Файл: Курсовая работа по дисциплине Национальная экономика Исполнитель Махнутин Н. С.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3 – Анализ структуры занятости в водном пассажирском транспорте [РОССТАТ]
Показатели: | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Количество занятых в РФ, тыс. чел. | 72 316 | 72 532 | 71 933 | 70 601 | 70 952 |
Количество занятых в водном пасс. транспорте, тыс. чел | 72,3 | 57,3 | 54,8 | 54,4 | 56,2 |
Удельный вес занятых в водном пасс. транспорте, % | 0,099 | 0,078 | 0,076 | 0,077 | 0,079 |
Опираясь на данные из таблицы, мы видим, что численность занятых по России сократилась, и численность занятых в водном пассажирском транспорте также сократилась, что говорит о том, что в современной России количество водного транспорта имеет тенденцию к сокращению занятых. Немаловажным моментом стало еще и то, что по причине пандемии COVID-19, огромное количество водного транспорта вынуждено было изменить постоянные маршруты, а значительная часть приостановила свою работу по перевозке пассажиров, из-за чего многие люди остались без соответствующего уровня заработной платы, который был необходим в период нестабильной эпидемиологической ситуации [19].
Далее мы перейдем к анализу различных видов заработной платы работников, занятых в водном пассажирском транспорте в средних значениях по России, необходимые расчетные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели заработной платы, занятых в водном пассажирском транспорте [РОССТАТ]
Показатели: | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Среднемесячная номинальная начисленная зп работников, занятых в водном пасс. транспорте, тыс. руб. | 50,1 | 58,1 | 65,8 | 71,4 | 84,2 |
Среднемесячная заработная плата по России, тыс. руб. | 39,2 | 43,7 | 47,9 | 51,3 | 57,2 |
МРОТ, руб. | 7 650 | 10 326 | 11 280 | 12 130 | 12 792 |
Сравнивая среднюю заработную плату в России со среднемесячной номинальной заработной платой работников, занятых на водном пассажирском транспорте, можно сказать, что она несколько выше, что говорит о том, что водный пассажирский транспорт является тем видом экономической деятельности, который государство считает востребованным, поэтому считает необходимым вознаграждать работников водного пассажирского транспорта, потому что их деятельность требует серьезных физических и умственных усилий, что также является мерой для увеличения количества занятых в исследуемом виде экономической деятельности.
Если сравнить среднемесячную номинальную заработную плату работников водного пассажирского транспорта и минимальный прожиточный минимум, то есть нижний порог оплаты их труда в России, можно сделать вывод, что, несмотря на повышение минимальной заработной платы, первый показатель превышает средний показатель в 5,6 раза, что свидетельствует о том, что государству требуются специалисты, работающие на водном пассажирском транспорте и оно готово по достоинству вознаграждать их за труд.
Следующим показателем, который мы рассмотрели и проанализировали, являются основные фонды. Е. Б. Дворядкина описала основные фонды следующим образом: "Основные фонды — это произведенные активы, которые неоднократно или постоянно используются для производства товаров и оказания рыночных и нерыночных услуг и функционирующие в течение длительного времени (не менее одного года)". Данная характеристика позволяет нам определить значимость основных фондов в национальной экономике, соответственно, и в теме нашей научной работы. Давайте перейдем к более подробному анализу основных фондов водного пассажирского транспорта, вся основная информация и расчеты, которые мы сделали, приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ основных фондов в водном пассажирском транспорте [РОССТАТ]
Количество основных фондов | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
в РФ, млрд. руб. | 119 375 | 210 941 | 349 731 | 369 151 | 217 247 |
в водном пасс. транспорте, млрд. руб. | 4,5 | 5,1 | 5,7 | 9,2 | 5,7 |
Базисный темп роста, % | 100 | 113,3 | 126,7 | 204,4 | 126,7 |
Цепной темп роста, % | - | 113,3 | 111,8 | 161,4 | 62,0 |
Удельный вес ОФ в водном пасс. транспорте, % | 0,0037 | 0,0024 | 0,0016 | 0,0024 | 0,0026 |
Степень износа ОФ в водном пасс. транспорте, % | 33,0 | 35,4 | 39,5 | 71,2 | 48,5 |
Коэффициент обновления ОФ в водном пасс. транспорте, % | 2,9 | 4,2 | 4,4 | 3,3 | 2,6 |
На основе исходных данных мы провели следующие расчеты: базисный и цепные темпы роста основных фондов в водном пассажирском транспорте, а также их долю от общего числа по России. Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы: базисный темп роста демонстрирует положительную динамику, особенно важно отметить 2020 год, когда темпы роста исследуемого вида экономической деятельности возросли, что говорит о том техника в период пандемии была почти не используема. Важно отметить, что количество основных фондов в 2021 году превысило количество основных фондов в 2017 году более чем в 1,2 раза. Однако, если рассматривать долю основных фондов водного пассажирского транспорта в совокупности, то получается неоднозначная картина: по сравнению с базисным 2017 годом объем изучаемого показателя в 2021 году снизился. В ходе исследования мы определили следующую причину: нестабильная эпидемиологическая ситуация в 2019-2020 годах, которая продемонстрировала важность водного пассажирского транспорта.
