Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последний вопрос анкеты имеет противоположное значение. Ученики, набравшие максимальное количество выборов, в данном случае занимают положение «отрицательных» лидеров. В нашем случае это Алина В. и Залия И. С этими детьми отказываются работать в группе большинство ребят в классе.
Обобщив результаты по каждому вопросу анкеты, получилось следующее:
-
«Звезды» –1 человек (6%); -
«Предпочитаемые» –9 человек (53%); -
«Принятые» –6 человек (35%); -
«Изолированные» –1 человек (6%).
При анализе результатов по исследованию психологического климата с помощью карты-схемы А.Н. Лутошкина (Приложение 2) была выявлена низкая степень благоприятности социально-психологического климата. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представлены в таблице:
Таблица 1
Результаты диагностики по методике А.Н. Лутошкина
№ | ФИ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
1 | Абубакиров Ильгам | 1 | -2 | -3 | 0 | -1 | 0 | 0 | 1 | 0 | -2 | -6 |
2 | Валитова Алина | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | -1 | -1 | 0 | -1 | 0 | -1 |
3 | Валитов Вадим | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 24 |
4 | Ибрагимова Гулюза | 3 | 0 | 2 | 1 | -1 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 | 10 |
5 | Исанова Залияя | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
6 | Киленбаева Алия | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 13 |
7 | Курбанаева Гульназ | 2 | -2 | -2 | 0 | -2 | 1 | -2 | 2 | 0 | 0 | -3 |
8 | Курбанаев Марат | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 |
9 | Лапин Максим | 2 | 1 | -1 | -1 | -1 | 1 | -1 | 2 | 1 | 0 | 3 |
10 | Маннанов Ратмир | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 10 |
11 | Минибаев Марсель | -1 | -3 | -2 | -2 | -1 | 0 | -2 | 1 | -2 | 0 | -12 |
12 | Муратова Ирина | 3 | -2 | -2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | -1 | 1 | 0 |
13 | Нарбикова Аделина | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 17 |
14 | Сусанина Оксана | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | -1 | -1 | 0 | -1 | 0 | -1 |
15 | Хайбуллина Ямиля | 1 | -1 | -2 | -2 | -2 | -1 | 0 | 1 | 0 | 0 | -6 |
16 | Халитов Эльдар | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | -1 | 0 | 1 | 0 | 3 |
17 | Шарипов Ильяс | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 |
Итого | 24 | 3 | -1 | 4 | -3 | 7 | -1 | 22 | 7 | 6 | 66 |
Исходя из данных в таблице, можно увидеть, что 11% обучающихся в классе имеют высокую степень благоприятности социально-психологического климата. Результаты около 48% детей показали, что в классе преобладает средний уровень благоприятности в коллективе. 41% результатов говорят о том, что в классе преобладает низкая благоприятность социально-психологического климата.
Последней диагностикой являлась методика В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой. Результаты последней диагностики показали, что в классе преобладает низкий уровень психологического климата. Собранные данные представлены в таблице, а также произведены необходимые вычисления:
Таблица 2
Результаты диагностики по методике В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой
№ | Фамилия Имя | а | б | в | Всего |
1 | Абубакиров Ильгам | 1 | 1 | 5 | 7 |
2 | Валитова Алина | 3 | 1 | 2 | 6 |
3 | Валитов Вадим | 5 | 1 | 1 | 7 |
4 | Ибрагимова Гулюза | 1 | 2 | 5 | 8 |
5 | Исанова Залия | 1 | 1 | 1 | 3 |
6 | Киленбаева Алия | 1 | 1 | 5 | 7 |
7 | Курбанаева Гульназ | 3 | 2 | 1 | 6 |
8 | Курбанаев Марат | 5 | 5 | 1 | 11 |
9 | Лапин Максим | 1 | 3 | 5 | 9 |
10 | Маннанов Ратмир | 5 | 5 | 5 | 15 |
11 | Минибаев Марсель | 5 | 5 | 1 | 11 |
12 | Муратова Ирина | 5 | 1 | 5 | 11 |
13 | Нарбикова Аделина | 1 | 5 | 5 | 11 |
14 | Сусанина Оксана | 4 | 1 | 1 | 6 |
15 | Хайбуллина Ямиля | 1 | 1 | 4 | 6 |
16 | Халитов Эльдар | 5 | 2 | 5 | 12 |
17 | Шарипов Ильяс | 2 | 1 | 3 | 6 |
Итого | 48 | 38 | 55 | 141 |
Результаты проведенных диагностических исследований показывают, что необходимо провести работу по сплочению коллектива, разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня межличностных отношений в коллективе младших школьников.
2.2 Организация мероприятий внеурочной деятельности, направленной на укрепление и выявление межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Внеклассные мероприятия дают возможность обучающимся побыть в разных ролях: автор, член команды, организатор, а также устанавливают и расширяют способы взаимодействия ребенка с окружающей средой, развивают его творческие способности, личностный рост.
В коллективе класса формируются и изменяются межличностные взаимоотношения, распределяются групповые роли, выдвигаются лидеры, складываются ценностные ориентации. Активное проявление и развитие творческих способностей младшего школьника дает более активную и успешную его жизненную позицию в дальнейшем [33].
