Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

45
Принцип культуросообразности диктует требования такого по- строения содержания экологического образования, при котором экологические знания рассматриваются в контексте культуры и ориентированы на многосторонность познания природы с опорой на освоение культурных универсальных ценностей прошлого и настоящего.
Экологическое образование с позиций принципа культуросообразности должно обеспечивать вхождение личности в мир культуры, что предполагает включение в учебные программы и учебники экологии материала, содействующего формированию экологической культуры.
Важно понимание науки экологии и экологического образования как составных частей культуры. Учащиеся должны осознавать, что знание законов живой природы выступает как необходимая часть культуры современного человека, а экологическими знаниями должен обладать каждый человек независимо от рода своей профессиональной деятельности, поскольку в современном постиндустриальном обществе экология служит основой для оптимальных способов взаимодействия природы и человека.
Принцип
системности определяет формирование содержания экологического образования как системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов: гносеологического, деятельностного, творческого, аксиологического. Знания, способы и виды деятельности, ценности, входящие в содержание, связаны между собой и их усвоение как системы содействует достижению целей экологического образования.
Принцип научности предполагает отбор учебной информации, соответствующей современным научным достижениям в экологии, педагогике и методике обучения экологии. Недопустимо включение в содержание экологического образования
(на всех уровнях его представления) материала, не прошедшего научную экспертизу, почерпнутого из случайных, не вызывающих доверия источников информации.
Принцип фундаментальности требует введения в содержание наряду с экологическими знаниями и способами экологической деятельности методологических знаний и умений.
Методологические знания формируются при ознакомлении учащихся с историей становления и развития экологической науки, ее структурой, общенаучными методами и специальными методами, присущими экологическим исследованиям.
Принцип фундаментальности позволит обеспечить защиту знаний от быстрого морального старения в условиях мощного информационного потока. Фундаментальность содержания экологического образования может содействовать развитию интереса учащихся к научному познанию, исследовательской деятельности, становлению профессиональных интересов, осознанному выбору учащимися своей будущей профессии.
Принцип фундаментальности тесно соприкасается с принципом связи теории с практикой. «Нет более практичной вещи, чем хорошая теория»,
— в свое время подчеркнул Гексли.
Принцип связи теории с практикой предполагает включение в деятельностный компонент содержания экологического образования различных способов познавательной деятельности и видов практической экологической деятельности, что в свою очередь расширяет тематику лабораторных и практических работ.
Принцип ценностной ориентации знаний определяет необходимость раскрытия не только научной, но и нравственной стороны взаимоотношений человечества с природой, что должно обеспечить усвоение учащимися системы общечеловеческих ценностей и новое понимание принципа человечности.
Усиление ценностной направленности экологического содержания может быть достигнуто благодаря его обогащению эколого-гуманистическими и нравственными


46
идеями. Такими идеями могут быть идеи о ценности жизни, ценности природы, науки и образования, о недопустимости использования результатов научных исследований во вред человечеству и живой природе.
Из принципа практической направленности знаний содержания вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении экологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, о научных открытиях и вкладе ученых в развитие науки, а также знаний о профессиях, связанных с экологией.
Особое значение при отборе содержания экологического образования имеют требования принципа краеведения. Эти требования на уровнях учебного предмета, учебного материала и педагогической действительности ориентирует учителя на изучение объектов, типичных для данной местности и родного края.
В совокупности все названные принципы определяют теоретическую основу отбора содержания экологического образования на всех уровнях его представления: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности и содержания на уровне личности.
Вопросы и задания
1.
Каково значение принципов в формировании содержания экологического образования?
2.
Какие принципы относятся к общенаучным, а какие к дидактическим?
3.
Приведите примеры реализации принципа краеведения при отборе учебного содержания в экологическом образовании.
4.4. Содержание школьного курса экологии
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Гносеологический
(знаниевый) компонент содержания экологи-
ческого
образования
.
Содержание экологического образования представляет собой систему общих экологических и частно-эко- логических знаний теоретического, прикладного и практико- ориентированного характера, способов экологической деятельности, экологических идей, норм и правил. Рассмотрим состав зна-

47 ний, входящих в содержание экологического образования на уровне учебного предмета «Экология», предназначенного для изучения в 10—
11 классах общеобразовательной школы.
В теории и методике обучения экологии экологические знания принято подразделять на группы: среда и экологические факторы, экология организма
(аутэкология), популяционно-экологические, биогеоценологические, социально-экологические понятия и понятия глобальной экологии. В настоящее время в содержание экологического образования в соответствии с требованиями принципов фундаментальности и практической направленности знаний следует дополнительно включать группу методологических и экологических знаний прикладного характера. В связи с этим в содержание курса экологии необходимо ввести элементарные знания по истории науки экологии, о полевых и лабораторных методах экологических исследований, об оценке антропогенного воздействия и прогнозах состояния природной среды (табл. 2).
Состав
экологических понятий школьного курса экологии
Т а б л и ц а 2
Группы
понятий
Примеры
понятий
Понятия о средах жизни и экологических фак- торах
Водная, почвенная, наземно-воздушная среды жизни и их особенности; организм как среда жизни; классификация экологических факторов; фотопериодизм, биологические ритмы, лимитирующие факторы; оптимум
Аутэкологические
Адаптации организмов к условиям среды обитания; жизненные формы; средообразу- ющая роль живых организмов; приспособительные свойства организмов
(анатомо-мор- фологические, физиологические, поведенческие, ритмологические, географические и др.)
Популяционно- экологические
Популяция, структура популяции; численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры популяции: рождаемость, смертность, прирост популяции, изменение численности
Биогеоценотические
Экологическая система, структура экосистемы, потоки энергии, круговороты вещества и информации, разнообразие экосистем, иерархия экосистем; структура биогеоценоза; устойчивость биогеоценоза во времени и


