Файл: Курсовая работа по дисциплине Национальная экономика Исполнитель Махнутин Н. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вышеизложенные особенности пассажирского водного транспорта позволяют нам более детально рассмотреть сущность данного вида экономической деятельности в пределах Российской Федерации. Указанные преимущества в нашей научной работе подчеркивают значимость проводимого исследования, а недостатки дают нам небольшой вклад для развития 3 главы исходной работы.

Итак, подведем итоги, мы рассмотрели сущность понятия пассажирского водного транспорта, его структуру, которая была составлена нами на основе ОКВЭД, и сущность, которая, в свою очередь, основана на научных работах, мы делаем вывод, что пассажирский водный транспорт – на первый взгляд несложный по структуре вид экономической деятельности, но который имеет важнейшую практическую значимость для перевозки пассажиров в отдаленные регионы Российской Федерации, где невозможно использовать другие виды транспорта, также мы выявили часть направлений из научных публикаций для дальнейших перспектив выбранной нами отрасли, которые будут рассмотрены в следующих главах.

Далее, исследуем факторы и условия, которые влияют на состояние и развитие показателей пассажирского водного транспорта в Российской Федерации.

1.2 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

На функционирование и развитие пассажирского водного транспорта влияет множество разнокачественных и разноплановых факторов. Однако, прежде чем дать характеристику групп факторов и привести примеры их влияния на объект исследования, необходимо дать чёткое определение понятию «факторы», а также привести их классификацию.

Дворядкина Е. Б. рассматривает факторы, как «объекты, процессы или явления, оказывающие влияние на изучаемый объект». Кроме того, автор выделяет структуру факторов, влияющих на функционирование национальной экономики в целом, которые подразделяются на внутренние и внешние. Внешними факторами являются: экономические, политические, демографические и культурные. К внутренним: экономико-географические, собственно-экономические, социально-демографические, технологические, организационно-управленческие, общественно-политические, правовые, исторические, экологические и информационные [8]. Более наглядно предложенные факторы размещены на рисунке 2.


Рисунок 2 - Факторы функционирования национальной экономики по общепринятой классификации [8, с. 13]

Согласно второй поставленной в исследовании задачи, выделим и перейдем к исследованию тех факторов из представленной общепринятой классификации, которые оказывают влияние на состояние и развитие пассажирского водного транспорта, функционирующего в пределах Российской Федерации. На основе общепринятой классификации, которую определила Дворядкина Е. Б. в научном труде «Национальная экономика», мы выделили следующие факторы функционирования и развития пассажирского водного транспорта, представленные на рисунке 3.


Факторы, оказывающие влияние на развитие водных пасс. перевозок в РФ







Внешние

Внутренние


  1. Экономико-географические

  2. Социально-демографические

  3. Инфраструктурные

  4. Организационно-управленческие

  5. Правовые

  6. Экологический

  1. Экономические

  2. Политические



Рисунок 3 – Факторы, оказывающие влияние на развитие пассажирского водного транспорта в РФ

Исследуем воздействие внешних факторов, влияющих на пассажирский водный транспорт на территории России.

Начнем наше исследование с экономического фактора.Экономические факторы подразумевают следующее: международное разделение труда, доминирование одной страны на мировом рынке, мировая экономическая ситуация и др. [8].

Можно начать с того, что какая бы сильная экономика не была у государства, она не может обойтись без импорта, ведь ресурсы на поверхности Земли распространяются неравномерно. Поэтому экономика России также зависит от импорта, в том числе это не обошло стороной отрасль водного транспорта, которая занимается и пассажирскими перевозками в том числе.



В качестве примера рассмотрим то, что с точки зрения географии более 60% всего стоимостного объема импорта судов, лодок и плавучих конструкций в Россию приходится на Южную Корею, Китай и Турцию. В весовом выражении топ-три экспортера в Россию – Южная Корея, Китай и Германия [9].

Рисунок 4 – Импорт гражданских судов в стоимостном выражении, доли стран-импортеров, млн. руб. [9]



Рисунок 5 – Импорт гражданских судов в физическом выражении, доли стран-импортеров, тыс. тонн [9]
Итак, внешние экономические факторы оказывают влияние на развитие пассажирского водного транспорта, что выражается в импорте судов, на которых осуществляются пассажирские перевозки, что подтверждается вышеизложенными рисунками


Внешние политические факторы могут проявляться в таких формах как:объявление эмбарго на поставку товаров и услуг; членство страны в торгово-политическом союзе; установление или разрыв дипломатических отношений и др. [8].