Праздник – один из видов внеклассных мероприятий. Необходимо отметить, что обычно встречается такая форма проведения мероприятий. Праздник играет важную роль в жизни младшего школьника, так как является одним из ярких моментов в его жизни. Праздники раскрывают творчество, рождают в душе ребенка светлые чувства, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце [29]. По мнению Г. А. Цукерман, «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [54, с. 19].
Любой праздник предполагает игровую деятельность. Игра исполняет важную роль в социальной жизни в целом. Особое значение она имеет в процессе социального созревании младших школьников, потому что игра в этом возрасте – основной способ социализации личности. Значимость игровой деятельности в становлении ребенка изучали лучшие педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Э. Берн и другие [6].
В пределах того или иного праздника также организовывают театрально-игровую деятельность. За счет этого активно развиваются познавательные процессы, эмоционально-личностная сфера. Игра способна поменять отношение ребенка к самому себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками. Сценические игры имеют психотерапевтический механизм, который заключается в распределении ролей для участников. Роль позволяет раскрыть в ребенке потенциальные коммуникативные средства. Излюбленные герои становятся примерами для подражания. Такая способность ребенка к отождествлению с полюбившимся образом дает возможность педагогам посредством театральной деятельности позитивно влиять на детей [18].
В начальной школе во время подготовки к празднику необходимо по максимуму вовлекать родителей. В начале учебного года во время классного родительского собрания идет обсуждение плана мероприятий на предстоящий учебный год. Такие мероприятия чаще всего проводятся внутри класса или в школе. На собрании учитывается мнение родителей, вносятся дополнения и коррективы. План согласуется на родительском собрании. Родители также могут разделиться на микрогруппы от 3 до 5 человек, где каждая из них будет отвечать за организацию и проведение определенного праздника. Совместное общение родителей способствует более близкому знакомству друг с другом, с детьми и педагогами.
Формирование межличностных отношений строится через активное вовлечение детей и родителей в общую творческую деятельность. Они обмениваются мнениями при выборе темы праздника, обсуждают сценарий, занимаются оформлением помещения, изготовлением костюмов, репетициями художественных и музыкальных номеров.
Такие мероприятия дают возможность родителям лучше узнать своих детей, обнаруживать в них новые интересы, увлечения, таланты; помогают установить партнёрские отношения семьи и школы. Младшие школьники любят праздники за возможность в совместном времяпровождении с родителями и учителями как бы «на равных».
При подготовке к празднику большую часть времени дети проводят вместе, следовательно, они учатся понимать и принимать сверстников такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия [42].
Разработанные мероприятия в той или иной степени содержат данные виды внеклассной работы с детьми и способствуют дружеским взаимоотношениям между одноклассниками.
На формирующем этапе эксперимента было проведено 6 внеурочных мероприятий различной направленности. Тематика разработанных мероприятий приурочена к определенным событиям. В качестве форм проведения мероприятий выступают: праздник, тренинг, квест-игра. (Табл. 3).
Таблица 3
Внеурочные мероприятия
Название мероприятия | К какому празднику приурочено мероприятие | Форма проведения | Цель мероприятия | Участники | Результат мероприятия |
“Доброта вокруг нас” | Неделя добра | Квест-игра | Закрепить и расширить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения | Обучающиеся, классный руководитель | - умение употреблять вежливые слова, максимальное следование этическим нормам поведения, общения между сверстниками; –высокие показатели коммуникативных навыков; –проявление у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности; –высокие показатели умения работать в команде. |
“Международный женский день” | 8 марта - международный женский день | Праздник | Создать атмосферу праздника, поздравить мам, девочек, бабушек | Обучающиеся, родители, классный руководитель | -формируется чувство любви к матери, к семье; –развивается память, внимание, творческие способности; –воспитывается у детей чувство гордости за родных и близких, чувство коллективизма, взаимопонимания между родителями и детьми. |
Праздник “Прощание с Букварём” | Окончание Букваря | Праздник | Применить навыки чтения и заучивания стихотворений на практике, обобщить основные данные о букваре | Обучающиеся, родители, классный руководитель | - обобщились знания учащихся, полученные при изучении букваря; - развиваются умения грамотно, выразительно читать стихи; петь песни. |
“Вместе сделаем этот мир чище!” | Неделя уюта | Игра | Воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы | Обучающиеся, классный руководитель | – формируются навыки полезного труда, посредством посадки растения; – ознакомились с классификацией отходов и способами избавления от них; – познакомились с понятием гарбология; – учатся работать в группе; – воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе. |
“Я - лидер” | Контрольный этап исследования | Тренинг | Создание условий для развития лидерского потенциала; выявление лидеров в классе. | Обучающиеся, классный руководитель | -учащиеся ознакомились с правилами работы в тренинговой группе; -развиваются умения правильно выражать свои мысли и понимать мысли окружающих. |
“Жить дружно - это круто” | Неделя дружбы | Тренинг | Создать благоприятный климат в классе, сплочить обучающихся, развивать коммуникативные навыки | Обучающиеся, классный руководитель | -учащиеся охотнее вступают в контакт друг с другом; -преодолеваются барьеры в межличностных взаимоотношениях. |