Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62
характер записей и рисунков на доске и в ученической тетради, продумывает объем, форму и содержание самостоятельной работы учащихся, определяет домашнее задание и методику обобщения изученного материала и подведения итогов урока.
5-й этап: подготовка к проведению демонстрационных опытов,
практических работ. На этом этапе учитель подбирает необходимое учебное и техническое оборудование (кино и видеофильмы, таблицы, плакаты, дидактические карточки, лабораторные средства, мультимедийные средства обучения и т.д.). При подготовке опытов рекомендуется предварительно потренироваться, поскольку неудачная попытка демонстрации опыта на уроке — серьезная оплошность. То же касается и предстоящей демонстрации кино или видеофильмов, которые учителю необходимо просмотреть до начала урока, чтобы определиться с тем, насколько целесообразен показ того или иного фильма, а также уточнить, на какие вопросы должны ответить учащиеся после просмотра фильма.
Вопросы и задания
1.
Какие этапы включает подготовку учителя к уроку?
2.
Что отражают этапы подготовки учителя к уроку?
З.Чем определяется последовательность и взаимосвязь этапов подго- товки учителя к уроку экологии?
5.4. Планирование урока экологии
Конспект
урока. Подготовка учителя к каждому конкретному уроку заканчивается составлением плана или конспекта. Подготовка к уроку предполагает значительные временные затраты и непрерывное целенаправленное самообразование учителя. Особенно ощутимы затраты времени и сил на подготовку урока у начинающих учителей. Однако тщательно разработав каждый урок по предмету один раз, в последующие годы учитель может только совершенствовать и развивать методику их проведения. Конспект урока отражает теоретическую модель урока, т.е. это уже созданная учителем, но еще не реализованная в практике обучения методика урока. Конспект включает полное и конкретное описание задач урока, содержания, применяемых методов и средств обучения, т.е. описание методики проведения каждого этапа урока. Конспект прибавляет учителю уверенности при ведении урока и позволяет творчески подходить к каждому уроку.
В педагогической практике учителя применяется также план
урока, отличающийся от конспекта краткостью и схематичностью изложения хода урока. Преимущество конспекта перед планом урока состоит в том, что составление конспекта требует от учителя более тщательной подготовки. Кроме того, проведение уроков по конспектам позволяет учителю лучше распределить объем со- держания и время, отводимое на его изучение. В отличие от плана
63
урока конспект дает большую возможность для корректировки урока по данной теме по всем его параметрам: задачам, содержанию, методам, средствам обучения и видам организации деятельности учителя и учащихся.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 22
Требования
к конспекту урока. Конспект рекомендуется офор- млять на одной стороне листа (формат А4) с отведением полей. На полях после проведения урока можно указать замечания для корректировки конспекта в будущем. Конспект урока должен вклю- чать определенные параметры.
•
Формулировка темы урока должна отразить все содержание данного урока. При этом она должна быть краткой, но глубокой и емкой по своему содержанию.
•
Учебно-воспитательные задачи урока:
—
учебные задачи (они предполагают формирование и развитие у учащихся знаний и умений);
—
развивающие задачи (содействующие интеллектуальному развитию учащихся на основе формирования у них умений ана- лизировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, обобщать и т.д.);
—
воспитательные задачи (направлены на развитие у учащихся отношений, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций).
•
Перечень оборудования урока включает необходимые изоб- разительные и натуральные пособия (демонстрационные и разда- точные) для каждого этапа урока, лабораторное оборудование и техническое оснащение.
