Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

161
Далее следует процесс самой игры. В зависимости от модифи- кации деловой игры вводятся различные типы ролевых позиций участников.
Организационные позиции: организатор, координатор, ин- тегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, оппонент, критик.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый.
На этапе анализа, обсуждения и оценки результатов игры зас- лушиваются выступления экспертов, проводится обмен мнениями, учащиеся защищают свои решения и выводы. После завершения игры учитель подводит итоги, отмечает результаты, находит ошибки, формулирует выводы по уроку или занятию.
Вопросы
и задания
1. Назовите признаки ролевой игры.
2. Охарактеризуйте этапы подготовки учителя к игре.
3. Предложите тематику дидактических игр по экологии.
4. Определите ограничения в применении игровых технологий в учебно-воспитательном процессе по экологии. Ответ обоснуйте.

162
Глава 11
Контроль
знаний и умений по
экологии
11.1.
Этапы и функции контроля знаний и умений
Понятие
о контроле знаний и умений. В современной психолого-педагогической и методической литературе процесс выявления качества усвоения знаний и умений зачастую обозначается разными терминами: оценка, контроль, проверка, учет, опрос, которые нередко используются как синонимы.
Наиболее общим в данном ряду выступает понятие «контроль»,
в узком смысле означающее изучение состояния процесса в данный момент. Остальные понятия более конкретны и могут быть включены в понятие «контроль» как его отдельные компоненты или этапы. Например, термин «проверка» означает лишь выявление и измерение знаний, умений и навыков учащихся. Результаты проверки позволяют провести оценивание знаний и умений учащихся, под которым понимается процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми целями обучения. Результатом оценивания является оценка, выражающая степень соответствия результатов действий обучаемого эталону, заданному в начале обу- чения.

Окончание табл. 3
163
о том, что наиболее общим по отношению к остальным выступает понятие «контроль», означающее процесс выявления степени до- стижения планируемых результатов на разных этапах обучения.
Соотношение понятий «контроль», «проверка», «оценивание»,
«оценка», «учет» можно изобразить схематически:
Наиболее существенные характеристики контроля следующие:

контроль — один из компонентов образовательного процесса, позволяющий определить его эффективность;

контроль направлен на установление обратных связей в обра- зовательном процессе;

контроль — процесс, в ходе которого выявляется степень дос- тижения запланированных результатов образовательного процесса;

контроль — один из этапов управления качеством образова- тельного процесса;

как обязательный компонент образовательного процесса кон- троль подчиняется его основным закономерностям.
Исходя из наиболее существенных признаков контроля, можно сделать вывод, что контроль — это обязательный компонент учебно-воспитательного процесса, представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов образования и необходимый для управ- ления качеством образовательного процесса.
Рассмотрение проблемы контроля в процессе обучения экологии связано с решением трех основных вопросов: а) какова цель оценивания учебных достижений? б) что важно оценивать в первую очередь? в) как лучше обеспечивать объективность оценок?
Вопрос «что оценивать?» направлен на определение востребо- ванных результатов, традиционно представляемых в виде опреде- ленных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый. В условиях, когда цель экологического образования состоит не только в обучении, но и в воспитании и развитии лич- ности ученика, контролю должны подвергаться и знания, и умения, и отношение учащихся к природе, и степень индивидуального продвижения в режиме саморазвития личности.
Этапы
контроля знаний и умений учащихся. Рассматривая логику организации процесса контроля знаний и умений, можно вычленить взаимосвязанные этапы.
Логическая структура процесса контроля знаний и умений пред- ставлена на следующей схеме:


164
Как видно из схемы, процесс контроля знаний и умений вклю- чает пять этапов.
1.
Целеполагание. Данный этап предполагает постановку цели и задач контроля, соответствующих образовательным целям и тре- бованиям, предъявляемым государственным образовательным стан- дартом, а также целям конкретной учебной программы и задачам определенного этапа обучения экологии.
2.
Планирование контроля. На этом этапе выбираются содер- жание контроля (т. е. определение тех знаний и умений, усвоение которых должно быть проконтролировано на данном этапе обу- чения), организационные формы и методы контроля, отбираются адекватные контрольные задания, направленные на проверку усво- ения именно тех знаний и умений, которые составляют содержание контроля. Содержание контроля должно быть доведено до сведения обучающихся, чтобы они реально представляли себе уровень требований, предъявляемых к ним.
3.
Организация контроля. На этапе организации контроля осу- ществляется непосредственная деятельность учителя и учащихся, направленная на проверку знаний и умений в процессе выполнения контролирующих заданий.
4.
Оценивание. На данном этапе результаты проверки соотно- сятся с планируемыми, зафиксированными до начала выполнения контролирующих заданий и известных заранее не только учителю, но и учащимся.

165 5.
Анализ и учет результатов контроля. Этот этап реализуется в целях внесения своевременных поправок в ход учебно-вос- питательного процесса для получения наилучших его результатов.
Функции
контроля знаний и умений по экологии. Контроль как компонент учебно-воспитательного процесса и как компонент процесса управления его качеством выполняет разнообразные функции.

Обучающая функция контроля состоит в том, что все обуча- емые привлекаются к обсуждению результатов выполнения конт- ролирующих заданий, их дополнению и анализу.

Развивающая функция связана с тем, что процесс контроля за результатами обучения способствует всестороннему развитию личности учащихся, способствует развитию у обучаемых устойчи- вого внимания, памяти, приемов самоконтроля и самооценки. В процессе контроля происходит развитие общеучебных и интел- лектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.), а также умений, связанных с применением знаний. Обучающая и развивающая функции контроля проявляются в его направленности на закрепление и систематизацию знаний.

