Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Последний вопрос анкеты имеет противоположное значение. Ученики, набравшие максимальное количество выборов, в данном случае занимают положение «отрицательных» лидеров. В нашем случае это Алина В. и Залия И. С этими детьми отказываются работать в группе большинство ребят в классе.

Обобщив результаты по каждому вопросу анкеты, получилось следующее:

  • «Звезды» –1 человек (6%);

  • «Предпочитаемые» –9 человек (53%);

  • «Принятые» –6 человек (35%);

  • «Изолированные» –1 человек (6%).

При анализе результатов по исследованию психологического климата с помощью карты-схемы А.Н. Лутошкина (Приложение 2) была выявлена низкая степень благоприятности социально-психологического климата. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представлены в таблице:

Таблица 1

Результаты диагностики по методике А.Н. Лутошкина



ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

1

Абубакиров Ильгам

1

-2

-3

0

-1

0

0

1

0

-2

-6

2

Валитова Алина

1

0

0

1

0

-1

-1

0

-1

0

-1

3

Валитов Вадим

3

3

2

2

2

2

2

3

2

3

24

4

Ибрагимова Гулюза

3

0

2

1

-1

1

1

3

0

0

10

5

Исанова Залияя

0

2

0

0

0

0

1

1

1

1

6

6

Киленбаева Алия

2

2

2

1

0

1

1

3

1

0

13

7

Курбанаева Гульназ

2

-2

-2

0

-2

1

-2

2

0

0

-3

8

Курбанаев Марат

0

0

1

1

0

0

0

1

0

1

4

9

Лапин Максим

2

1

-1

-1

-1

1

-1

2

1

0

3

10

Маннанов Ратмир

1

2

2

0

1

1

1

0

1

1

10

11

Минибаев Марсель

-1

-3

-2

-2

-1

0

-2

1

-2

0

-12

12

Муратова Ирина

3

-2

-2

0

0

1

0

0

-1

1

0

13

Нарбикова Аделина

3

2

2

1

1

1

1

3

2

1

17

14

Сусанина Оксана

1

0

0

1

0

-1

-1

0

-1

0

-1

15

Хайбуллина Ямиля

1

-1

-2

-2

-2

-1

0

1

0

0

-6

16

Халитов Эльдар

2

1

0

0

0

0

-1

0

1

0

3

17

Шарипов Ильяс

0

0

0

1

1

1

0

1

1

0

5


Итого

24

3

-1

4

-3

7

-1

22

7

6

66


Исходя из данных в таблице, можно увидеть, что 11% обучающихся в классе имеют высокую степень благоприятности социально-психологического климата. Результаты около 48% детей показали, что в классе преобладает средний уровень благоприятности в коллективе. 41% результатов говорят о том, что в классе преобладает низкая благоприятность социально-психологического климата.

Последней диагностикой являлась методика В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой. Результаты последней диагностики показали, что в классе преобладает низкий уровень психологического климата. Собранные данные представлены в таблице, а также произведены необходимые вычисления:

Таблица 2

Результаты диагностики по методике В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой



Фамилия Имя

а

б

в

Всего

1

Абубакиров Ильгам

1

1

5

7

2

Валитова Алина

3

1

2

6

3

Валитов Вадим

5

1

1

7

4

Ибрагимова Гулюза

1

2

5

8

5

Исанова Залия

1

1

1

3

6

Киленбаева Алия

1

1

5

7

7

Курбанаева Гульназ

3

2

1

6

8

Курбанаев Марат

5

5

1

11

9

Лапин Максим

1

3

5

9

10

Маннанов Ратмир

5

5

5

15

11

Минибаев Марсель

5

5

1

11

12

Муратова Ирина

5

1

5

11

13

Нарбикова Аделина

1

5

5

11

14

Сусанина Оксана

4

1

1

6

15

Хайбуллина Ямиля

1

1

4

6

16

Халитов Эльдар

5

2

5

12

17

Шарипов Ильяс

2

1

3

6


Итого

48

38

55

141


Результаты проведенных диагностических исследований показывают, что необходимо провести работу по сплочению коллектива, разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня межличностных отношений в коллективе младших школьников.


2.2 Организация мероприятий внеурочной деятельности, направленной на укрепление и выявление межличностных отношений в коллективе младших школьников.

Внеклассные мероприятия дают возможность обучающимся побыть в разных ролях: автор, член команды, организатор, а также устанавливают и расширяют способы взаимодействия ребенка с окружающей средой, развивают его творческие способности, личностный рост.

В коллективе класса формируются и изменяются межличностные взаимоотношения, распределяются групповые роли, выдвигаются лидеры, складываются ценностные ориентации. Активное проявление и развитие творческих способностей младшего школьника дает более активную и успешную его жизненную позицию в дальнейшем [33].

Праздник – один из видов внеклассных мероприятий. Необходимо отметить, что обычно встречается такая форма проведения мероприятий. Праздник играет важную роль в жизни младшего школьника, так как является одним из ярких моментов в его жизни. Праздники раскрывают творчество, рождают в душе ребенка светлые чувства, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце [29]. По мнению Г. А. Цукерман, «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [54, с. 19].

