Файл: Курсовая работа по дисциплине Национальная экономика Исполнитель Махнутин Н. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рассмотрим численность занятых в водном пассажирском транспорте. Их доля с 2017-2021 гг. по всем ФО снижается или имеет отрицательную динамику во всех регионах, кроме Приволжского ФО (4,7%), Уральского ФО (6%), Сибирского ФО (0,3%), именно они, показали небольшой рост за 5 лет по сравнению с базовым годом. Это сокращение может быть связано с пандемией коронавируса и кризисом, в результате чего закрывались границы и вследствие это привело к сокращению численности занятых в водном пассажирском транспорте.

Рекордсменом по удельному весу является Дальневосточный ФО, и его доля составляет 19,8% за период 2021г., что подтверждает мысль о больших количествах водных ресурсов на данной территории, наименьшую долю занятых в водном пассажирском транспорте составляет Уральский ФО, это можно объяснить тем, что в данном экономическом регионе не так много водных ресурсов.

Следующим показателем, который мы рассмотрим, является среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в водном пассажирском транспорте по Федеральным округам от общей суммы в России. Все необходимые данные представлены в таблице 10.
Таблица 9 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в водном пасс. транспорте по Федеральным округам от общей суммы в России [РОССТАТ]


Регион

Показатель 

2017

2018

2019

2020

2021

РФ

Ср. показатель ЗП в РФ, руб.

39 300

45 900

49 200

54 300

57 300

РФ

Ср. показатель

ЗП в водном пасс. транспорте

50100

58100

65785

71435

84222

ЦФО

 

 Ср.

показатель

ЗП в ФО,

руб.

49377

60896

65094

65656

130597

удельный вес, %

98,56

104,81

98,95

91,91

155,06

С-З ФО

 

 Ср. показатель ЗП в ФО, руб.

66549

78816

95898

108460

106148

удельный вес, %

132,83

130,49

145,77

151,83

126,03

ЮФО

 

 Ср. показатель ЗП в ФО, руб. 

38457

45571

54726

53844

65033

удельный вес, %

76,76

78,44

83,19

75,37

77,22

ПФО

 

 Ср. показатель ЗП в ФО, руб. 

42283

45038

46404

57138

63720

удельный вес, %

84,40

77,52

106,74

79,99

75,66

УФО

 

 Ср. показатель ЗП в ФО, руб. 

46970

50002

56027

61296

61783

удельный вес, %

93,75

86,06

85,17

85,81

73,36

СФО

 

 Ср. показатель ЗП в ФО, руб. 

37361

44707

48402

53281

60925

удельный вес, %

74,57

76,95

73,58

98,00

72,34

ДФО

 

 Ср. показатель ЗП в ФО, руб. 

59843

69987

74433

82304

93901

удельный вес, %

85,35

120,46

113,15

115,22

96,19



В заработной плате за период 2021г. лидирующую позицию занимает Центральный ФО и составляет (130 тыс. 597 рублей), также на протяжении 5 лет показывает положительную динамику, что повышает привлекательность данного региона для заработка квалифицированных специалистов. Водные пассажирские транспортные перевозки имеют важное значение,
регионы округа соединены сетью водных путей с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря, это говорит о том, что экономико-географическое положение более выгодное, чем в других регионах и привлекает работников для развития карьеры в этом регионе.

На втором месте расположился Северо-Западный ФО с заработной платой в 106 тыс. 148 рублей на период 2021г., что на 18% больше, чем в Центральном ФО. Работа в Северо-Западном ФО требует высокую квалификацию и огромное желание трудиться, что и подтверждает соответственный уровень заработной платы в данном регионе.

Наименьшая заработная плата приходится на следующие регионы: Уральский ФО, Сибирский ФО и Приволжский ФО, их заработная плата примерно одинаковая и составляет 60 тыс. рублей, куда жители не особо заинтересованы переезжать. В 2019 г объем пассажироперевозок внутреннего водного транспорта в России снизился на 3,4% относительно уровня 2018 г и составил 10,9 млн поездок в год. В последние годы обострилась проблема недостатка глубин для прохождения судов, и судовладельцы не могут гарантировать, что пассажирский транспорт не столкнется с трудностями прохождения сложных участков на реках. (https://businesstat.ru/images/demo/inland_water_passenger_transport_russia_demo_businesstat.pdf ) Спрос на него падает и соответственно заработная плата в этих регионах тоже снижается.