Немаловажное значение имеют следующие показатели: степень износа основных фондов в водном пассажирском транспорте и коэффициент обновления основных фондов в водном пассажирском транспорте. Они говорят нам о том, что машины и оборудование, транспортные средства и многие другие основные фонды водного пассажирского транспорта имеют степень износа 45,5%, что вносит негативный вклад в исследуемую отрасль и сказывается на качестве продукции не в лучшую сторону, учитывая, что степень обновления основных фондов составляет 1/30 от всех изношенных основных фондов, что напрямую зависит от инвестиций. В таблице структурированы данные относительно инвестиций и произведены соответствующие расчеты.
Таблица 6 – Анализ показателей инвестиций в основной капитал в водный пассажирский транспорт [РОССТАТ]
Количество инвестиций | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
в РФ, млрд. руб. | 16 027,3 | 17 782,0 | 19 329,0 | 20 118,4 | 20 118,0 |
в водном пасс. транспорте, млрд. руб. | 2,9 | 4,2 | 8,8 | 10,1 | 6,5 |
Базисный темп роста, % | 100 | 144,8 | 303,4 | 348,3 | 224,1 |
Цепной темп роста, % | - | 144,8 | 209,5 | 114,8 | 64,4 |
Удельный вес инвестиций в водном пасс. транспорте, % | 0,0180 | 0,0023 | 0,0455 | 0,0502 | 0,0323 |
На основе исходных данных мы провели следующие расчеты: базисные и цепные темпы роста инвестиций в основной капитал водного пассажирского транспорта, а также его долю в ВВП России. Результаты привели нас к следующим выводам: базисный темп роста имеет положительную динамику на протяжении всего исследуемого периода, исключение составляет 2021 год, а цепной темп роста демонстрирует снижение, за исключением 2019. Снижение связано с нестабильной эпидемиологической ситуацией, которая началась во второй половине 2019 года, когда практически во всех секторах российской экономики наблюдался экономический спад. Положительная динамика говорит о том, что Россия обладает огромным количеством водных ресурсов и оно заинтересовано в развитии водного пассажирского транспорта, ведь он имеет важную роль в экономике страны.
Таким образом, в данной главе были проанализированы основные показатели водного пассажирского транспорта в национальной экономике, а также была выявлена динамика на основе статистических показателей и основные тенденции ее развития.
Далее необходимо рассмотреть территориальную структуру инвестиционной деятельности в разрезе федеральных округов и выявить тенденции и проблемы.
2.2 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
В главе 2.1 нами было определено текущее состояние водного пассажирского транспорта в Российской Федерации на основе расчетов в разрезе национальной экономики, но для более полного анализа и определения динамики водного пассажирского транспорта необходимо произвести расчеты по федеральным округам.
Перейдем к анализу доли вклада каждого федерального округа в водный пассажирский транспорт в России. Все необходимые данные представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Вклад водного пассажирского транспорта по ФО в России [РОССТАТ]
Показатель | | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
вклад водного пасс. транспорта в ВВП в текущих ценах, млн. руб | | 228512241 | 237382015 | 232034387 | 253245428 | 669810936 |
ЦФО | Млн. руб. | 30633600 | 42740200 | 25549200 | 39648000 | 89470500 |
удельный вес, % | 13,41 | 18,00 | 11,01 | 15,66 | 13,36 | |
базисный темп роста, % | 100 | 1,395 | 0,834 | 1,294 | 2,921 | |
цепной темп роста, % | - | 1,395 | 0,598 | 1,552 | 2,257 | |
С-З ФО | Млн. руб. | 60330500 | 68398600 | 82694200 | 84968300 | 258662500 |
удельный вес, % | 26,40 | 28,81 | 35,64 | 33,55 | 38,62 | |
базисный темп роста, % | 100 | 1,134 | 1,371 | 1,408 | 4,287 | |
цепной темп роста, % | - | 1,134 | 1,209 | 1,028 | 3,044 | |
ЮФО | Млн. руб. | 38455300 | 31896100 | 21678200 | 30263600 | 66338300 |
удельный вес, % | 16,83 | 13,44 | 9,34 | 11,95 | 9,90 | |
