Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
67
нахождения (геологический разрез, биогеоценоз, водная эко- система, следы антропогенной деятельности в природе и т.д.).
По внешним признакам (время года, место в учебной теме, ме- сто проведения) экскурсии подразделяются на следующие группы:
I • экскурсии осенние, зимние, весенние, летние;
•
экскурсии в природу
(природные биогеоценозы, агроэкосистемы, урбоэкосистемы), в музеи, научно- исследовательские учреждения, научно-производственные объединения, техногенные объекты;
•
вводные и заключительные экскурсии.
Образовательное
значение экскурсии по экологии. Изучение природных объектов только в условиях урока невозможно, поэто- му значение экскурсий очень велико.
Обучение экологии на экскурсии позволяет комплексно изучать природные объекты, устанавливать связи между живой и неживой природой, выяснять связи и зависимости между представителями разных царств живой природы. Изучение объектов в их естественном природном окружении позволяет учащимся осознать целостность и единство природы, понять смысл таких ее свойств, как системность организации, открытость, развитие и самовоспроизведение.
В ходе экскурсии у учащихся не только развиваются, обобща- ются и систематизируются знания, но и предоставляются условия для раскрытия практических умений и умений исследовательского характера.
В ходе выполнения заданий во время экскурсии в природу уча- щиеся приобретают умения по оперированию как эмпирическими, так и теоретическими методами научного познания, умения грамотного описания фактов и анализа состояния исследуемой ! биоэкологической системы (процесса, явления).
Школьники учатся собирать первичный материал для дальней- шего его исследования, применять основные методы по изучению и исследованию эколого-биологических объектов
(наблюдение, описание,
биологический и экологический эксперимент). После экскурсии учащиеся представляют результаты работы на экскурсии в виде отчета, коллекции, фотоматериалов.
Велико воспитательное значение экскурсий: предоставляются возможности для эстетического, эмоционального и ценностно- смыслового восприятия природы учащимися. В ходе выполнения практических заданий у учащихся развиваются чувство коллективизма, ответственность за качество выполнения поставленных учебно-исследовательских задач и ответственность за охрану природы.
Подготовка
к экскурсии в природу. Для каждой экскурсии тре- буются тщательная подготовка и планирование. При подготовке к каждой экскурсии определяется круг вопросов, которые будут раскрыты в ходе экскурсии. Учитель заранее формулирует тему, цель и задачи экскурсии. Далее выбирается место проведения эк- скурсии, где учащиеся знакомятся с природными объектами. После этого необходимо определить маршрут экскурсии, уточняя места
68
остановок для объяснения учителя, для самостоятельного наблю- дения и выполнения практической работы учащимися, для сбора природного материала.
С учетом места проведения экскурсии и ее цели уточняются содержание и методы обучения, составляются задания для прак- тической работы учащихся. Во время экскурсии важно организовать самостоятельную работу учащихся, поскольку слишком затя- нувшееся объяснение или рассказ учителя в таких условиях мало- эффективны. Поэтому учителю следует ограничиться вводной и заключительной беседой, а акценты сместить на организацию практической деятельности учащихся и подведению итогов по полученным ими результатам экскурсии.
Затем необходимо выбрать учебное оборудование и экскурси- онное снаряжение. После этого целесообразно составить план или конспект экскурсии (по аналогии с конспектом урока, см. под- разд.
5.4).
Важное звено подготовительного этапа — предварительная ра- бота с учащимися. Необходимо заранее ознакомить учащихся с целью экскурсии, ориентировать их на повторение ранее изученного теоретического материала, провести инструктаж по предстоящей работе, технике безопасности и правилах поведения в природе.
Заранее можно подразделить учащихся на группы (по 3 — 5 че- ловек) и сформулировать для выполнения каждой группой задания.
Как правило, при выполнении заданий требуется определенная помощь со стороны учителя (в таких случаях учитель может переходить от группы к группе, контролировать ход выполнения работы). Наибольшее распространение на экскурсиях в природу получила групповая работа, но возможно выполнение и индиви- дуальных заданий.
Проведение
экскурсии в природу. Каждую экскурсию следует начинать с характеристики места проведения (лес, водоем, болото, пустырь, парк, поле) по признакам — черты ландшафта и типичные растения. В начале экскурсии следует отметить признаки сезонного состояния природы, обратить внимание учащихся на эстетические характеристики — формы, окраску, освещение, запахи, звуки.
Каждая экосистема изучается в ее функционировании и развитии.
Следует помнить, что экскурсия не должна напоминать лекцию под открытым небом.
Важным моментом в экскурсии следует считать непосредствен- ное общение учащихся с природой. Для этого организуются само- стоятельные наблюдения учащихся за природными объектами и явлениями.
