Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
150
каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Признаками проблемы являются: порождение проблемной ситуации (в науке или в процессе обучения), готовность и определенный интерес к поиску решения и возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая различные направления поиска.
Проблемная ситуация — это особый вид мыслительного взаи- модействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у учащегося при выполнении задания, которое побуждает найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.
Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, содержащей известные и неизвестные группы элементов.
Проблемная ситуация означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Такая ситуация возникает чаще всего тогда, когда есть несколько вариантов решения при ограниченной информации исходных данных.
Приведем основные приемы создания проблемных ситуаций:
•
учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
•
противоречие между теоретически возможным способом ре- шения задачи и практической его реализацией;
•
возникает затруднение в обосновании и осознании выполня- емых учащимися действий;
•
учащиеся не знают способа решения поставленной задачи и т.д.
Схема проблемного обучения выглядит следующим образом: постановка учителем проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного; осознание, ре- шение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, применения знаний для решения конкретных задач.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Особенности
технологий проблемного обучения состоят во взаимодействии участников образовательного процесса, которое ос- новано на сотворчестве.
•
Деятельность учителя сводится к следующим действиям: под- готовка учащихся к восприятию проблемы; создание проблемной ситуации; формулировка учебной проблемы; мотивация поисковой деятельности учащихся; управление поисковой деятельностью учеников; контроль за поисковой учебной деятельностью; оценка результатов творческого поиска.
•
Деятельность учащихся в проблемном обучении заключается в следующем: 1) актуализация имеющихся знаний; 2) осознание проблемной ситуации; 3) восприятие учебной проблемы и проти- воречий, лежащих в основе возникновения проблемы; 4) позна- вательная потребность в разрешении возникшего противоречия; 5)
151
самостоятельная творческая поисковая деятельность; 6) разрешение противоречия; 7) самооценка и рефлексия.
Преимущества
и
недостатки
проблемного
обучения
.
Технологии проблемного обучения могут широко применяться в практике обучения экологии, особенно при изучении вопросов глобальной и социальной экологии, при выявлении признаков современного экологического кризиса, при установлении причин и следствий современных экологических проблем. Преимущества технологий проблемного обучения связаны со следующими особенностями:
—
создают возможности для развития у учащихся вниматель- ности, наблюдательности;
—
в значительной степени активизируют мышление и познава- тельную деятельность учащихся;
—
развивают самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т.п.;
—
обеспечивают прочность приобретаемых знаний (поскольку эти знания добываются в самостоятельной деятельности, и это вызывает известный в психологии «эффект неоконченного дей- ствия»).
Однако применение технологий проблемного обучения имеет ряд ограничений, связанных с их недостатками:
—
проблемное обучение всегда вызывает затруднение у учаще- гося в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при тра- диционном обучении;
—
разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя педагогического мастерства и больших затрат времени.
Методы
проблемного обучения. Методы, применяемые в про- блемном обучении, характеризуются высоким уровнем активности познавательной деятельности учащихся. Условно их можно под- разделить на группы методов: методы проблемного изложения учебного материала, частично-поисковые, поисковые и исследо- вательские методы.
Методы проблемного изложения учебного материала харак- теризуются тем, что учитель на уроке ставит проблемы, и сам их решает, раскрывая цепь логичных рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Логика ведения урока демонстрирует учащимся суть научного мышления, делает их соучастниками научного поиска.
Частично поисковые методы проблемного обучения приме- няются в тех случаях, когда учитель создает проблемную ситуацию, которая под его руководством разрешается учащимися. Учитель может подсказать учащимся первый или затруднительный шаг в решении проблемы. В основном ученики обдумывают решение
152
проблемы самостоятельно. Наиболее наглядный прием частично поискового метода — эвристическая беседа.
Применяя поисковые методы, учитель сам формулирует задачи проблемного характера, а учащиеся решают их самостоятельно, осуществляя тем самым творческий подход. Этот метод целе- сообразно использовать на обобщающих уроках.
Исследовательские методы в проблемном обучении характе- ризуются тем, что ученики самостоятельно без помощи учителя открывают и усваивают новые знания и умения, выдвигая и решая учебные проблемы. Задача учителя — нацелить школьников на постановку проблемы, стимулировать их познавательную ак- тивность. Данный метод применим в старших классах. Это высший уровень проблемного обучения.