Любой праздник предполагает игровую деятельность. Игра исполняет важную роль в социальной жизни в целом. Особое значение она имеет в процессе социального созревании младших школьников, потому что игра в этом возрасте – основной способ социализации личности. Значимость игровой деятельности в становлении ребенка изучали лучшие педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Э. Берн и другие [6].

В пределах того или иного праздника также организовывают театрально-игровую деятельность. За счет этого активно развиваются познавательные процессы, эмоционально-личностная сфера. Игра способна поменять отношение ребенка к самому себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками. Сценические игры имеют психотерапевтический механизм, который заключается в распределении ролей для участников. Роль позволяет раскрыть в ребенке потенциальные коммуникативные средства. Излюбленные герои становятся примерами для подражания. Такая способность ребенка к отождествлению с полюбившимся образом дает возможность педагогам посредством театральной деятельности позитивно влиять на детей [18].


В начальной школе во время подготовки к празднику необходимо по максимуму вовлекать родителей. В начале учебного года во время классного родительского собрания идет обсуждение плана мероприятий на предстоящий учебный год. Такие мероприятия чаще всего проводятся внутри класса или в школе. На собрании учитывается мнение родителей, вносятся дополнения и коррективы. План согласуется на родительском собрании. Родители также могут разделиться на микрогруппы от 3 до 5 человек, где каждая из них будет отвечать за организацию и проведение определенного праздника. Совместное общение родителей способствует более близкому знакомству друг с другом, с детьми и педагогами.

Формирование межличностных отношений строится через активное вовлечение детей и родителей в общую творческую деятельность. Они обмениваются мнениями при выборе темы праздника, обсуждают сценарий, занимаются оформлением помещения, изготовлением костюмов, репетициями художественных и музыкальных номеров.

Такие мероприятия дают возможность родителям лучше узнать своих детей, обнаруживать в них новые интересы, увлечения, таланты; помогают установить партнёрские отношения семьи и школы. Младшие школьники любят праздники за возможность в совместном времяпровождении с родителями и учителями как бы «на равных».

При подготовке к празднику большую часть времени дети проводят вместе, следовательно, они учатся понимать и принимать сверстников такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия [42].

Разработанные мероприятия в той или иной степени содержат данные виды внеклассной работы с детьми и способствуют дружеским взаимоотношениям между одноклассниками.

На формирующем этапе эксперимента было проведено 6 внеурочных мероприятий различной направленности. Тематика разработанных мероприятий приурочена к определенным событиям. В качестве форм проведения мероприятий выступают: праздник, тренинг, квест-игра. (Табл. 3).

Таблица 3

Внеурочные мероприятия

Название мероприятия

К какому празднику приурочено мероприятие

Форма проведения

Цель мероприятия

Участники

Результат мероприятия

“Доброта вокруг нас”

Неделя добра

Квест-игра

Закрепить и расширить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения

Обучающиеся, классный руководитель

- умение употреблять вежливые слова, максимальное следование этическим нормам поведения, общения между сверстниками;

–высокие показатели коммуникативных навыков;

–проявление у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности;

–высокие показатели умения работать в команде.

“Международный женский день”

8 марта - международный женский день

Праздник

Создать атмосферу праздника, поздравить мам, девочек, бабушек

Обучающиеся, родители, классный руководитель

-формируется чувство любви к матери, к семье;

–развивается память, внимание, творческие способности;

–воспитывается у детей чувство гордости за родных и близких, чувство коллективизма, взаимопонимания между родителями и детьми.

Праздник “Прощание с Букварём”

Окончание Букваря

Праздник

Применить навыки чтения и заучивания стихотворений на практике, обобщить основные данные о букваре

Обучающиеся, родители, классный руководитель

- обобщились знания учащихся, полученные при изучении букваря;
- развиваются умения грамотно, выразительно читать стихи; петь песни.

“Вместе сделаем этот мир чище!”

Неделя уюта

Игра

Воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы

Обучающиеся, классный руководитель

формируются навыки полезного труда, посредством посадки растения;

ознакомились с классификацией отходов и способами избавления от них;

познакомились с понятием гарбология;

учатся работать в группе;

воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе.

“Я - лидер”

Контрольный этап исследования

Тренинг

Создание условий для развития лидерского потенциала; выявление лидеров в классе.


Обучающиеся, классный руководитель

-учащиеся ознакомились с правилами работы в тренинговой группе;

-развиваются умения правильно выражать свои мысли и понимать мысли окружающих.

“Жить дружно - это круто”

Неделя дружбы

Тренинг

Создать благоприятный климат в классе, сплочить обучающихся, развивать коммуникативные навыки

Обучающиеся, классный руководитель

-учащиеся охотнее вступают в контакт друг с другом;

-преодолеваются барьеры в межличностных взаимоотношениях.