Воспитательная функция контроля выражается в том, что контроль знаний и умений оказывает стимулирующее воздействие на учащихся, развивает у них чувство ответственности, дисципли- нированности, содействует формированию мотивов учения.

Диагностическая функция контроля — одна из главных. Эта функция заключается не только в выявлении уровня усвоения знаний и умений, но и в отслеживании динамики развития качеств личности ученика.

Оценочная функция контроля проявляется в сопоставлении результатов контроля по каждому оцениваемому показателю ка- чества с эталоном.

Регулятивная (стимулирующая) функция контроля заклю- чается в стимулировании средствами контроля деятельности учи- теля и учащихся по устранению выявленных недостатков, улуч- шению содержания и методов обучения.

Организующая функция контроля проявляется в оптимизации процесса организации учебной, учебно-исследовательской, методической и воспитательной работы в школе.
• Интегративная функция контроля — следствие выполнения требований принципов полноты и всеобъемлющего характера контроля и выражается во взаимодействии всех видов, форм, методов и средств контроля и их подчиненности общей цели — повышению качества учебно-воспитательного процесса при обу- чении экологии.
Вопросы и задания
1.
Что представляет собой контроль знаний и умений в системе обу- чения экологии в школе?
2.
Какие этапы выделяют в структуре процесса контроля знаний?
3.
Какие функции выполняет контроль знаний и умений?


166 11.2. Принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии
Принципы
контроля знаний и умений. Требования к учебно- воспитательному процессу и его компонентам определяются ди- дактическими и методическими принципами.
Принцип системности обеспечивает организацию процесса кон- троля знаний и умений при обучении экологии как единой системы, компоненты которой взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели — выявлению динамики развития у учащихся эко- логических знаний и умений, формированию интереса к изучению экологии и экологических ценностей. Принцип системности обус- ловливает единство целей контроля и взаимосвязь его этапов.
Принцип научности выступает как основа отбора содержания, выбора форм, видов и методов контроля. Содержание контроля определяется целями и содержанием экологического образования, отбор которого непосредственно основан на требованиях принципа научности, означающем включение в это образование выверенных, достоверных научных знаний и фактов, источниками которых служат экология, педагогика, психология и методика обучения экологии. Данный принцип находит свое выражение в научном обосновании построения системы контроля знаний и умений, позволяющих четко определить содержание контроля, особенности которого определяют выбор оптимальных методов и средств контроля.
Принцип сознательности и активности — один из важнейших дидактических принципов, согласно требованиям которого обучение эффективно в том случае, когда обучаемые проявляют познавательную активность, выступают в качестве субъектов дея- тельности. Поскольку контроль, помимо своих специфических функций, выполняет обучающую, развивающую и воспитательную функции, требования данного принципа справедливы и для контроля знаний и умений. Согласно этим требованиям, в процессе контроля необходимо создавать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности, осознания ими целей контроля и понимания его значения в процессе обучения, для овладения школьниками умениями и навыками взаимоконтроля и самоконтроля. В связи с этим важно развивать у учащихся по- ложительные мотивы учения.
Требования дидактического принципа рационального сонета-
ния коллективных и индивидуальных форм учебной работы в процессе контроля за усвоением учащимися экологических знаний и умений диктуют необходимость применения групповых и индивидуальных форм контроля.
Дидактический принцип систематичности и последователь-
ности предполагает, что усвоение знаний и умений осуществляется в определенном порядке, для чего требуется логическое построение содержания и этапов контроля, отражающих изучаемый материал, а


167
также последовательность использования различных форм, видов и методов контроля на разных этапах обучения. Соблюдение требований принципа систематичности и последовательности позволяет получать наиболее полную и своевременную информацию о степени достижения планируемых результатов учеб- но-воспитательного процесса по экологии. Кроме того, требования принципа систематичности определяют то, что контроль знаний и умений должен осуществляться на всех этапах обучения — от начального восприятия до практического применения знаний и умений.
Другой важный принцип контроля — принцип объективности, обусловливающий необходимость научного обоснования со- держания контролирующих заданий, критериев оценивания ка- чества их выполнения, ровного доброжелательного отношения учителя ко всем учащимся.
Принцип наглядности, или гласности, обусловливает проведе- ние открытых испытаний и оценивание по одним и тем же крите- риям всех обучаемых. При этом в процессе контроля устанавлива- ется определенный рейтинг каждого учащегося, который носит наглядный сравниваемый характер. Согласно принципу наглядно- сти, оценки оглашаются и мотивируются, что служит для учащихся ориентиром, показывающим требования и объективность учителя.
Принцип самостоятельности утверждает необходимость ори- ентации процесса контроля знаний на овладение учащимися уме- ниями и навыками взаимоконтроля и самоконтроля.
Принцип индивидуализации предполагает, что процесс контроля знаний и умений учащихся основан на личностно ориентированном и дифференцированном подходе к обучению. Он предполагает ориентацию процесса контроля на учет и раскрытие ин- дивидуальных особенностей школьников, формирование у них стремления к реализации своих способностей в ходе решения учеб- ных задач, развитию интересов и мотивов к экологической дея- тельности.
Рассмотренные принципы дают целостную характеристику тре- бованиям к организации процесса контроля, формулируют его цели, отбирают содержание, формы, методы и средства контроля.
Вопросы и задания
1.
Обоснуйте основные принципы контроля знаний и умений в про- цессе обучения экологии.
2.
Разработайте контрольные задания и вопросы к одной из учебных тем экологии с учетом принципа индивидуализации.
3.
В чем состоит взаимосвязь принципов контроля экологических знаний и умений?


168 11.3. Методика контроля знаний и умений в процессе обучения экологии
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22