Вопросы и задания
1. Почему технологии проблемного обучения относятся к развиваю- щему обучению?
2.
Чем характеризуются технологии проблемного обучения?
3.
Обоснуйте развивающий эффект проблемного обучения.
4.
В чем заключаются особенности деятельности учащихся и учителя при проблемном обучении?
10.3. Технологии модульного обучения
Модульное
обучение характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согла- сованностью циклов обучения. Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Модуль — основное средство модульного обучения, законченный блок информации: он включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Модуль представляет собой цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов.
Из блоков-модулей как из структурных элементов может кон- струироваться весь учебный курс экологии. Элементы внутри блока- модуля взаимосвязаны и подвижны. Учебный материал осваивается в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариантности уровней сложности учебной деятельности.
Особенности
модульного обучения связаны с тем, что учебный материал представлен в законченных, самостоятельных ком- плексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и
153
методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и указывает не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Модульное обучение — разновидность воплощения идей программирования в обучении. С помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение учащимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного ма- териала в форме стандартного пакета (комплекта), которая состоит из следующих компонентов:
—
точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
—
банк информации: собственно учебный материал в виде обу- чающих программ (программный материал включает список не- обходимого оборудования, материалов и инструментов, обеспе- чивающих междисциплинарные связи);
—
методическое руководство по достижению целей (методи- ческие указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящимся к данному учебному элементу);
—
практические занятия по формированию необходимых уме- ний;
—
резюме. В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебные элементы (УЭ) «Резюме». Целесообразно обобщать материал не только словесно, но и в |форме таблиц, сравнительных характеристик, графиков, диаграмм: и др.;
—
проведение контрольных (проверочных) работ разных типов
для обучающих и инспекторских щелей, которые строго со- ответствуют целям, поставленным в данном модуле. Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая.
Рейтинг повышается в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Технология
модульного обучения содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. Благодаря воспроизводимому строению учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленны; блоков с общей структурой, но разным содержанием.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразова- ния, весь учебно-воспитательный процесс по экологии строится на основе осознанного целеполагания с и иерархией ближних, средних и перспективных учебно-воспитательных целей. Ближними учебно- воспитательными целями выступают формирование знаний и
154
умений, средними целями — развитие общеучебных умений и на- выков; перспективными — развитие способностей личности.
Особенность преподавания заключается в расширении спектра ролей: учитель превращается из информатора в консультанта, ди- агноста, мотиватора, источника информации. Хотя и при тради- ционной организации учебного процесса ведущая роль учителя сохраняется. Учитель должен обязательно мотивировать деятель- ность учащихся, управлять их учебной познавательной деятельно- стью через модуль и непосредственно о консультировать. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует: на успех.
Позиция учащегося активная, самостоятельная; темп учения индивидуальный; обязателен самоконтроль и выбор средств, форм и методов обучения.
В результате изменения деятельности учителя на учебном за- нятии меняются характер и содержание; его подготовки к нему: теперь он готовится не к тому, как лучше провести изучение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников.
Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Формулируются задачи обучения. Кон- тролируется процесс усвоения этих задач. Конструируется учебный материал, помогающий учащемуся освоить тему (осуществляется опора на идею соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).
Важный критерий построения модуля — структурирование де- ятельности ученика согласно логике этапов усвоения знаний: вос-
приятие,
понимание,
осмысление,
запоминание,
применение,
обобщение, систематизация (таксономия учебных целей опре- деляется по уровням познавательной деятельности).
Осознанность учебной деятельности переводит учителя из ре- жима информирования в режим консультирования и управления.
Данная технология обеспечивает возможность выбора учащимися пути достижения цели внутри модуля, при этом учитель выступает в качестве координатора действий учащихся. Таким образом учитель управляет познавательной деятельностью ученика, организуя ее.
Модульные программы предполагают относительную самостоя- тельность элементов в модуле, возможность реализации обратной связи в процессе обучения. Технология модульного обучения — одно из направлений индивидуализированного обучения, позво- ляющее осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.