Файл: Курсовая работа по дисциплине Национальная экономика Исполнитель Махнутин Н. С.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет»» (УрГЭУ) |
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Курсовая работа по дисциплине
«Национальная экономика»
| Исполнитель: Махнутин Н. С. |
| студент группы ГМУ-21-1 |
| Научный руководитель: Нормоконтролер: |
Предварительная оценка:__________ | |
Допуск к защите:_________________ | |
Дата защиты:____________________ | |
Оценка:_________________________ | |
Екатеринбург
2023
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | 3 |
1 | Теоретические аспекты исследования пассажирского водного транспорта как вида экономической деятельности | 5 |
1.1 | Пассажирский водный транспорт как вид экономической деятельности: понятие, структура и сущность | 5 |
1.2 | Факторы и условия функционирования и развития пассажирского водного транспорта в России | .. |
2 | Анализ современных процессов развития пассажирского водного транспорта в России | .. |
2.1 | Тенденции и проблемы развития пассажирского водного транспорта в России | .. |
2.2 | Территориальная структура пассажирского водного транспорта в России | .. |
3 | Перспективы развития пассажирского водного транспорта в России | .. |
| Заключение | .. |
| Список использованных источников | .. |
| Приложение А – Название приложения Приложение Б – Название приложения | .. |
ВвЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, исторически так сложилось, что пассажирский водный транспорт играет значимую роль в функционировании экономики России, так как наша страна обладает большим разнообразием рек и озер и при этом имеет достаточно большую площадь территории, практически непригодную для прокладывания искусственных транспортных путей.
Несмотря на то, что скорость движения на водном транспорте относительно невысока и в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки. Главным преимуществом пассажирского водного транспорта является низкая себестоимость перевозок, благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность. В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что, будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным) [1].
Но сравнение исследователями пассажирского водного транспорта в границах России с основными конкурентами – автомобильным и железнодорожным транспортом говорит о наличии определённых конкурентных преимуществ. Так, например, содержание водных путей обходится примерно в 50 раз дешевле автомобильных или железных дорог. Национальные водные пути имеют большой резерв, тогда как железнодорожные и автомобильные дороги перегружены и строительство новых требует множества вложений [2, с. 6].
Приведённые выше обоснования говорят о важности и значимости выбранной темы исследования: определении современного состояния и дальнейших перспектив развития пассажирского водного транспорта на территории России.
Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития пассажирского водного транспорта с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
-
раскрыть понятие, охарактеризовать сущность и структуру пассажирского водного транспорта как вида экономической деятельности; -
систематизировать факторы и условия функционирования и развития пассажирского водного транспорта в стране; -
выявить тенденции и проблемы развития пассажирского водного транспорта в России; -
изучить территориальную структуру пассажирского водного транспорта на территории России; -
обозначить перспективные направления государственной политики в сфере развития пассажирского водного транспорта.
Объектом исследования является пассажирский водный транспорт как вид экономической деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.
Предметом курсовой работы являются тенденции, факторы и перспективы развития пассажирского водного транспорта в современных экономических условиях российской экономики.
Структура курсовой работы включает введение, теоретические аспекты исследования пассажирского водного транспорта как вида экономической деятельности, анализ современных процессов в водном транспорте в России, перспектив развития водного транспорта в России, заключение, список использованных источников, приложение … таблиц и … рисунков.
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1.1 | ПАССАЖИРСКИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ |
Пассажирский водный транспорт являются одной из важнейших отраслей народного хозяйства и составной частью единой транспортной системы. Отметим, что в курсовой работе мы исследуем только внутренний пассажирский водный транспорт.
