Файл: Курсовая работа по дисциплине Национальная экономика Исполнитель Махнутин Н. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 3 – Анализ структуры занятости в водном пассажирском транспорте [РОССТАТ]

Показатели:

2017

2018

2019

2020

2021

Количество занятых в РФ, тыс. чел.

72 316

72 532

71 933

70 601

70 952

Количество занятых в водном пасс. транспорте, тыс. чел

72,3

57,3

54,8

54,4

56,2

Удельный вес занятых в водном пасс. транспорте, %


0,099

0,078

0,076

0,077

0,079


Опираясь на данные из таблицы, мы видим, что численность занятых по России сократилась, и численность занятых в водном пассажирском транспорте также сократилась, что говорит о том, что в современной России количество водного транспорта имеет тенденцию к сокращению занятых. Немаловажным моментом стало еще и то, что по причине пандемии COVID-19, огромное количество водного транспорта вынуждено было изменить постоянные маршруты, а значительная часть приостановила свою работу по перевозке пассажиров, из-за чего многие люди остались без соответствующего уровня заработной платы, который был необходим в период нестабильной эпидемиологической ситуации [19].

Далее мы перейдем к анализу различных видов заработной платы работников, занятых в водном пассажирском транспорте в средних значениях по России, необходимые расчетные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели заработной платы, занятых в водном пассажирском транспорте [РОССТАТ]

Показатели:

2017

2018

2019

2020

2021

Среднемесячная номинальная начисленная зп работников, занятых в водном пасс. транспорте, тыс. руб.

50,1

58,1

65,8

71,4

84,2

Среднемесячная заработная плата по России, тыс. руб.

39,2

43,7

47,9

51,3

57,2

МРОТ, руб.

7 650

10 326

11 280

12 130

12 792



Сравнивая среднюю заработную плату в России со среднемесячной номинальной заработной платой работников, занятых на водном пассажирском транспорте, можно сказать, что она несколько выше, что говорит о том, что водный пассажирский транспорт является тем видом экономической деятельности, который государство считает востребованным, поэтому считает необходимым вознаграждать работников водного пассажирского транспорта, потому что их деятельность требует серьезных физических и умственных усилий, что также является мерой для увеличения количества занятых в исследуемом виде экономической деятельности.

Если сравнить среднемесячную номинальную заработную плату работников водного пассажирского транспорта и минимальный прожиточный минимум, то есть нижний порог оплаты их труда в России, можно сделать вывод, что, несмотря на повышение минимальной заработной платы, первый показатель превышает средний показатель в 5,6 раза, что свидетельствует о том, что государству требуются специалисты, работающие на водном пассажирском транспорте и оно готово по достоинству вознаграждать их за труд.

Следующим показателем, который мы рассмотрели и проанализировали, являются основные фонды. Е. Б. Дворядкина описала основные фонды следующим образом: "Основные фонды — это произведенные активы, которые неоднократно или постоянно используются для производства товаров и оказания рыночных и нерыночных услуг и функционирующие в течение длительного времени (не менее одного года)". Данная характеристика позволяет нам определить значимость основных фондов в национальной экономике, соответственно, и в теме нашей научной работы. Давайте перейдем к более подробному анализу основных фондов водного пассажирского транспорта, вся основная информация и расчеты, которые мы сделали, приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ основных фондов в водном пассажирском транспорте [РОССТАТ]


Количество основных фондов

2017

2018

2019

2020

2021

в РФ, млрд. руб.

119 375

210 941

349 731

369 151

217 247

в водном пасс. транспорте, млрд. руб.