В качестве конкретного примера рассмотрим описание прак- тической работы по изучению действия антропогенных факторов.
69
Т е м а . Определение антропогенных нарушений почвы
Цель работы,
ознакомиться с различными антропогенными наруше- ниями на знакомом участке местности; предложить меры, обеспечивающие снижение антропогенных воздействий на почву.
Оборудование
: карта (план, схема) местности.
Ход работы.
Выберите хорошо знакомый вам участок местности (вблизи школы, места жительства, отдыха).
Укажите виды антропогенных нарушений почвы, заполнив соответ- ствующие графы в таблице:
Приложите к описанию иллюстративный материал: карты, схемы, фотографии, зарисовки, образцы природных объектов и др.
Нанесите отметки на карту (план, схема) об антропогенном нарушении почв местности. Используйте данные о местности: наименование населенных пунктов, улиц, дорог, рек, ориентиров и т.д.
Сформулируйте предложения по снижению антропогенных воздействий на почву. Сделайте выводы.
Нарушение
В
чем выражается нарушение
Лесохозяйственное
Эрозия почв (ветровая, водная)
Промышленное
Механическое нарушение (уплотнение, пере- увлажнение, иссушение), замусоривание, пожарища и др.
Строительное
Загрязнение почв (засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, удобрениями, тяжелыми металлами, другое)
Транспортное
Уплотнение почвенного слоя
Рекреационное
Уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения
Опишите, по возможности подробнее, нарушения почв.
Нарушения
Описание
нарушений
Площадь распространения
Форма участка, протяженность, ширина, общая площадь и т.д.
Признаки выявленных нарушений
В чем выражаются нарушения?
Стадия нарушения
Начальная, развитая, сильная, катастрофическая и др.
Вид воздействий, ставших причиной нарушений
Укажите вид воздействия
Характер воздействий (по интен- сивности и продолжительности)
Низкое, среднее, высокое, очень высокое; продолжительное, перио- дическое (подчеркните нужное)
Влияние на природный комплекс
В чем выражается влияние?
70
При проведении учебной и исследовательской работы во время экскурсии учащиеся собирают материал (пробы воды, почвы, целые растения и их части) для дальнейшего его изучения на уроках экологии. При сборе материала (особенно живых объектов: растений, насекомых, моллюсков и др.) следует учитывать требования, вытекающие из правил охраны природы, и полностью исключить из заданий сбор редких и исчезающих видов растений и животных.
Результаты наблюдений и выполнения практических заданий учащимися должны быть оформлены в виде отчета. Результаты самостоятельной групповой или индивидуальной работы, выпол- ненной учащимися во время экскурсии, докладываются на одном из ближайших уроков экологии. На этом уроке обсуждаются ре- зультаты работы и отчеты учащихся, подводятся итоги экскурсии в природу.
Вопросы и задания
1.
Назовите главные признаки экскурсии как формы обучения экологии.
2.
Какие критерии лежат в основе классификации экскурсий по эко- логии?
3.
Что включает предварительная подготовка учителя к проведению экскурсии?
4.
Разработайте конспект экскурсии к теме «Строение и структура лесного биогеоценоза».
5.6. Внеклассная работа по экологии
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 22
Внеклассная
работа по экологии. Внеклассные занятия — это форма различной организации работы учащихся в соответствии с их познавательными интересами, проводимой под руководством учителя. Для такой работы характерны высокая познавательная активность и самостоятельность учащихся по изучению природы.
Основные характеристики внеклассной работы — свободный выбор тематики занятий; отсутствие строгого регламента учебного времени и изучаемого материала; зависимость содержания работы от познавательных интересов самих учащихся.
Основные учебно-воспитательные задачи внеклассных занятий следующие:
•
создание благоприятных условий для проявления творческих способностей;
•
изыскание реальных природоохранных дел, доступных для детей и имеющих конкретный позитивный результат в деле охраны природы;
•
внесение в деятельность учащихся романтики, творчества, элементов игры, оптимистической перспективы.
В школе предпочтение отдается организации экологических кружков, школьных научных обществ, клубов. Это позволяет уча- щимся творчески общаться, направить творчество в конструктивное созидательное русло. Успех всех мероприятий с одной стороны зависит от заинтересованности и активности учащихся, а с другой — от педагогического воздействия и умения учителя организовать
71
познавательную деятельность учащихся в области охраны и рационального природопользования.
Правильно организованная внеклассная работа предоставляет возможности для развития у учащихся более глубоких и системных знаний по экологии; формирования у них познавательного интереса к проблемам экологии; развития творческих способностей; создания положительного эмоционального фона в процессе обучения экологии.
