Файл: Курсовая работа по дисциплине Национальная экономика Исполнитель Махнутин Н. С.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим численность занятых в водном пассажирском транспорте. Их доля с 2017-2021 гг. по всем ФО снижается или имеет отрицательную динамику во всех регионах, кроме Приволжского ФО (4,7%), Уральского ФО (6%), Сибирского ФО (0,3%), именно они, показали небольшой рост за 5 лет по сравнению с базовым годом. Это сокращение может быть связано с пандемией коронавируса и кризисом, в результате чего закрывались границы и вследствие это привело к сокращению численности занятых в водном пассажирском транспорте.
Рекордсменом по удельному весу является Дальневосточный ФО, и его доля составляет 19,8% за период 2021г., что подтверждает мысль о больших количествах водных ресурсов на данной территории, наименьшую долю занятых в водном пассажирском транспорте составляет Уральский ФО, это можно объяснить тем, что в данном экономическом регионе не так много водных ресурсов.
Следующим показателем, который мы рассмотрим, является среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в водном пассажирском транспорте по Федеральным округам от общей суммы в России. Все необходимые данные представлены в таблице 10.
Таблица 9 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в водном пасс. транспорте по Федеральным округам от общей суммы в России [РОССТАТ]
Регион | Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
РФ | Ср. показатель ЗП в РФ, руб. | 39 300 | 45 900 | 49 200 | 54 300 | 57 300 |
РФ | Ср. показатель ЗП в водном пасс. транспорте | 50100 | 58100 | 65785 | 71435 | 84222 |
ЦФО | Ср. показатель ЗП в ФО, руб. | 49377 | 60896 | 65094 | 65656 | 130597 |
удельный вес, % | 98,56 | 104,81 | 98,95 | 91,91 | 155,06 | |
С-З ФО | Ср. показатель ЗП в ФО, руб. | 66549 | 78816 | 95898 | 108460 | 106148 |
удельный вес, % | 132,83 | 130,49 | 145,77 | 151,83 | 126,03 | |
ЮФО | Ср. показатель ЗП в ФО, руб. | 38457 | 45571 | 54726 | 53844 | 65033 |
удельный вес, % | 76,76 | 78,44 | 83,19 | 75,37 | 77,22 | |
ПФО | Ср. показатель ЗП в ФО, руб. | 42283 | 45038 | 46404 | 57138 | 63720 |
удельный вес, % | 84,40 | 77,52 | 106,74 | 79,99 | 75,66 | |
УФО | Ср. показатель ЗП в ФО, руб. | 46970 | 50002 | 56027 | 61296 | 61783 |
удельный вес, % | 93,75 | 86,06 | 85,17 | 85,81 | 73,36 | |
СФО | Ср. показатель ЗП в ФО, руб. | 37361 | 44707 | 48402 | 53281 | 60925 |
удельный вес, % | 74,57 | 76,95 | 73,58 | 98,00 | 72,34 | |
ДФО | Ср. показатель ЗП в ФО, руб. | 59843 | 69987 | 74433 | 82304 | 93901 |
удельный вес, % | 85,35 | 120,46 | 113,15 | 115,22 | 96,19 |
В заработной плате за период 2021г. лидирующую позицию занимает Центральный ФО и составляет (130 тыс. 597 рублей), также на протяжении 5 лет показывает положительную динамику, что повышает привлекательность данного региона для заработка квалифицированных специалистов. Водные пассажирские транспортные перевозки имеют важное значение,
регионы округа соединены сетью водных путей с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря, это говорит о том, что экономико-географическое положение более выгодное, чем в других регионах и привлекает работников для развития карьеры в этом регионе.
На втором месте расположился Северо-Западный ФО с заработной платой в 106 тыс. 148 рублей на период 2021г., что на 18% больше, чем в Центральном ФО. Работа в Северо-Западном ФО требует высокую квалификацию и огромное желание трудиться, что и подтверждает соответственный уровень заработной платы в данном регионе.
Наименьшая заработная плата приходится на следующие регионы: Уральский ФО, Сибирский ФО и Приволжский ФО, их заработная плата примерно одинаковая и составляет 60 тыс. рублей, куда жители не особо заинтересованы переезжать. В 2019 г объем пассажироперевозок внутреннего водного транспорта в России снизился на 3,4% относительно уровня 2018 г и составил 10,9 млн поездок в год. В последние годы обострилась проблема недостатка глубин для прохождения судов, и судовладельцы не могут гарантировать, что пассажирский транспорт не столкнется с трудностями прохождения сложных участков на реках. (https://businesstat.ru/images/demo/inland_water_passenger_transport_russia_demo_businesstat.pdf ) Спрос на него падает и соответственно заработная плата в этих регионах тоже снижается.
Так как все регионы имеют различие в экономико-географическом положении и ряд особенностей развития, следовательно, заработная плата у ФО тоже разная.