48
В содержании школьного курса экологии широко отражены понятия о
средах жизни и экологических факторах, о водной, почвенной, наземно- воздушной среде жизни и их особенностях. Большое значение в содержании дисциплины придается экологическим факторам: введено понятие
«экологический фактор» и представлена традиционная классификация экологических факторов, на конкретных примерах рассматриваются такие понятия, как «фотопериодизм», «биологические ритмы».
Группа аутэкологических знаний представлена фактами и примерами об адаптациях организмов в разных средах жизни, о живом организме как особой среде обитания. В ознакомительном плане в содержание включены
Окончание табл. 2
Группы
понятий
Примеры
понятий
пространстве, механизмы поддержания рав- новесия; сообщество; типы взаимоотноше- ний: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм; круговорот веществ; динамика сообществ и экосистем; сукцессия
Понятия глобальной экологии
Биосфера, структура биосферы, границы биосферы, живое вещество и его функции, косное вещество, биокосное вещество; основ- ные типы биогеохимических циклов; устой- чивость биосферы, общие закономерности эволюции биосферы; экологический кризис
Социально-экологи- ческие
Антропогенное изменение природных ком- понентов биосферы; взаимодействие обще- ства и природы, этапы взаимодействия об- щества и природы; структурно-отраслевые и техногенные факторы обострения экологи- ческой ситуации; причины современного экологического кризиса; особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Прикладные экологи- ческие
Рациональное природопользование; охрана природы; оптимизация окружающей среды; ресурсы, классификация ресурсов; водополь- зование и загрязнение водоемов, использо- вание почв, предупреждение эрозии и опус- тынивания; экологическая и демографическая ситуация; утилизация и обезвреживание отходов; радиационная обстановка в городе и регионе; способы оптимизации городской среды
Методологические
Полевые и лабораторные методы экологичес- ких исследований, экологический контроль, методы сбора, обработки и учета информа- ции, моделирование экологических ситуаций и их прогнозирование; описание, наблюдение в экологии, картографирование, методы анализа и оценки; мониторинг как форма и метод изучения состояния окружающей сре- ды на уровнях: региональном, национальном и глобальном


49 понятия о жизненных формах и средообразующей роли живых организмов, уделено внимание понятиям и фактам о приспособленности организмов, основных приспособительных свойствах организмов
(анатомо-морфологи- ческих, физиологических, поведенческих и др.).
Популяционно-экологические понятия представлены категориями:
«популяция», «структура популяции». Рассматриваются характеристики: численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры популяции. Раскрываются динамические характеристики популяций: рождаемость, смертность, изменение численности.
В группу биогеоценотических понятий входят такие понятия, как
«экологическая система», «структура экосистемы», «потоки энергии»,
«круговороты вещества и информации», «разнообразие экосистем»,
«иерархия экосистем».
Рассматривается учение В. Н. Сукачева о биогеоценозе, изучается структура биогеоценоза, раскрываются понятия о стабильности биогеоценоза во времени и пространстве, о механизмах поддержания равновесия. Как экологическая единица изучается понятие «сообщество».
В содержании уделено внимание связи видового богатства с различными факторами среды и стадией развития сообщества.
Особое значение в содержании данной дисциплины придается изучению типов взаимоотношений между видами, приводятся различные подходы к классификации типов взаимоотношений.
Экологическим смыслом наполняются такие понятия, как «кон- куренция», «паразитизм», «симбиоз» и другие, отражающие смысл биотических отношений. Изучению подлежат понятия об отношениях
«хищник—жертва», «паразит—хозяин».
Знания о круговороте веществ в содержании дисциплины рас- сматривается как интегрирующий фактор экосистемы. Это биоге- охимические циклы углерода, азота, фосфора, серы; скорость кру- говоротов различных химических элементов.
В содержании предмета «Экология» в общих чертах рассматриваются динамика сообществ и экосистем, экологические сукцессии, их причины и механизмы.
Для понимания целостной научной картины мира в содержание курса
«Экология» включено учение
В.И.Вернадского, содействующее формированию у учащихся мировоззрения и экологического стиля мышления. Данные понятия слагают группу понятий глобальной экологии.
В рамках этой группы понятий изучается феномен В. И. Вернадского в мировой науке и культуре. Приводится определение понятия «биосфера», раскрываются понятия о структуре биосферы и ее границах; о лимитирующих факторах. Так же, согласно взглядам В. И. Вернадского, трактуется содержание понятий «живое вещество», «косное вещество»,
«биокосное вещество». Даются знания об основных биосферных функциях живого вещества, общих закономерностях эволюции биосферы.
Экологические кризисы рассматриваются как закономерные этапы эволюции биосферы.
В содержание предмета «экология» включены социально-экологические
знания об антропогенном воздействии на природные компоненты биосферы, об изменении параметров биологического круговорота, газового состава атмосферы, об антропогенных нарушениях гидросферы, литосферы и биоты.
В содержание предмета входят понятия, раскрывающие сущность взаимодействия общества и природы, этапы становления и развития взаимодействия общества и природы. Большое воспитательное значение имеют изучение исторических типов взаимоотношений природы и человечества, анализ исторических причин экологических кризисов, выяснение роли русского естествознания и философии в формировании