Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
экологического сознания, особенностей взаимодействия биосферы, общества и человека на современном этапе. Включен также материал об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), о состоянии и перспективах природоохранного дела в России, о правовых и моральных требованиях к охране природы.
Группа
прикладных
экологических
знаний включает понятия
«рациональное природопользование», «охрана природы», «оптимизация окружающей среды».
Наука экология рассматривается как фундаментальная основа рационального природопользования.
Представлены цели, принципы и приоритеты рационального при- родопользования. В содержании приведена классификация ресурсов
(основные группы естественных ресурсов, исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые).
В содержании курса должны найти отражение глобальные и региональные проблемы водопользования и загрязнения водоемов, последствия перерасхода водных ресурсов, возможности сохранения и вторичного использования водных ресурсов. Отдельной темой могут быть включены знания о проблемах использования почв, о эрозии, ее причинах и выветривании и выщелачивании, о профилактике.
Экологические знания прикладного характера позволят обеспечить понимание школьниками экологии как научной базы для всех видов практической деятельности человека в природе, в промышленности, сельском и лесном хозяйстве.
В соответствии с требованиями принципа краеведения введены знания об экологической ситуации в регионе и причинах ее изменения, о медико-экологических проблемах региона, структурно-отраслевых и техногенных факторах обострения экологической ситуации.
В содержание дисциплины включены знания об экологических проблемах города и области (на конкретных примерах): экологической и демографической ситуациях в городе и области, состоянии городского и областного транспорта, проблемах утилизации и обезвреживании отходов; радиационной обстановке в городе.
Рассматриваются возможные способы оптимизации городской среды.
Группа методологических знаний выполняет методологическую функцию в экологическом образовании школьников. Они представлены сведениями о значении полевых и лабораторных методов экологических исследований, об экологическом контроле, о методах сбора, обработки и учета информации, моделировании экологических ситуаций и их прогнозировании.
В содержание дисциплины включены такие методологические знания, как описание, наблюдение в экологии, картографирование, мониторинг, методы анализа и оценки. Мониторинг рассматривается как форма и метод изучения состояния окружающей среды на региональном, национальном и глобальном уровнях.
Деятельностный
компонент содержания экологического образо-
вания
. Этот компонент должен содействовать развитию у учащихся учебных и исследовательских умений в области экологии и развивать интерес к исследовательской работе (см. подразд. 9.2).
Деятельностный компонент содержания предполагает развитие у школьников умений собирать первичный материал для дальнейшего лабораторного исследования, применять основные методы по изучению и исследованию эколого-биологических объектов
(наблюдение, описание, экологический эксперимент), использовать методы теоретического анализа и синтеза в процессе исследований в лабораторных и полевых условиях. При изучении экологии учащиеся должны научиться собирать и обрабатывать экспериментальные данные; анализировать и интерпретировать полученные результаты с учетом данных, имеющихся в современной научной литературе, представлять


