
— мнемонические формулировки, стихи и др.
— ...
Фактически для эффективной организации д/з мы будем пользо7
ваться теми приемами, которые описаны выше в разделах “Повторе7
ние пройденного на уроке” и “Повторение изученных ранее тем”. Но в этом разделе мы дополним их некоторыми приемами, учитываю7
щими специфику домашней работы.


43
Пример.
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско7немецкого разговорника. Количество не огра7
ничивалось: десять слов — отлич7
но, от пяти до десяти — хорошо.
Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова,
а готовые разговорные фразы.
Сначала по7русски, потом по7
немецки.
Выходили к столу только по желанию
1 1
А. С. Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. —
М.: Просвещение, 1991. —
С. 55.
ФОРМУЛА 2: задается большой массив задач сразу — в рамках
большой изучаемой или повторяемой темы.
Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стиму7
лировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого масси7
ва. Чем больше нарешал — тем больше вероят7
ность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. (Описание приема “Релейная контрольная работа” см. на с. 27.) Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоя7
тельный выбор задания дает дополнительную воз7
можность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей шко7
лы, особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.
Пример.
Вариант первый. Весь класс учит
“Я помню чудное мгновенье...”. Доб7
росовестный учитель считает своим долгом опросить как можно больше человек. И вот в классе три, пять раз звучит одно и то же, и далеко не всег7
да в хорошем исполнении. Периоди7
чески, чтобы “материал” не забывал7
ся, учитель спрашивает еще раз.
Ученикам заранее скучно слушать.
И поэзия гибнет под пеленой однооб7
разия, отвращение к выученным в школе стихам нередко сохраняется на всю жизнь.
Вариант второй. Учитель предлагает каждому ученику выбрать наиболее понравившееся стихотворение и вы7
учить наизусть. Урок в таком случае проходит несравненно интереснее.
Прежде всего, выбранное читается совсем не так, как заданное: личное отношение к нему обязательно по7
чувствуется при исполнении, даже неумелом. Ответ каждого интересен остальным: а что он выбрал? Это же особенно интересно учителю: выбор стихотворения по7своему отражает личность ученика. Важно и то, что класс слышит в течение урока не пять раз подряд одно и то же. Ответ каждого — новая страничка поэзии
2 2
В. С. Ротенберг,
С. М. Бондаренко, с. 63.
И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уро7
вень сложности, на который способен “замахнуться”. И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
ДИАЛОГ — Давая задачи массивом, нужно ли следить, чтобы были в нем как задачи явно посильные, так и довольно сложные?
— Да, если речь идет о тренировочном или творческом задании. Психо7
логические эксперименты показали, что полный и легко достижимый успех при решении задач так же плохо сказывается на способностях будущего решателя, как и беспросветные поражения (см. кн.:
В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Мозг. Обучение. Здоровье. —
М.: Просвещение, 1989. — С. 35).
— При задании массивом возникает соревновательность. Как ее исполь7
зовать?
— Полезно вести открытую ведомость, в которой ученики отмечают свое продвижение. Такой плакатик на стене: решил задачку — закрасил квадратик напротив своей фамилии...
Хочу еще раз подчеркнуть плюсы при задании массивом. Первый плюс — происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые он решает. Второй — дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность поговорить не на тему “мыльной оперы”,
ЗАДАНИЕ МАССИВОМ
ФОРМУЛА 1: любой из уровней д/з учитель
может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или,
скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Ф. И.
Решенные задачи
Иванов С.
Петров Ю.
Сидоров А.
45 45 38 42 54 45 54 55 54 62 55 63 65
А. Гин
Уровни и виды домашнего задания