базисный темп роста, % | 100 | 0,829 | 0,564 | 0,787 | 1,725 | |
цепной темп роста, % | - | 0,829 | 0,680 | 1,396 | 2,192 | |
ПФО | Млн. руб. | 37416400 | 27669940 | 28313100 | 26921200 | 41545600 |
удельный вес, % | 16,37 | 11,66 | 12,20 | 10,63 | 6,20 | |
базисный темп роста, % | 100 | 0,740 | 0,757 | 0,720 | 1,110 | |
цепной темп роста, % | - | 0,740 | 0,757 | 0,951 | 1,543 | |
УФО | Млн. руб. | 5076500 | 9237000 | 7682900 | 10184900 | 6738400 |
удельный вес, % | 2,22 | 3,89 | 3,31 | 4,02 | 1,01 | |
базисный темп роста, % | 100 | 1,820 | 1,513 | 2,006 | 1,327 | |
цепной темп роста, % | - | 1,820 | 0,832 | 1,326 | 0,662 | |
СФО | Млн. руб. | 14930800 | 15194500 | 16533300 | 15295660 | 21158600 |
удельный вес, % | 6,53 | 6,40 | 7,13 | 6,04 | 3,16 | |
базисный темп роста, % | 100 | 1,018 | 1,107 | 1,024 | 1,417 | |
цепной темп роста, % | - | 1,018 | 1,088 | 0,925 | 1,383 | |
ДФО | Млн. руб. | 41669000 | 42216100 | 49586000 | 56647000 | 192986900 |
удельный вес, % | 18,23 | 17,78 | 21,37 | 22,37 | 28,81 | |
базисный темп роста, % | 100 | 1,013 | 1,190 | 1,359 | 4,631 | |
цепной темп роста, % | - | 1,013 | 1,175 | 1,142 | 3,407 |
Наибольший вклад водного пассажирского транспорта представлен в Северо-Западном федеральном округе по сравнению с 2017г. в 2021г. они возросли на 46%, это говорит о том, что внутренний водный пассажирский транспорт играет существенную роль в удовлетворении потребностей населения и экономики Северо-Западного федерального округа в перевозках. В составе внутренних водных путей округа можно выделить пути, входящие в единую глубоководную систему европейской части России, и изолированные друг от друга бассейны рек Северной Двины, Печоры, Мезени и Онеги.
Второе место занимает Дальневосточный федеральный округ и его удельный вес составил 28,8% за период 2021г., что в 5 раз больше, чем в Приволжском ФО.
Третье место занимает Центральный федеральный округ и за весь период его удельный вес снижался и в 2021г стал 6,2%, что больше, чем в Сибирском в 2 раза. В связи с этим можно заметить тенденцию к снижению водного пассажирского транспорта в данном федеральном округе.
Следующим показателем, который мы рассмотрим, является структура занятых в водном пассажирском транспорте в разрезе федеральных округов за период исследуемый период. Все данные представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Структура занятых в водном пассажирском транспорте по Федеральным округам от общего числа в России [РОССТАТ]
Регион | Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
РФ | Занятых в РФ, тыс. чел. | 72 316 | 72 532 | 71 933 | 70 601 | 70 952 |
РФ | Занятых в водном пасс. транспорте тыс. чел. | 83934 | 84875 | 78742 | 77450 | 78585 |
ЦФО | Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел. | 9065 | 8907 | 8074 | 8792 | 9566 |
удельный вес,% | 10,800 | 10,494 | 10,254 | 11,352 | 12,173 | |
С-З ФО | Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел. | 17091 | 16370 | 15378 | 13857 | 14283 |
удельный вес,% | 20,362 | 19,287 | 19,530 | 17,892 | 18,175 | |
ЮФО | Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел. | 17078 | 17220 | 14706 | 14160 | 13639 |
удельный вес,% | 20,347 | 20,289 | 18,676 | 18,283 | 17,356 | |
ПФО | Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел. | 11875 | 11267 | 10924 | 11666 | 12433 |
удельный вес,% | 14,148 | 13,275 | 13,873 | 15,063 | 15,821 | |
УФО | Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел. | 4556 | 5098 | 5338 | 4826 | 4833 |
удельный вес,% | 5,428 | 6,006 | 6,779 | 6,231 | 6,150 | |
СФО | Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел. | 8203 | 9028 | 8612 | 8275 | 8230 |
удельный вес,% | 9,773 | 10,637 | 10,937 | 10,684 | 10,473 | |
Д ФО | Занятых в водном пасс. транспорте по ФО, чел. | 16066 | 16985 | 15710 | 15874 | 15601 |
удельный вес,% | 19,141 | 20,012 | 19,951 | 20,496 | 19,852 |