Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
155
Работа
учителя по конструированию учебного модуля —
процесс сложный, требующий от учителя предварительной подго- товки:
—
выявление обязательных знаний, умений, навыков учащихся, усвоение которых определено программой;
—
изучение всего содержания учебного материала по данному модулю;
—
вычленение ключевых понятий, несущих основную смысло- вую нагрузку по данному модулю;
—
составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий);
—
подбор тестовых заданий по всему объему учебного материала;
—
составление блоков вопросов и заданий по всему объему учебного материала;
—
разработка диалогической части (продумывается организация уроков, по содержанию формулируются задания разных уровней сложности). Задания могут быть расписаны на карточках, где указаны цели каждого учебного элемента: что сделать, как сделать, как осуществить проверку.
Носителями информации в учебном элементе могут быть на- туральные объекты (растения, коллекции, образцы и т.д.), текстовые
(учебники), картографические (атласы), словесные, мультимедийные средства.
Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть пред- назначена для проверки и оценки знаний, умений, навыков, сфор- мированных в процессе познавательной деятельности учащихся.
Чаще используются самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учи- теля. Задания исследовательского характера могут быть оформлены в виде рефератов, сообщений, докладов. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которых выставляется итоговая оценка за работу с модулем.
Особенности контроля состоят в том, что обучающимся указы- ваются его задачи (определить уровень усвоения, закрепить усво- енное, диагностировать трудности), их знакомят с критериями оценки. По критериям результативности обучения проводят эта- лонный контроль знаний.
Учителю необходимо неукоснительно придерживаться того правила, что оценка результатов усвоения знаний, умений, навыков отдельного ученика не зависит от уровня результатов в группе.
Продумывание целей деятельности учащихся, определение про- граммы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов обучения требует от учителя хорошего знания своих учеников.
156
Достоинства модульного обучения заключаются в том, что цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого учащегося. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. При этом задается инди- видуальный темп учебной деятельности. Поэтапный модульный контроль знаний и практических умений дает определенную га- рантию эффективности обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподава- теля. Проявляется возможность рейтингового контроля.
Дидактические
условия, повышающие эффективность тех-
нологии
модульного обучения, следующие:
—
качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие потребности, ин- тересы и особенности школьного возраста;
—
последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах:
—
разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изу- чение теории и формировать практические умения и навыки;
- варьирование проблемных и творческих задач и заданий с типовыми, решение которых требует от учащихся репродуктивной деятельности;
- применение наряду с основными дидактическими материалами дополнительных источников информации;
—
сочетание контроля с самоконтролем учащихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.
Вопросы и задания
1.
Какие признаки определяют модульное обучение?
2.
Какие компоненты входят в состав обучающего модуля?
3.
В чем заключается роль учителя в процессе модульного обучения?
4.
Назовите достоинства и недостатки технологии модульного обучения.
10.4. Технология проектного обучения экологии
Сущность
проектной деятельности учащихся. Сущность проектной деятельности состоит в достижении поставленной цели с помощью особых технологий с учетом определенных временных рамок. Работая над проектом, школьники учатся работать в опре- деленном темпе.
Проект — это деятельность по осуществлению замысла про- ектировщика. Идея проектной работы может носить как интел- лектуальный, так и прикладной характер.
Основные требования к организации проектной деятельности учащихся при обучении экологии заключаются в следующем:
157
наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска; практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов работы над проектом; использование разных видов и способов организации деятельности учащихся
(индивидуальной, групповой, в парах); определение конечных целей проекта; определение базовых знаний, необходимых для работы над проектом; разработка плана проекта
(структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапно получаемых результатов); применение исследовательских методов; мате- риальность результатов (отчет, презентация).
Цели
проектного обучения. Применение технологий проектного обучения содействует достижению развивающих и воспитательных целей экологического образования, а именно:
•
научить школьников самостоятельно решать поставленные задачи исследования;
•
научить учащихся предвидеть учебные проблемы, которые возникают на пути достижения цели проекта;
•
сформировать умение работать с информацией (вести поиск источников, анализ и обработку информации);
•
сформировать навыки исследовательской работы, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе.
Цикл проектного обучения. Организация проектного обучения включает стадии: разработку концепции проекта, разработку плана проекта, реализацию и завершение работы над проектом.
Концепция проекта предполагает сбор исходных данных и ана- лиз существующего состояния исследуемой проблемы, определение проекта. При определении проекта определяют его цели, задачи, результаты, основные требования, ограничения, критерии, уровень риска, окружение проекта, подбирают основных участников проекта, ресурсы. Эта стадия предполагает активную творческую и практическую работу с различными ресурсами (учебники, методи- ческие пособия, научная литература, интернет-ресурсы и т.д.).
Разработка включает определение основных компонентов про- екта, т. е. назначение руководителя и формирование команды про- екта; установление контактов и изучение целей, мотивации и тре- бований участников. Эта фаза предполагает развитие концепции проекта и разработку основного содержания проекта (конечный результат, стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы); структурное планирование (декомпозиция проекта, план действий, методы контроля, определение рисков). На этой стадии формулируется план работы, который опирается на характеристики и потребности группы.