•
Описание хода урока раскрывает содержание этапов урока, их последовательность и продолжительность в структуре урока. Ход урока описывается по определенной схеме. При описании каждого этапа указывается время, отводимое на данный этап, раскрывается содержание (знания, способы деятельности), отмечаются методы и средства обучения. Ход урока целесообразно представить в табличной форме, где четко и точно можно соотнести формируемые понятия и умения с применяемыми методами и средствами обучения:
При описании в конспекте этапов урока — контроля знаний и умений, изучения нового материала, закрепления, определения домашнего задания, обобщения и выводов по уроку, — важно ус- тановить межпредметные связи (связи экологических понятий с естественно-научными знаниями — физическими, химическими,
Этап
урока (с
указанием
отводимого
на него
времени
)
Основное
содержание
Применяемые
методы
и методи-
ческие
приемы
Применяемые
средства
обучения
64
биологическими, геологическими, географическими понятиями, а также с гуманитарными знаниями).
При контроле знаний и умений важно заблаговременно вычле- нить учебный материал, подлежащий проверке по ходу урока. Про- думать характер заданий и формулировку вопросов, их количество, последовательность (с соблюдением логики развития понятий). Фор- мулировка вопросов должна быть четкой, однозначной. Вопросы не должны содержать неточностей и ошибок. Необходимо предусмот- реть формы и методы контроля с учетом индивидуального и лично- стно ориентированного подходов к обучению (см. г. 11).
Этап урока, посвященный изучению нового материала, как пра- вило, самый насыщенный по применяемым методам, средствам обу- чения и задействованным элементам педагогических технологий.
Изученный материал, как и другие этапы урока, закрепляется с применением различных методов (словесных, наглядных, прак- тических). Например, при закреплении знаний с помощью на- глядных методов можно предложить учащимся прокомментировать рисунок, схему, таблицу или фрагмент просмотренного фильма.
Закрепить знания можно и с применением практических методов. В этом случае учащиеся должны воспроизвести несложный опыт, не требующий больших временных затрат, и объяснить результаты этого опыта. Практические методы при закреплении материала урока используют и в случае составления и заполнения учащимися таблиц, схем. Однако в практике обучения экологии на этом этапе урока чаще всего предпочтение оказывается словесным методам, позволяющим учителю за очень короткое время установить, что из изученного школьники усвоили, а что нет. При закреплении на уроке нового материала целесообразно задавать вопросы, направленные не только на воспроизведение (репродукцию) учащимися усвоенной информации, но и на ее осмысление и применение при решении учебных задач.
Отдельный этап урока предназначен для ознакомления учащихся с домашним заданием. Домашнее задание не должно ограничиваться изучением параграфов учебника; как и контроль знаний и умений, его следует определять с позиций индивидуального и личностно ориентированного подхода к обучению.
Выводы по уроку формулируются четко и ясно, они должны быть краткими и обобщать содержание всего урока. Выводы по уроку учитель формулирует на основе высказываний и рассуждений учащихся.
Таким образом, разработка конспекта урока предполагает ов- ладение учителем следующими методическими умениями:
•
формулировать тему урока;
•
определять дидактическую цель и учебно-воспитательные за- дачи урока;
•
исходя из дидактической цели, определять вид урока (урок изучения нового материала, контрольный, обобщающий урок);
•
отбирать необходимое оборудование урока;
•
выявлять зависимость между учебно-воспитательными задачами и отбором содержания урока;
65
•
планировать объем содержания, изучаемого на данном уроке;
•
выявлять структуру урока;
•
устанавливать зависимость между содержанием понятий и выбором методов обучения;
•
проводить отбор эффективных методов обучения и методи- ческих приемов;
•
устанавливать зависимость между применяемыми методами обучения и отбором средств обучения;
•
обосновывать место и значение практических и лабораторных работ в структуре урока;
•
вычленять учебный материал, усвоение которого подлежит проверке в ходе урока;
•
формулировать вопросы и составлять задания для закрепления изученного материала;
•
определять необходимое содержание, объем и форму домашнего задания;
•
определять систему записи и рисунков на доске и в тетради учащегося;
•
уметь с помощью вопросов и заданий подводить учащихся к выводам и обобщениям по уроку.
Вопросы и задания
1.
Почему конспект урока можно назвать теоретической моделью урока?
2.
Какова структура конспекта урока по экологии?
3.