51 результаты учебной и исследовательской работы в виде отчета, реферата, доклада.
Содержание деятельностного компонента должно обеспечивать изучение школьниками экосистем разного уровня с позиций системного подхода.
При обучении экологии учащиеся должны овладеть элементарными методами количественного учета, оценки и прогноза состояния параметров среды и применять их при решении конкретных учебно-исследовательских задач. Например, при изучении водной экосистемы формируются умения оценивать состояние водоема, определять скорость течения, температурный режим, соленость и прозрачность воды, исследовать видовой состав и экологические особенности представителей планктона, бентоса, нектона; определять виды растений, обитающих в водной среде, выявлять их адаптации к условиям обитания в водной среде. При изучении особенностей наземно- воздушной среды как среды обитания организмов формируются умения наблюдать за температурным режимом, влажностью воздуха, направле- нием и силой ветра, за особенностями светового режима, характером осадков
(с помощью измерительных приборов: термометров, психрометра, гигрометра, самописцев, люксметра и др.).
В содержание курса экологии входит также ознакомление школьников с нормативными документами по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, описание урбоценозов и агроценозов, составление экологических карт и паспортов; оценивание антропогенных воздействий на природные экосистемы и т.д.
Аксиологический
(ценностный) компонент содержания. В содер- жание курса экологии входит широкий круг гуманистических и экологических идей, обеспечивающих возможности ценностного и активного восприятия окружающего мира.
Идея целостности, системности и единства природы определяет включение таких элементов содержания, как «целостность природы — объективная реальность»,
«биосфера
— глобальная экосистема, обеспечивающая жизнь на Земле», «биоразнообразие — условие устойчивости биосферы», «природа как часть самого человека», «человек как часть природы» и др.
Идея причинной обусловленности в природе отражается в содержании курса при введении понятий «глобальные экологические проблемы»,
«взаимосвязь проблем загрязнения среды и ухудшения здоровья людей»,
«причины деградации природной среды», «охрана природы», «способы оптимизации природной среды».
Идея ценностного подхода к природе, науке и образованию реализуется при изучении следующих вопросов: «жизнь как явление и феномен», «ценность жизни», «ценность жизни и здоровья человека»,
«ценность биоразнообразия (на уровне генов, видов, популяций, экосистем)», «значение науки в сохранении природы», «ценность образования» и т.д.
Компонент
, отражающий опыт творческой деятельности. Акси- ологический смысл содержания дисциплины позволяет предполагать и планировать овладение такими видами деятельности, как поиск, воспроизведение и интерпретация учащимися новой учебной информации.
Усвоение данного компонента содержания позволит школьникам научиться давать определение основным экологическим понятиям, устанавливать и объяснять причинно-следственные связи в природе; прогнозировать последствия экологических явлений и высказывать суждения о вероятностных процессах; применять усвоенные знания в незнакомых ситуациях при решении новых задач.


52
Вопросы и задания
1.
Рассмотрите структуру содержания школьного курса экологии (его компоненты).
2.
Дайте характеристику экологическим знаниям, включенным в содержание курса экологии.
3.
Какие виды деятельности входят в содержание курса экологии?
4.
В чем состоит связь компонентов в структуре содержания курса экологии?

Гл а в а 5
Формы обучения экологии
5.1. Формы обучения в учебно-воспитательном процессе по экологии
Система
форм обучения экологии. Экологическое обучение и воспитание осуществляются на уроках, экскурсиях, во время вне- классных и внеурочных занятий, при выполнении заданий в до- машней работе. Все это составляет формы обучения экологии.
Под организационной формой обучения (или формой обучения) следует понимать ограниченную рамками учебного времени конструкцию процесса обучения, включающую взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала, осуществляемую в определенном порядке и определенном режиме.
Методика обучения экологии сравнительно молодая дисциплина и некоторые теоретические основания для определения и классификации форм и методов обучения она черпает из методики обучения биологии, уже давно сформировавшейся и как область научного знания, и как учебная дисциплина в педагогическом вузе.
В методике обучения экологии, как и в методике обучения биологии, форма обучения рассматривается как внешнее выражение учебно-воспитательного процесса. Формы обучения регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуальной и коллективной работы, активности, самостоятельности познавательной деятельности учеников и степени руководящей роли учителя.
В методике и практике обучения экологии в школе сложилась система организационных форм обучения, включающая урок, эк- скурсию, элективные курсы, внеурочные занятия, внеклассную работу, домашнюю работу.
Многообразие форм обучения экологии дает возможность сде- лать учебно-воспитательный процесс богаче, полнее использовать природное окружение в решении задач экологического образования.
Использование всех форм обучения в их взаимосвязи позволяет повысить эффективность процесса обучения экологии. Выбор той или иной формы обучения определяется конкретными учебно- воспитательными задачами, содержанием изучаемой темы; возможностями материальной базы (техническое оснащение и оборудование кабинета экологии, уголок живой природы и эко-