Проанализируем показатели водного пассажирского транспорта регионов РФ по направлениям, т.е. определим их удельный вес по вложениям в основной капитал по видам основных фондов, представленные в таблице 10.
Таблица 10 – Основные фонды в водном пассажирском транспорте по Федеральным округам от общей суммы в России [РОССТАТ]
Регион | Показатели | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
РФ по пасс.вод. транспорту Млн. руб. | | 4500 | 5100 | 5700 | 9200 | 5700 |
ЦФО | Млн. руб. | 153 | 287 | 347 | 757 | 293 |
удельный вес, % | 3,400 | 5,627 | 6,088 | 8,228 | 5,140 | |
С-З ФО | Млн. руб. | 2053 | 2271 | 2574 | 2473 | 2479 |
удельный вес, % | 45,622 | 44,529 | 45,158 | 26,880 | 43,491 | |
ЮФО | Млн. руб. | 675 | 481 | 528 | 541 | 449 |
удельный вес, % | 15,009 | 9,431 | 9,263 | 5,880 | 7,877 | |
ПФО | Млн. руб. | 122 | 135 | 314 | 564 | 463 |
удельный вес, % | 2,711 | 2,647 | 5,509 | 6,130 | 8,123 | |
УФО | Млн. руб. | 73 | 43 | 34 | 108 | 74 |
удельный вес, % | 1,622 | 0,843 | 0,596 | 1,174 | 1,298 | |
СФО | Млн. руб. | 178 | 151 | 147 | 1 898 | 430 |
удельный вес, % | 3,956 | 2,961 | 2,579 | 20,630 | 7,544 | |
ДФО | Млн. руб. | 1246 | 1 832 | 1 766 | 3 659 | 1 931 |
удельный вес, % | 27,689 | 35,922 | 30,982 | 39,772 | 33,877 |
Наибольшее количество основных фондов представлено в Северо- Западном федеральном округе и на протяжении всего периода этот показатель постоянно возрастает (за 5 лет увеличился на 20%), исключением является пандемия, которая негативно повлияла на 2020-2021гг. Наименьший удельный вес в 2021г. наблюдается в Уральском федеральном округе и их рост значительно медленнее чем у Центрального ФО в 33 раза. Также рост в водном пассажирском транспорте наблюдается у Дальневосточного ФО, его удельный вес составил 33,8% за период 2021 года, что является наименьшей разницей среди регионов по сравнению с Северо-Западным ФО. У других регионов менее стабильная динамика, так в Северо-Западном и Дальневосточном ФО постоянный рост (исключением является пандемия в 2020 году, где для Северо-Западного региона повлияла в худшую сторону, а для Дальневосточного региона наоборот, показала хороший рост ), а в остальных регионах за весь период они показывают неоднозначную динамику, что связано с количеством инвестиций.
После перестройки оказалось, что собственные корабли новой власти не нужны. Финансирование их строительства не просто сократилось — оно почти прекратилось. Объём оборонного заказа упал почти в 20 раз, а гражданского — более чем в 5 раз. Было остановлено финансирование даже размещённых ранее заказов. Заводы оказались загруженными недостроенными судами. В России осталось всего несколько условно крупных заводов, способных строить суда длиной более 170 метров. Остальные быстро исчезали. Страна избавлялась от них как от лишнего балласта. Проведённая приватизация предприятий не дала желаемого результата. Форму собственности поменяли, но заказов практически не было из-за плохо выстроенной системы финансирования предприятий и некредитоспособности российских судовладельцев. Собственных кораблей строилось всё меньше.
Добавляло проблем и то, что в стране в те годы выпускали в основном уже технически устаревшее оборудование для судов, современное приходилось покупать за рубежом. Немногие оставшиеся состоятельные судовладельцы предпочитали и сами корабли заказывать за границей. Тем временем, действующие отечественные суда ветшали и часто списывались на металлолом. Еще период перестройки заложил негативное отражение на основных фондах в водный пассажирский транспорт [18].
Следующим показателем, который мы рассмотрим, являются инвестиции в основной капитал водного пассажирского транспорта по Федеральным округам от общей суммы в России. Все необходимые данные представлены в таблице 11.