Так как все регионы имеют различие в экономико-географическом положении и ряд особенностей развития, следовательно, заработная плата у ФО тоже разная.

Проанализируем показатели водного пассажирского транспорта регионов РФ по направлениям, т.е. определим их удельный вес по вложениям в основной капитал по видам основных фондов, представленные в таблице 10.
Таблица 10 – Основные фонды в водном пассажирском транспорте по Федеральным округам от общей суммы в России [РОССТАТ]

Регион

Показатели

2017

2018

2019

2020

2021

РФ по пасс.вод. транспорту

Млн. руб.



4500

5100

5700

9200

5700

ЦФО

Млн. руб.

153

287

347

757

293

удельный вес, %

3,400

5,627

6,088

8,228

5,140

С-З ФО

 Млн. руб.

2053

2271

2574

2473

2479

удельный вес, %

45,622

44,529

45,158

26,880

43,491

ЮФО

 Млн. руб.

675

481

528

541

449

удельный вес, %

15,009

9,431

9,263

5,880

7,877

ПФО

 Млн. руб.

122

135

314

564

463

удельный вес, %

2,711

2,647

5,509

6,130

8,123

УФО

 Млн. руб.

73

43

34

108

74

удельный вес, %

1,622

0,843

0,596

1,174

1,298

СФО

 Млн. руб.

178

151

147

1 898

430

удельный вес, %

3,956

2,961

2,579

20,630

7,544

ДФО

 Млн. руб.

1246

1 832

1 766

3 659

1 931

удельный вес, %

27,689

35,922

30,982

39,772

33,877




Наибольшее количество основных фондов представлено в Северо- Западном федеральном округе и на протяжении всего периода этот показатель постоянно возрастает (за 5 лет увеличился на 20%), исключением является пандемия, которая негативно повлияла на 2020-2021гг. Наименьший удельный вес в 2021г. наблюдается в Уральском федеральном округе и их рост значительно медленнее чем у Центрального ФО в 33 раза. Также рост в водном пассажирском транспорте наблюдается у Дальневосточного ФО, его удельный вес составил 33,8% за период 2021 года, что является наименьшей разницей среди регионов по сравнению с Северо-Западным ФО. У других регионов менее стабильная динамика, так в Северо-Западном и Дальневосточном ФО постоянный рост (исключением является пандемия в 2020 году, где для Северо-Западного региона повлияла в худшую сторону, а для Дальневосточного региона наоборот, показала хороший рост ), а в остальных регионах за весь период они показывают неоднозначную динамику, что связано с количеством инвестиций.

После перестройки оказалось, что собственные корабли новой власти не нужны. Финансирование их строительства не просто сократилось — оно почти прекратилось. Объём оборонного заказа упал почти в 20 раз, а гражданского — более чем в 5 раз. Было остановлено финансирование даже размещённых ранее заказов. Заводы оказались загруженными недостроенными судами. В России осталось всего несколько условно крупных заводов, способных строить суда длиной более 170 метров. Остальные быстро исчезали. Страна избавлялась от них как от лишнего балласта. Проведённая приватизация предприятий не дала желаемого результата. Форму собственности поменяли, но заказов практически не было из-за плохо выстроенной системы финансирования предприятий и некредитоспособности российских судовладельцев. Собственных кораблей строилось всё меньше.

Добавляло проблем и то, что в стране в те годы выпускали в основном уже технически устаревшее оборудование для судов, современное приходилось покупать за рубежом. Немногие оставшиеся состоятельные судовладельцы предпочитали и сами корабли заказывать за границей. Тем временем, действующие отечественные суда ветшали и часто списывались на металлолом. Еще период перестройки заложил негативное отражение на основных фондах в водный пассажирский транспорт [18].
Следующим показателем, который мы рассмотрим, являются инвестиции в основной капитал водного пассажирского транспорта по Федеральным округам от общей суммы в России. Все необходимые данные представлены в таблице 11.

Таблица 11 - Инвестиции в основной капитал водного пассажирского транспорта по Федеральным округам от общей суммы в России [РОССТАТ]

Регион

 Показатель

2017

2018

2019

2020

2021

По РФ в пасс. водном транспорт,млн.руб

 

18 123 545

90 294 439

142 522 875

15 854 360

41 105 492

ЦФО

 

 

 

 Млн. руб

775200,00

5209520,00

7939669,00

518800,00

1912100,00

удельный вес, %

4,27731

5,76948

5,57080

3,27229

4,65169

базиный темп роста, %

100

672,0

1024,2

66,9

246,7

цепной темп роста, %

-

672,0

152,4

6,5

368,6

С-З ФО

 

 

 

Млн. руб.