Так, например, санкции ЕС и США на поставку судового оборудования не приведут к коллапсу российского судостроения уже в 2022 году за счет накопленных заделов. Но сроки сдачи гражданских судов сдвинутся, в наибольшей степени пострадают проекты строительства рыболовных, краболовных, пассажирских и научных судов. По мнению участников рынка и экспертов, необходима масштабная господдержка отрасли. Однако некоторые участники рынка ставят под сомнение возможность заместить иностранное судовое оборудование в разумные сроки.

Гражданское судостроение в наибольшей степени пострадает от ограничений США и ЕС на импорт судового комплектующего оборудования (СКО), полагают в «Infoline-Аналитике». «В 2022 году возможно сохранение уровня сдачи гражданских судов в России на уровне 2021 года — 50 судов, так как многие суда находятся в высокой степени готовности и закупка ключевого иностранного оборудования осуществлена»,— говорит глава агентства Михаил Бурмистров. В большей степени под угрозой невыполнения оказываются рыболовные, краболовные, пассажирские и научные суда, в то время как сроки сдачи сухогрузных судов сдвинутся в меньшей степени, поскольку там меньше иностранного оборудования и уже есть задел по импортозамещению, полагает он [10].

Итак, данный пример помогает нам увидеть, что внешние политические факторы также оказывают влияние на развитие исследуемой нами отрасли, что выражается в том, что сроки сдачи гражданских судов сдвинутся.

Далее перейдем к исследованию внутренних факторов, которые влияют на пассажирские водные перевозки.

Для начала рассмотрим экономико-географические факторы, которые включают в себя  экономико-географическое положение страны, анализ которого позволяет выявить географические особенности: обширность занимаемого страной пространства; неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории; богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов; физико-географические условия (рельеф, климат и т. п.). в) природные ресурсы, т. е. объекты и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человека в форме непосредственного участия в материальной деятельности [8].


Начнем с того, что понятия «природные естественные пути» и «климатические условия» в свою очередь ассоциируются с многочисленными природными факторами, играющими решающую роль в организации перевозки пассажиров. Речь идет, прежде всего, о режиме питания рек, горизонтальной расчлененности речных систем, характере продольных долин, особенностях рельефа, составе донных наносов и отложений, наличии порогов, глубинах, наличии или отсутствии ледостава, колебании уровня воды и разливах и т. д.

Природно-географические факторы, существенно влияющие на развитие внутреннего водного транспорта, можно разделить на следующие основные группы:  гидрологические (включая гидрохимию, инженерную гидрологию, лимнологию и др.), связанные с наличием соответствующих водотоков и акваторий, с физико-географическими условиями бассейнов рек, озер и каналов, режимами сезонного ограничения эксплуатации транспортных сетей и т. д.;  геолого-геоморфологические, во многом определяющие величину объема затрат на создание и эксплуатацию путей в зависимости от типа рельефа, расчлененности территории, сейсмичности и т. д.;  климатические и метеорологические, определяющие сроки навигации в условиях сурового континентального климата, нагонные явления, дождливость и т. д. Наряду с упомянутыми выше физико-географическими условиями существует целый ряд местных ограничений судоходства, так или иначе связанных с природными факторами. Кроме шлюзов имеются в виду, например, наличие судоходных участков, на которых ограничивается не только скорость движения судов, но и их расхождение, а также ограничение по гидрометеорологическим условиям. Эти виды ограничений характерны для водной системы Санкт-Петербурга. Прямое отношение к физико-географическим факторам имеют мосты, широко распространенные в Северной столице. Из-за значительных подъемов уровня воды они существенно лимитируют пассажирское судоходство на Неве [11].

Далее перейдем к социально-демографическим факторам, которые характеризуют население страны как один из важнейших элементов ее экономического потенциала. В их число входят: демографическая ситуация, влияющая на функционирование национальной экономики (возраст, пол, размер семьи, уровень дохода, профессиональная принадлежность, образование; занятость населения); безработица и трудоустройство населения; уровень и качество жизни населения; состояние сферы услуг;  система социальной защиты населения [8].