Таблица 11 - Инвестиции в основной капитал водного пассажирского транспорта по Федеральным округам от общей суммы в России [РОССТАТ]
Регион | Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
По РФ в пасс. водном транспорт,млн.руб | | 18 123 545 | 90 294 439 | 142 522 875 | 15 854 360 | 41 105 492 |
ЦФО | Млн. руб | 775200,00 | 5209520,00 | 7939669,00 | 518800,00 | 1912100,00 |
удельный вес, % | 4,27731 | 5,76948 | 5,57080 | 3,27229 | 4,65169 | |
базиный темп роста, % | 100 | 672,0 | 1024,2 | 66,9 | 246,7 | |
цепной темп роста, % | - | 672,0 | 152,4 | 6,5 | 368,6 | |
С-З ФО | Млн. руб. | 6982700 | 26897200 | 49289000 | 2388200 | 16570900 |
удельный вес, % | 38,528 | 29,788 | 34,583 | 15,063 | 40,313 | |
базиный темп роста, % | 100 | 385,20 | 705,87 | 34,20 | 237,31 | |
цепной темп роста, % | - | 385,20 | 183,25 | 4,85 | 693,87 | |
ЮФО | Млн. руб. | 3398500 | 4315900 | 6902600 | 837300 | 826700 |
удельный вес, % | 18,752 | 4,780 | 4,843 | 5,281 | 2,011 | |
базиный темп роста, % | 100 | 127,0 | 203,1 | 24,6 | 24,3 | |
цепной темп роста, % | - | 127,0 | 159,9 | 12,1 | 98,7 | |
ПФО | Млн. руб. | 481400 | 2682700 | 12230600 | 1099200 | 3096200 |
удельный вес, % | 2,656 | 2,971 | 8,581 | 6,933 | 7,532 | |
базиный темп роста, % | 100 | 557,3 | 2540,6 | 228,3 | 643,2 | |
цепной темп роста, % | - | 557,3 | 455,9 | 9,0 | 281,7 | |
УФО | Млн. руб. | 285100 | 452400 | 391300 | 302500 | 890600 |
удельный вес, % | 1,573 | 0,501 | 0,275 | 1,908 | 2,167 | |
базиный темп роста, % | 100 | 158,7 | 137,3 | 106,1 | 312,4 | |
цепной темп роста, % | - | 158,7 | 86,5 | 77,3 | 294,4 | |
СФО | Млн. руб. | 825400 | 1603200 | 1919100 | 2183990 | 1633800 |
удельный вес, % | 4,554 | 1,776 | 1,347 | 13,775 | 3,975 | |
базиный темп роста, % | 100 | 194,2 | 232,5 | 264,6 | 197,9 | |
цепной темп роста, % | - | 194,2 | 119,7 | 113,8 | 74,8 | |
ДФО | Млн. руб. | 5375300 | 49477000 | 59956000 | 8868400 | 16175300 |
удельный вес, % | 29,659 | 54,795 | 42,068 | 55,937 | 39,351 | |
базиный темп роста, % | 100 | 920,5 | 1115,4 | 165,0 | 300,9 | |
цепной темп роста, % | - | 920,5 | 121,2 | 14,8 | 182,4 |
Наибольший объем инвестиций за 2021г. представлен в Северо-Западном федеральном округе об этом нам говорит удельный вес, который составляет 40,3 %, а по сравнению с 2017г. в 2021г. базисный рост нам показал, что они возросли на 137%, это может объясняться высокой инвестиционной привлекательностью региона.
После Северо-Западного ФО по объему инвестиций занимает Дальневосточный федеральный округ и его удельный вес составляет 39,3% за период 2021г., что на 2,5%, меньше, чем в Северо-Западном ФО.
Третье место занимает Приволжский федеральный округ и за весь период базисный темп роста нам показал огромный рост в 600%, что больше, чем в Уральском на 51%. Основными факторами, которые обеспечивают инвестиционную привлекательность Приволжского ФО, можно назвать следующие:
− выгодное геополитическое положение (близость рынков сбыта, высокий потребительский потенциал);
− развитая транспортная инфраструктура (наличие транспортных магистралей, соединяющих города миллионники, а также Россию и Республику Казахстан);
− наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность;
− наличие квалифицированных трудовых ресурсов (за счет присутствия в регионах университетов и институтов, позволяющих обучать высококвалифицированных специалистов);
− наличие дешевых энергоносителей (электроэнергия, нефть, газ);
− наличие богатых природных ресурсов
В связи с этим можно заметить тенденцию к активному росту в данном федеральном округе.
Если наглядно рассмотреть представленную динамику в таблице можно увидеть большую дифференциацию по поступлению объема инвестиций между регионами. Так, наименьший показатель базисного темпа роста в Южном ФО (24,3% в 2021г.) это меньше, чем в Центральном ФО в 10 раз. Если рассмотреть статистику за 2018г, то разница между Центральным и Южным ФО в 5 раз. Можно увидеть активный рост инвестиций в Приволжском ФО, однако в остальных ФО объем инвестиций возрастает медленно. ИСТОЧНИК [Лаптева Е. В. Инвестиционная привлекательность водного пассажирского транспорта// Век качества. 2021. №2. с.48-52.]
Таким образом, проанализировав основные показатели водного пассажирского транспорта в рамках ее территориальной структуры, которое исследовалось в главе 2, а также разобрав теоретический аспект, исследуемый в главе 1, можно выделить ряд проблем развития и функционирования водного пассажирского транспорта.