54
логический отдел на пришкольном участке и т.д.), особенностями природного окружения школы.
Общая
характеристика форм обучения экологии. История школьного естественно-научного образования свидетельствует о том, что вначале разрабатывалась структура школьного учебного предмета, определялось содержание и способы его преподавания.
Организационные формы в практике школьного обучения начали формироваться позже, а еще позже они получили педагогическое и методическое обоснование.
Основной и самой первой формой обучения в истории школы стал урок. Известно, что классно-урочная система впервые была введена Я. А. Коменским (1592— 1670). С тех времен урок занимает центральное положение в системе обучения и воспитания. Несмотря на то что современный урок претерпевает существенные изменения, его структурные компоненты остаются относительно неизменными во времени. Урок традиционно предполагает контроль знаний, изучение нового материала, закрепление изученного материала и домашнее задание.
Урок — основная форма обучения экологии. На уроках после- довательно раскрывается содержание курса экологии, организуется деятельность учащихся по усвоению экологических знаний и овладению способами экологической деятельности. При этом при- меняются разнообразные методы обучения, методические приемы и средства обучения.
Разрабатывая общую методику обучения биологии, известный методист Н. М. Верзилин предложил следующее определение урока как формы обучения: «Урок — это основная форма организации учебно-воспитательного процесса с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учеников по определенной программе, расписанию, в школьном помещении».
Функциональное значение урока экологии может быть рассмот- рено в разных аспектах:

урок как определенный этап в процессе обучения, воспитания и развития личности ученика;

урок как структурная единица изучения содержания курса экологии;

урок как средство интеграции естественно-научных и гума- нитарных понятий, как средство установления межпредметных и внутрипредметных связей между знаниями;

урок как этап контроля, проверки и оценки достижений уча- щихся в освоении содержания учебного предмета;
• урок как показатель творчества и педагогического мастерства учителя.
Другая важная форма обучения экологии — экскурсия.
Школьная экскурсия — это форма организации учебно-вос- питательного процесса с классом или группой учащихся, прово- димая с познавательной целью вне школы. Экскурсии в природу, на производство, в музей, на школьный учебно-опытный участок имеют большое учебно-воспитательное значение. Изучение природных объектов, их взаимосвязей в естественном природном окружении,


55
наблюдение за экологическими явлениями способствуют пониманию учащимися природы как сложной саморегулирующейся и саморазвивающейся системы и содействуют формированию научного мировоззрения.
Экскурсии в природу определяют возможность и предоставляют условия для эстетического и экологического воспитания учащихся.
На них систематизируются и обобщаются экологические знания, практически осваиваются способы экологической деятельности, в том числе овладение методологическими умениями: наблюдением, учетом, оценкой и прогнозом состояния среды. На экскурсиях пре- доставляется возможность для формирования у учащихся умений исследовательского характера, для развития самостоятельности и ответственности за результаты выполненной работы.
Формами обучения, дополняющими урок и экскурсию, высту- пают внеклассная, внеурочная работа.
Внеклассная работа — форма организации индивидуальной или коллективной деятельности учащихся под руководством учителя в целях развития познавательного интереса и творческой активности.
Внеурочная работа — обязательная форма организации учебно- познавательной деятельности учащихся, проводимая в кабинете экологии, в природе, на учебно-опытном участке с целью вы- полнения заданий, связанных с учебной программой по экологии.
Домашняя работа — форма организации самостоятельной учеб- но-познавательной деятельности учащихся по выполнению до- машнего задания, постановке несложных опытов и экспериментов, по наблюдению природных явлений.
Результаты, полученные учащимися при выполнении внеурочной, внеклассной и домашней работы, докладываются ими на уроках соответствующей тематики. Материалы (гербарии, коллекции, пробы), собранные на экскурсиях, используются на уроках экологии, во внеклассной и внеурочной работе. Таким образом, все формы обучения связаны и взаимно дополняют друг друга. Взаимосвязь форм обучения экологии обеспечивает условия для непрерывного и последовательного развития экологических знаний и умений.
Вопросы и задания
1.
Какие формы обучения применяются в учебно-воспитательном процессе по экологии?
2.
Почему формы в своей совокупности называют системой форм обучения экологии?
3.
Какое значение в обучении экологии имеют урок, экскурсия?
4.
Приведите конкретные примеры, доказывающие взаимосвязь форм обучения экологии.
5.2. Урок — основная форма обучения экологии
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22