В данном параграфе необходимо решить первую задачу исследования, для чего обратимся к различным источникам: научной и учебной литературе, а также нормативно-правовым документам, изучив которые мы определили, что авторы по-разному характеризуют понятие «пассажирские перевозки». Различные подходы к понятию объекта исследования курсовой работы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные понятия пассажирского водного транспорта1
Автор | Определение |
КонсультантПлюс | Пассажирский водный транспорт – перевозка пассажиров или грузов по воде, осуществляемая по расписанию или не по расписанию [3] |
ОКВЭД | Пассажирский водный транспорт - деятельность, которая включает в себя перевозку пассажиров по внутренним водным путям на судах, не предназначенных для морских перевозок и перевозку пассажиров по морским трассам на судах смешанного (река - море) плавания [4] |
Т. А. Ивашова | Пассажирский водный транспорт – это перемещение людей с использованием водного вида транспорта, которое характеризуется количеством перевезенных пассажиров и объемом выполненных пассажиро-километров [5, с. 188] |
Обобщив приведённые в таблице 1 формулировки понятия, мы определили объект исследования данной работы как вид экономической деятельности, где пассажирские водные перевозки – это одна из отраслей экономики России, которая характеризуется перевозками людей на специально оборудованных водных видах транспортных средств в пределах регионов страны. Данный вид производства является одним из тех, которые подают потенциал во вклад в национальную экономику, поскольку он относится к видам экономической деятельности с широкими перспективами развития. В целом пассажирские перевозки можно рассматривать как одну из тех отраслей развития национальных экономик, которые подают обладают высокой значимостью.
Далее, для определения структуры пассажирского водного транспорта необходимо обратиться к классификатору ОКВЭД, где деятельность пассажирских водных перевозок включена в Раздел H «Транспортировка и хранение», код в классификаторе – 50.3.
Предложенная группировка включает в себя следующее:
-
перевозку пассажиров по внутренним водным путям на судах, не предназначенных для морских перевозок; -
перевозку пассажиров по морским трассам на судах смешанного (река - море) плавания.
На рисунке 1 представлена структура пассажирских водных перевозок, где очевидно, что данная отрасль характеризуется довольно простым составом ввиду ограниченности способов передвижения, является одной из необходимых единиц экономической деятельности национальной экономики, а ОКВЭД используется для разграничения сфер деятельности и упрощенного метода сбора статистики. Выборка из ОКВЭД пассажирских перевозок имеет вид, представленный на рисунке 1.
раздел H «Транспортировка и хранение»
50. Деятельность водного транспорта
50. 3 Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта
Рисунок 1- Структура внутреннего водного пассажирского транспорта в Российской Федерации [4]
В развитии экономики любого района большую роль играют пассажирские перевозки. От качества, скорости и надежности предоставления услуг пассажирских транспортных перевозок зависит развитие различных предприятий, торговли, строительства, сельского хозяйства и других видов экономической деятельности в национальной экономике.
Пассажирские перевозки представляют собой организованные перевозки людей и багажа, которые осуществляются посредством транспортных средств, соответствующих различным, в том числе экологическим и техническим требованиям. А пассажир представляет собой потребителя услуги перевозки – это человек, который перевозится в транспортном средстве на основании гласного или негласного договора [6]. Для понимания сущности пассажирского водного транспорта рассмотрим его более детально.
Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей, пассажирский водный транспорт является не самым основным видом передвижения людей.
Но в тоже время несмотря на небольшой удельный вес речного транспорта России, во многих районах Севера и Востока, где нет путей сообщения для других видов транспорта, все же реки являются единственными наземными путями сообщения.
Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества пассажирского водного транспорта, являются [7]:
-
сравнительно невысокая себестоимость перевозок для пассажиров. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом; -
относительно меньшие капитальные затраты, которые используются для ремонта судов и пароходов; -
эстетичность вида вокруг для пассажиров, что подтверждает количество туристов, которые пользуются данным видом транспорта; -
транспортировка пассажиров в труднодоступные части страны.
К недостаткам использования речного транспорта относятся [7]:
-
отсутствие гибкой системы тарифов, реагирующей на состояние конкурентной среды; -
низкие гарантированные глубины на ВВП в меженный период навигации, не позволяющие использовать флот на полную загрузку; -
отсутствие освещаемой обстановки на ВВП в период темных ночей, снижающее использование флота; -
относительно низкая в сравнении с другими видами транспорта скорость перевозки пассажиров.