6982700

26897200

49289000

2388200

16570900

удельный вес, %

38,528

29,788

34,583

15,063

40,313

базиный темп роста, %

100

385,20

705,87

34,20

237,31

цепной темп роста, %

-

385,20

183,25

4,85

693,87

ЮФО

 

 

 

Млн. руб.

3398500

4315900

6902600

837300

826700

удельный вес, %

18,752

4,780

4,843

5,281

2,011

базиный темп роста, %

100

127,0

203,1

24,6

24,3

цепной темп роста, %

-

127,0

159,9

12,1

98,7

ПФО

 

 

 

Млн. руб.

481400

2682700

12230600

1099200

3096200

удельный вес, %

2,656

2,971

8,581

6,933

7,532

базиный темп роста, %

100

557,3

2540,6

228,3

643,2

цепной темп роста, %

-

557,3

455,9

9,0

281,7

УФО

 

 

 

Млн. руб.

285100

452400

391300

302500

890600

удельный вес, %

1,573

0,501

0,275

1,908

2,167

базиный темп роста, %

100

158,7

137,3

106,1

312,4

цепной темп роста, %

-

158,7

86,5

77,3

294,4

СФО

 

 

 

Млн. руб.

825400

1603200

1919100

2183990

1633800

удельный вес, %

4,554

1,776

1,347

13,775

3,975

базиный темп роста, %

100

194,2

232,5

264,6

197,9

цепной темп роста, %

-

194,2

119,7

113,8

74,8

ДФО

 

 

 

Млн. руб.

5375300

49477000

59956000

8868400

16175300

удельный вес, %

29,659

54,795

42,068

55,937

39,351

базиный темп роста, %

100

920,5

1115,4

165,0

300,9

цепной темп роста, %

-

920,5

121,2

14,8

182,4



Наибольший объем инвестиций за 2021г. представлен в Северо-Западном федеральном округе об этом нам говорит удельный вес, который составляет 40,3 %, а по сравнению с 2017г. в 2021г. базисный рост нам показал, что они возросли на 137%, это может объясняться высокой инвестиционной привлекательностью региона.

После Северо-Западного ФО по объему инвестиций занимает Дальневосточный федеральный округ и его удельный вес составляет 39,3% за период 2021г., что на 2,5%, меньше, чем в Северо-Западном ФО.

Третье место занимает Приволжский федеральный округ и за весь период базисный темп роста нам показал огромный рост в 600%, что больше, чем в Уральском на 51%. Основными факторами, которые обеспечивают инвестиционную привлекательность Приволжского ФО, можно назвать следующие:

− выгодное геополитическое положение (близость рынков сбыта, высокий потребительский потенциал);

− развитая транспортная инфраструктура (наличие транспортных магистралей, соединяющих города миллионники, а также Россию и Республику Казахстан);

− наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность;

− наличие квалифицированных трудовых ресурсов (за счет присутствия в регионах университетов и институтов, позволяющих обучать высококвалифицированных специалистов);

− наличие дешевых энергоносителей (электроэнергия, нефть, газ);

− наличие богатых природных ресурсов

В связи с этим можно заметить тенденцию к активному росту в данном федеральном округе.

Если наглядно рассмотреть представленную динамику в таблице можно увидеть большую дифференциацию по поступлению объема инвестиций между регионами. Так, наименьший показатель базисного темпа роста в Южном ФО (24,3% в 2021г.) это меньше, чем в Центральном ФО в 10 раз. Если рассмотреть статистику за 2018г, то разница между Центральным и Южным ФО в 5 раз. Можно увидеть активный рост инвестиций в Приволжском ФО, однако в остальных ФО объем инвестиций возрастает медленно. ИСТОЧНИК [Лаптева Е. В. Инвестиционная привлекательность водного пассажирского транспорта// Век качества. 2021. №2. с.48-52.]

Таким образом, проанализировав основные показатели водного пассажирского транспорта в рамках ее территориальной структуры, которое исследовалось в главе 2, а также разобрав теоретический аспект, исследуемый в главе 1, можно выделить ряд проблем развития и функционирования водного пассажирского транспорта.