Дайте обоснование последовательности в оформлении конспекта урока.
5.5. Экскурсия как форма обучения экологии
Экскурсии
в истории естественно-научного образования.
Термин «экскурсия» происходит от лат. excursio — поездка. До начала XX в. экскурсии были эпизодическим явлением в школьной практике. Тем не менее еще в 50-х гг. XIX в. талантливый методист- биолог А. Я. Герд дал методическое обоснование экскурсии как форме обучения, сформулировал требования к проведению экскурсий, определил их место и роль в учебном процессе.
Экскурсию он рассматривал как форму, дополняющую урок, как начальный этап в по знании детьми живой природы. Он подчеркивал, что изучение живой природы должно начинаться в лесу, саду, парке, на лугу.
Позже, в начале XX в. идеи А. Я. Герда об экскурсии как форме обучения естествознанию были развиты педагогами-естественни- ками В.В. Половцовым, Б.Е. Райковым, В.Ф. Натали и др.
В истории развития отечественной школы был период, когда экскурсиям стали отводить ведущую роль в естественно-научном образовании учеников. Так, в начале XX в. Д. Н. Кайгородов разра- ботал учебную программу по естествознанию, согласно которой обучение было построено только в форме экскурсий. В связи с этим методисты того времени сложили шутливое четверостишие: «Среди лесов и огородов уж появился Кайгородов. Пришла весна».
66
В 20-х гг. XX в. сторонники «экскурсионного метода» считали его универсальным. В 30-х годах экскурсию признали как дополни- тельную форму обучения. В то же время начало XX в. характеризуется всплеском интереса к экскурсиям. В методической литературе обсуждались разные аспекты экскурсий, выяснялась их роль и место в системе других форм обучения, предпринимались попытки классификации экскурсий и разрабатывалась методика их проведения.
Признаки
экскурсии как формы обучения экологии. Теорети- ческое обоснование экскурсии в природу как форме обучения впервые сделал Б. Е. Райков. Он еще в 20-е годы XX в. отмечал, что специфические признаки экскурсии заключаются в том, что «всякая экскурсия есть познавательная работа, которая связана с передвижением обучающегося в пространстве». Б. Е. Райков под- черкивал, что экскурсия может называться экскурсией только в том случае, если ее «моторный элемент» педагогически оправдан, т. е. изучаемый объект является экскурсионным. Это означает, что к объекту изучения экскурсант идет сам, поскольку вне места своего нахождения этот объект изучен быть не может. Например, по- чвенный разрез невозможно доставить на учебное занятие иначе, как в виде изображения (схемы, рисунка, фотографии).
Таким образом, отвечая на вопрос: имеется ли мера для опре- деления «экскурсионности» объекта, можно сказать: если объект не отделим от окружающей обстановки без ущерба для правильного его восприятия, то этот объект — подлинно экскурсионный.
Признаки экскурсии посредством анализа учебно-воспитательных задач, характеристики познавательной деятельности учащихся и методов обучения установил во второй половине XX в. И. Д. Зверев.
Он утверждал, что для экскурсии как формы обучения характерны следующие черты:
• решение специфических учебно-воспитательных задач (изу- чение природы путем наблюдения в природе, знакомство с раз-
I ичными видами производства, воспитание любви к природе и
груду
);
•
организация познавательной деятельности учащихся в есте- ственных условиях или специально созданной обстановке, направ- ленной на изучение объектов и явлений с максимальным исполь- зованием наглядности;
•
стимулирование мыслительных процессов учащихся от конк- ретного к абстрактному;
•
ведущими методами выступают наблюдение, практическая работа (измерение, подсчет, определение);
•
организация учебного процесса предполагает предварительную подготовку учителя и учащихся к экскурсии;
•
обучение осуществляется вне школьного помещения;
•
экскурсию может проводить как учитель, так и экскурсовод;
•
экскурсанты сами идут к объекту исследования, т.е. объект должен быть таким, чтобы мог быть изучен только на месте своего