4,5

5,1

5,7

9,2

5,7

Базисный темп роста, %

100

113,3

126,7

204,4

126,7

Цепной темп роста, %

-

113,3

111,8

161,4

62,0

Удельный вес ОФ в водном пасс. транспорте, %

0,0037

0,0024

0,0016

0,0024

0,0026

Степень износа ОФ в водном пасс. транспорте, %

33,0

35,4

39,5

71,2

48,5

Коэффициент обновления ОФ в водном пасс. транспорте, %

2,9

4,2

4,4

3,3

2,6



На основе исходных данных мы провели следующие расчеты: базисный и цепные темпы роста основных фондов в водном пассажирском транспорте, а также их долю от общего числа по России. Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы: базисный темп роста демонстрирует положительную динамику, особенно важно отметить 2020 год, когда темпы роста исследуемого вида экономической деятельности возросли, что говорит о том техника в период пандемии была почти не используема. Важно отметить, что количество основных фондов в 2021 году превысило количество основных фондов в 2017 году более чем в 1,2 раза. Однако, если рассматривать долю основных фондов водного пассажирского транспорта в совокупности, то получается неоднозначная картина: по сравнению с базисным 2017 годом объем изучаемого показателя в 2021 году снизился. В ходе исследования мы определили следующую причину: нестабильная эпидемиологическая ситуация в 2019-2020 годах, которая продемонстрировала важность водного пассажирского транспорта.

Немаловажное значение имеют следующие показатели: степень износа основных фондов в водном пассажирском транспорте и коэффициент обновления основных фондов в водном пассажирском транспорте. Они говорят нам о том, что машины и оборудование, транспортные средства и многие другие основные фонды водного пассажирского транспорта имеют степень износа 45,5%, что вносит негативный вклад в исследуемую отрасль и сказывается на качестве продукции не в лучшую сторону, учитывая, что степень обновления основных фондов составляет 1/30 от всех изношенных основных фондов, что напрямую зависит от инвестиций. В таблице структурированы данные относительно инвестиций и произведены соответствующие расчеты.


Таблица 6 – Анализ показателей инвестиций в основной капитал в водный пассажирский транспорт [РОССТАТ]

Количество инвестиций

2017

2018

2019

2020

2021

в РФ, млрд. руб.

16 027,3

17 782,0

19 329,0

20 118,4

20 118,0

в водном пасс. транспорте, млрд. руб.

2,9

4,2

8,8

10,1

6,5

Базисный темп роста, %

100

144,8

303,4

348,3

224,1

Цепной темп роста, %

-

144,8

209,5

114,8

64,4

Удельный вес инвестиций в водном пасс. транспорте, %

0,0180

0,0023

0,0455

0,0502

0,0323



На основе исходных данных мы провели следующие расчеты: базисные и цепные темпы роста инвестиций в основной капитал водного пассажирского транспорта, а также его долю в ВВП России. Результаты привели нас к следующим выводам: базисный темп роста имеет положительную динамику на протяжении всего исследуемого периода, исключение составляет 2021 год, а цепной темп роста демонстрирует снижение, за исключением 2019. Снижение связано с нестабильной эпидемиологической ситуацией, которая началась во второй половине 2019 года, когда практически во всех секторах российской экономики наблюдался экономический спад. Положительная динамика говорит о том, что Россия обладает огромным количеством водных ресурсов и оно заинтересовано в развитии водного пассажирского транспорта, ведь он имеет важную роль в экономике страны.

Таким образом, в данной главе были проанализированы основные показатели водного пассажирского транспорта в национальной экономике, а также была выявлена динамика на основе статистических показателей и основные тенденции ее развития.

Далее необходимо рассмотреть территориальную структуру инвестиционной деятельности в разрезе федеральных округов и выявить тенденции и проблемы.
2.2 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
В главе 2.1 нами было определено текущее состояние водного пассажирского транспорта в Российской Федерации на основе расчетов в разрезе национальной экономики, но для более полного анализа и определения динамики водного пассажирского транспорта необходимо произвести расчеты по федеральным округам.

Перейдем к анализу доли вклада каждого федерального округа в водный пассажирский транспорт в России. Все необходимые данные представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Вклад водного пассажирского транспорта по ФО в России [РОССТАТ]

Показатель

 

2017

2018

2019

2020

2021

вклад водного пасс. транспорта в ВВП в текущих ценах, млн. руб

 

228512241

237382015

232034387

253245428

669810936

ЦФО

 Млн. руб.

30633600

42740200

25549200

39648000

89470500

удельный вес, %

13,41

18,00

11,01

15,66

13,36

базисный темп роста, %

100

1,395

0,834

1,294

2,921

цепной темп роста, %

-

1,395

0,598

1,552

2,257

С-З ФО

Млн. руб. 