Кроме того, внеклассная работа не терпит штампов и шаблонных рецептов в преподавании, а требует творческой деятельности как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Виды
внеклассной работы. К групповым видам внеклассной работы относятся занятия, проводимые с группой учащихся опре- деленного возрастного состава. Это могут быть тематические круж-
ки по экологии, факультативные занятия, работа «ассистентов» в кабинете экологии, заседания школьных научных обществ, эко- логических клубов. Такая организация внеклассной работы по- зволяет более гибко, с учетом познавательных интересов, потреб- ностей и возможностей осуществлять дифференциацию и инди- видуализацию процесса обучения учащихся экологии.
В настоящее время наметилась тенденция к организации вне- классной деятельности учащихся в гомогенных группах т.е. когда в состав одной группы входят учащиеся примерно одного уровня интеллектуального развития. Это далеко не всегда оправдано, по- скольку формирование гетерогенных групп имеет большее воспи- тательное значение и способствует созданию благоприятного пси- хологического климата в детском коллективе, когда на практике осуществляется взаимопомощь.
В массовых мероприятиях (обычно разовых и эпизодических) чаще всего задействуются учащиеся всей школы. Данные обще- школьные мероприятия направлены на привлечение внимания всех учащихся к каким-либо важным экологическим проблемам. На- пример, в школах проводятся такие общешкольные мероприятия, как декада экологии, День Земли (22 апреля), КВН, экологические олимпиады, тематические вечера, выставки, конкурсы.
Индивидуальные занятия ведутся с отдельными учащимися. Это может быть работа с учениками, выполняющими экологические проекты, осуществляющими учебно-исследовательские задания по экологической тематике. Для такой работы необходимы индивиду- альные консультации. Цель индивидуальных занятий в системе внеклассной работы по экологии — развитие у учащихся познава- тельного интереса к экологии, к исследовательской деятельности и интереса к профессиям, связанным с экологией.
К групповым видам внеклассной работы относятся факульта-
тивные занятия, характерные особенности которых отличают их от кружковой работы. Факультативные занятия проводятся по специально разработанным и утвержденным программам. Цель факультативных занятий — усиление теоретической и методоло- гической подготовки учащихся, содействие профориентации и подготовке их к выбору профиля обучения на старшей ступени
72
общеобразовательной школы. На факультативных занятиях раз- вивается интерес учащихся к изучению проблем экологии, проис- ходит углубление знаний. В отличие от кружков факультативные занятия должны отвечать ряду требований. Их содержание в боль- шей степени зависит от логики учебного предмета, от материальной базы учебного заведения. Посещение факультативных занятий для учащихся обязательно. Все записи, касающиеся факультативных занятий, фиксируются в классном журнале.
Экологический
туризм. Это особая форма организации внеклассной работы, позволяющая развить у учащихся любовь к природе и сформировать у них ценностные ориентации.
Термин «экологический туризм» впервые был предложен в 1980 г. мексиканским экономистом Гектором Цебаллос-Ласкурья. По его мнению, экологический туризм означает сочетание путешествия и бережного отношения к природе, позволяя объединить радость знакомства и изучения образцов флоры и фауны с возможностью содействовать их защите. Бережное отношение к природным объектам — смысловое содержание экологического туризма.
Проблема понимания сущности экологического туризма волнует многих специалистов. Существует несколько определений понятия
«экологический туризм»:
1)
любая форма туризма, основанная на естественной экологи- ческой привлекательности страны;
2)
туризм, который включает получение информации об охране окружающей среды;
3)
путешествия в уникальные уголки природы со специфичес- кими целями изучения редких растений, животных, особых типов экосистем;
4)
путешествия, которые могут способствовать положительным связям между туризмом и сохранением биологического разнооб- разия.
В словаре международных туристских терминов под экологи- ческим туризмом понимается рекреационная деятельность человека, наносящая минимальный урон окружающей среде. Экологическим туризмом называют также путешествия с целью посещения, изучения и сохранения объектов всемирного культурного и природного наследия.
В настоящее время экологический туризм выражается в виде различных мероприятий, связанных с формальным или нефор- мальным экологическим образованием. К ним относятся изучение памятников природы (например, организованные спелеологами экскурсии для школьников в Саблинские пещеры под Санкт-
Петербургом), различного вида экспедиции, выезды экологического десанта (например, участие учащихся в природоохранительной деятельности).
Создание краеведческих музеев, посещение птицеферм, мясо-молочных хозяйств, территории агрофирм, а также очистных сооружений можно отнести к агротуризму, являющемуся составной частью экологического туризма.
В мероприятиях, связанных с экологическим туризмом, учащиеся имеют возможность применять знания, умениия и навыки,