Реализация проекта. Эта фаза включает в себя организацию работы группы, определение способов коммуникации и связи уча-
158
стников проекта, ввод в действие системы стимулирования (теория ожидания и др.), оперативное планирование, выполнение работ, функционирование системы контроля хода работ. Здесь результат зависит от того, как тщательно была проработана концепция, насколько эффективно реализуются разработанные и принятые методы работы.
Завершение проекта — это планирование процесса завершения, оценка результатов и подведение итогов, закрытие проекта, разрешение конфликтных ситуаций (если они имеют место), на- копление данных для последующих проектов, расформирование команды проекта. Данная фаза очень важна. Качественное ее про- ведение позволяет обеспечить мотивацию школьников для про- должения проектного обучения.
Темами учебных и учебно-исследовательских проектов по эко- логии могут быть следующие: «Лишайники — индикаторы чистоты воздуха», «Кресс-салат как тест-объект», «Определение нитратов в растениях», «Загрязнение воды и ее очистка», «Изучение экосистемы аквариума», «Экологические проблемы нашего города»,
«Значение зеленых насаждений для города».
Вопросы и задания
1.
В чем состоят особенности проектного обучения? В чем состоят его основные цели?
2.
Дайте обоснование стадиям проекта.
3.
Почему совокупность стадий в их последовательности можно назвать циклом проекта?
4.
К чему сводится деятельность учителя в проектном обучении?
10.5. Технологии игрового обучения
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Значение
технологий игрового обучения. Игры, применяемые в практике обучения экологии, проводятся на уроках, во внеклассной работе. При этом используют ролевые и деловые игры, сюжетные игры, игры-соревнования и др.
Выбор игровых методов определяется возрастными особенностями учащихся, особенностями содержания учебного материала, дидактическими задачами.
Дидактические игры требуют специальной подготовки учителя и учащихся. Они повышают интерес к учебному предмету экологии в целом и к тем экологическим проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать
«учебную усталость», которая появляется у учащихся в процессе обучения.
С одной стороны, дидактические игры способствуют форми- рованию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мыш- ления, инициативы. С другой стороны, они решают определенную
159
дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Процесс игрового взаимодействия позволяет организовать поэтапную отработку новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся — участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.
Наряду с партнерскими отношениями игра стимулирует фор- мирование, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимости помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. В игре ученик сталкивается с целым набором правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.
Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, урав- нивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Определенные игровые ограничения развивают способ- ность ученика к произвольной регуляции своей деятельности на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли. Широкий спектр специальных игровых методических приемов и сама атмосфера игры помогают поддерживать внимание, что в конечном счете ведет к более глубокому и прочному осознанию понятий.
В процессе применения дидактических игр учитывают возрас- тные и индивидуальные особенности школьников, переходят от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную практику. Игра направлена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Участие школьников в ролевых и деловых играх изменяет мо- тивацию учения на личностно значимую. В старших классах игра может рассматриваться как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы, особенно большие возможности для этого предоставляют деловые игры.
Этапы
игрового обучения. Подготовка и проведение игры спо- собствуют более глубокому пониманию учителем своих профес- сиональных функций. В учебно-воспитательном процессе по эко- логии подготовка и проведение игр состоят из нескольких этапов.
1.
Введение в игру: определение содержания данной игры, анализ полученной информации, формирование игровых групп, рас- пределение ролей.
160 2.
Конструирование описания разрабатываемого объекта: ро- левое общение в группах и форматное описание объекта изучения.
3.
Оценка проектов групп: обсуждение представленных проектов
(дискуссия).
4.
Экспериментальная
реализация
представленных
игровых
проектов: оценка проектов и деятельности игроков, разбор хода и результатов игры.
Виды
учебных игр. Разнообразие дидактических игр определяет многообразие их применения в учебно-воспитательном процессе.
В процессе обучения экологии достаточно широко применяются
ролевые игры. Их отличительный признак — наличие сюжета и ролей. Сюжет можно рассматривать как предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность и способ развертывания темы игры.
В качестве примеров можно назвать созидательные сюжеты
(строительство плотин, города); сюжеты поиска и открытия («эк- спедиция», «путешествие»); сюжеты, связанные с романтикой профессии (игра в «школу», в «конференцию»).
Деловая игра — это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловая игра используется для решения комплексных задач изучения нового материала, закрепления, развития творческих способностей.
Подготовка дидактической игры может начинаться с разработки сценария — условного отображения ситуации объекта. Дидак- тическая и игровая цель (направление на игру) предполагает за- данность темы, обусловленную учебной ситуацией, решение ко- торой обеспечивает совершенствование знаний и умений учащихся.
Логика игры такова:
1.
Игровая ситуация (проблема, которую нужно решить в игре; стимулирование познавательной деятельности учащихся).
2.
Игровые правила (взаимоотношения участников) — это по- ложения, отражающие последовательность действий при решении учебной задачи.
Ограничения, которые накладываются на участников: а) предписание последовательности; б) длительность этапов; в) влияние болельщиков.
3.
Предметное и игровое содержание (имитация экологической ситуации; постановка экологической проблемы, поиск путей и принятие решений).
4.
Средства обучения (пакет дидактических документов).
5.
Композиция игры; детальный план ее осуществления.
6.
Игровая деятельность (цель — мотив — актуализация основ- ных понятий через анализ содержания; знакомство со сценарием, осмысление роли, процесс игры).
7.
Оценивание (оценка жюри).