60330500

68398600

82694200

84968300

258662500

удельный вес, %

26,40

28,81

35,64

33,55

38,62

базисный темп роста, %

100

1,134

1,371

1,408

4,287

цепной темп роста, %

-

1,134

1,209

1,028

3,044

ЮФО

Млн. руб. 

38455300

31896100

21678200

30263600

66338300

удельный вес, %

16,83

13,44

9,34

11,95

9,90

базисный темп роста, %

100

0,829

0,564

0,787

1,725

цепной темп роста, %

-

0,829

0,680

1,396

2,192

ПФО

 Млн. руб.

37416400

27669940

28313100

26921200

41545600

удельный вес, %

16,37

11,66

12,20

10,63

6,20

базисный темп роста, %

100

0,740

0,757

0,720

1,110

цепной темп роста, %

-

0,740

0,757

0,951

1,543

УФО

Млн. руб. 

5076500

9237000

7682900

10184900

6738400

удельный вес, %

2,22

3,89

3,31

4,02

1,01

базисный темп роста, %

100

1,820

1,513

2,006

1,327

цепной темп роста, %

-

1,820

0,832

1,326

0,662

СФО

Млн. руб. 

14930800

15194500

16533300

15295660

21158600

удельный вес, %

6,53

6,40

7,13

6,04

3,16

базисный темп роста, %

100

1,018

1,107

1,024

1,417

цепной темп роста, %

-

1,018

1,088

0,925

1,383

ДФО

Млн. руб. 

41669000

42216100

49586000

56647000

192986900

удельный вес, %

18,23

17,78

21,37

22,37

28,81

базисный темп роста, %

100

1,013

1,190

1,359

4,631

цепной темп роста, %

-

1,013

1,175

1,142

3,407



Наибольший вклад водного пассажирского транспорта представлен в Северо-Западном федеральном округе по сравнению с 2017г. в 2021г. они возросли на 46%, это говорит о том, что внутренний водный пассажирский транспорт играет существенную роль в удовлетворении потребностей населения и экономики Северо-Западного федерального округа в перевозках. В составе внутренних водных путей округа можно выделить пути, входящие в единую глубоководную систему европейской части России, и изолированные друг от друга бассейны рек Северной Двины, Печоры, Мезени и Онеги.

Второе место занимает Дальневосточный федеральный округ и его удельный вес составил 28,8% за период 2021г., что в 5 раз больше, чем в Приволжском ФО.

Третье место занимает Центральный федеральный округ и за весь период его удельный вес снижался и в 2021г стал 6,2%, что больше, чем в Сибирском в 2 раза. В связи с этим можно заметить тенденцию к снижению водного пассажирского транспорта в данном федеральном округе.

Следующим показателем, который мы рассмотрим, является структура занятых в водном пассажирском транспорте в разрезе федеральных округов за период исследуемый период. Все данные представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Структура занятых в водном пассажирском транспорте по Федеральным округам от общего числа в России [РОССТАТ]


Регион

Показатель

2017

2018

2019

2020

2021

РФ

Занятых в РФ, тыс. чел.

72 316

72 532

71 933

70 601

70 952

РФ

Занятых в водном пасс. транспорте тыс. чел.

83934

84875

78742

77450

78585

ЦФО

Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел.

9065

8907

8074

8792

9566

удельный вес,%

10,800

10,494

10,254

11,352

12,173

С-З ФО

Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел.

17091

16370

15378

13857

14283

удельный вес,%

20,362

19,287

19,530

17,892

18,175

ЮФО

Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел.

17078

17220

14706

14160

13639

удельный вес,%

20,347

20,289

18,676

18,283

17,356

ПФО

Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел.

11875

11267

10924

11666

12433

удельный вес,%

14,148

13,275

13,873

15,063

15,821

УФО

Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел.

4556

5098

5338

4826

4833

удельный вес,%

5,428

6,006

6,779

6,231

6,150

СФО

Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел.

8203

9028

8612

8275

8230

удельный вес,%

9,773

10,637

10,937

10,684

10,473

Д ФО

Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел.

16066

16985

15710

15874

15601

удельный вес,%

19,141

20,012

19,951

20,496

19,852