ДИДАКТИКА
44
ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ
В классе есть ребята, которым вы уделяете особое вни7
мание. Например, это ваш “олимпийский резерв”. Раз особое внимание — то и особое задание.
ФОРМУЛА: продвинутые ученики получают право на выполнение
особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое
уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.)
Пример.
У автора обычно было от 3 до 7 уче7
ников, получающих такое задание.
Его нельзя было получить просто так — только заслужить. Задание давалось на неделю7две в зависи7
мости от класса и имело две катего7
рии сложности. Реально более сложная категория отличалась заменой 3—5 средних задач на трудные. Но если ученик решился и получил такое задание — отказы7
ваться уже не имеет права. Все серьезно. В конце тетрадки каждому
“особисту” вклеивалась
Выполняется оно в специальной тетради.
Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ОСОБОГО ЗАДАНИЯ:
1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно.
2. Задание аккуратно оформляет7
— Освобождаются ли “особисты” от обычных домашних заданий?
— Пусть этот вопрос решает учитель в зависимости от конкретных условий.
Старшим детям вполне можно предоставить право самостоятельного ре7
шения. Если оно будет принято неверно, то это скоро скажется на текущей успеваемости, и вы вместе внесете поправки. Но обычно ребята очень ценят такое доверие и высоко поддерживают свое реноме.
— Не слишком ли большая обуза для учителя — проверять еще и особое задание?
— При правильно организованной работе на это уходит минимум сил.
Задачи даются из решебников. Кроме стандартных решебников с разбором задач учитель постепенно готовит себе “фирменные” — с помощью тех же продвинутых учеников. “Разбор полета” обычно осуществляется со всеми сразу. Причем разбираются только те задачи, которые не решил никто, или вызвавшие затруднения у всех. Если кто7то уверенно решил каверзную задачу, то все вопросы к нему. Со средними классами разбор может вести старшеклассник.
— Не очень понятен шестой пункт: почему другим цветом?
— Маленький дополнительный барьер против халтуры. Сделав работу,
ученик старается поскорее избавиться от нее. Ему психологически трудно еще раз вернуться, перечитать... Отсюда искушение — быстренько запи7
сать требуемую фразу и отложить это дело в сторону. Поэтому — другим цветом. Пока заменит ручку, пройдут несколько нужных секунд, чтобы схватить себя самого за руку. Да и выделенная цветом фраза сильнее врезается в глаза — труднее “как бы не заметить”.
— А если ученик все же халтурит? Например, задание взял, а вовремя не сдает?
— Я расскажу одну историю. Миша — талантливый парень. Мы с ним догово7
рились, что он летом поработает над решением задач. Было составлено ме7
сячное задание из 50 задач. Приехав из командировки за пару дней до срока,
я позвонил ему: “Как продвигаются дела?” Миша стал оправдываться.
ДИАЛОГ
а на тему учебную, обменяться решениями. Третий — выбирая свои задачи, ученик волей7неволей читает остальные. Таким образом, его учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оцени7
вать сложность задачи.
ся и сдается к строго оговоренному сроку.
3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (указываются номера задач, решенных легко);
РТ (указываются номера задач, ре7
шенных с трудом, с подсказкой);
НР (указываются номера нерешен7
ных задач).
4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже “4” не выстав7
ляются. Оценка “4” переносится в журнал только по желанию выпол7
нившего работу.
5. При заполнении анкеты попро7
буйте быть справедливыми по отношению к себе.
6. В конце выполненного задания
ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите:
работа прочитана, ошибки исправ7
лены, задачи сверены с ответом
1
Желаю успеха!
С уважением к Вашему труду —
А. А. Гин.
1
Этот пункт был заимствован из опыта коллеги
И. Л. Викентьева.


45
Причин нашлось много: дни рождения, жара, пляж... Я попросил его зайти в гости. Разговор был трудный. Четыре часа. Но смысл моей позиции был прост: “Ты хороший парень. Я не могу и не хочу обижаться на тебя и тем более наказывать. Я и дальше буду уважать тебя. Но работать с тобой дополнительно не буду. Потому что я уважаю и себя: мое время дорого стоит, и нельзя его тратить впустую. Наукой или занимаются серьезно, или никак. Извини...” Миша ушел почерневший. Через два дня пришел и молча положил на стол исписанную тетрадь. Месячную норму. Я также молча взял ее и выдал следующий блок работы. Больше к этой теме мы не возвращались. Работать с ним в будущем было одно удовольствие.
И чем дальше, тем полезнее это было для нас обоих.
Нужна ли такая строгость? Только так мы учимся уважать друг друга.
И уважать нашу работу. А иначе — нескончаемый кисель обещаний,
разговоров, добрых намерений...
ТВОРЧЕСТВО
РАБОТАЕТ НА БУДУЩЕЕ
ФОРМУЛА: ученики выполняют творческое домашнее задание
(см. с. 42) по разработке дидактических материалов.
Пример.
Эту дидактическую сказку сочинила участница кружка по развитию твор7
ческого воображения на базе ТРИЗ
Оля Н. Задание ей было поставлено так: используя известную басню
Крылова, придумать свой рассказ или басню, демонстрирующие при7
менение изобретательского приема
“Сделай наоборот”:
“Вороне бог в ту пору сострадал и снова сыра ей кусок послал. На ель
Ворона взгромоздясь, поужинать уж было собралась. Лиса, откушавши,
едва тащилась, но, вдруг о божьей милости узнав, ужасно возмутилась.
Хоть от еды ее в ту пору воротило,
Лиса хвостом от зависти крутила.
Ворона, опытом умудрена, сидела на сосне одна. Чем больше слов приятных ей Лиса шептала, тем все быстрей Ворона сыр глотала. “Ну что ж, сегодня пела ты не зря. Теперь настала очередь моя. Коль хочешь мой романс любовный слушать, то перестань сейчас же кушать!” —
сказала ей с отчаяньем Лиса и стала пробовать баса. Ворона со смеху едва не подавилась и хорошо, что с ветки не свалилась. Лиса скриви7
лась: “Ах, как стыдно это! Не знаешь светского ты этикета! Романсы надо, рот открывши, слушать! Тебе бы только сыр кусками кушать!..
Не поэтическая ты натура!” (Не мигая,
Ворона смотрит в глаза Лисицы и глотает последний кусок сыра.)
Лиса (в сторону): “Которая из нас дура? Что лучше: сочинять, как в свете, о любви признанья строчки иль сыра доедать кусочки?”
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13