Файл: Высшая школа экономики и управления Кафедра Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 всех видов воздействия на конечный результат управления финансовой устойчивостью предприятия по различным направлениям ее проявления.
Совершенствование управления финансовой устойчивостью предприятия требует изменения временных рамок, в которых определяется его финансовая состоятельность, путем усиления ее стратегической направленности. Кроме того, важным направлением данного совершенствования является усиление роли показателей финансовой устойчивости, которые формируются вне предприятия
(такие, как уровень капитализации) и характеризуют риски деятельности предприятия [15].
Следовательно, управление финансовой устойчивостью предприятия необходимо рассматривать как системный процесс финансовой деятельности, направленный на обеспечение способности предприятия погасить свои обязательства в срок, обеспечить рост дисконтированного дохода и финансовое равновесие [16].
Управление финансовой устойчивостью можно разделить на управление ликвидностью, структурой капитала и источниками финансирования.
Рисунок 5 – Управление финансовой устойчивостью
Управление финансовой устойчивостью
Управление ликвидностью
Управление структурой капитала
Управление источниками финансирования
32
Управление ликвидностью – это деятельность предприятия, по обеспечению такого размещения средств, чтобы в любой момент имелась возможность расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства). Существует ряд методов управления ликвидностью:
1. общий метод распределения средств, заключающийся в распределении привлеченных и собственных средств по каналам размещения из единого фонда в соответствии с потребностями и интуицией;
2. метод распределения активов (конверсии средств), заключающийся в размещении активов в соответствии со сроками пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года);
3. метод научного управления, использующий аппарат линейного программирования для оптимизации распределения средств.
Управление структурой капитала представляет собой поиск оптимального соотношения собственных и заемных ресурсов, при котором достигается минимальная цена капитала и максимальная рыночная стоимость предприятия.
Оптимальная структура капитала – это соотношения собственных и заемных ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективную пропорциональность между уровнем чистой прибыли и уровнем финансовой устойчивости компании, что гарантирует наименьшую стоимость капитала и наибольшую стоимость фирмы.
С ростом доли заемных средств в общей сумме источников долгосрочного капитала доходность собственного капитала постоянно увеличивается возрастающими темпами, а цена заемного, оставаясь первоначально практически неизменной, затем тоже начинает возрастать. Показатель, отражающий приращение к рентабельности собственных средств, получаемое за счет использования кредита, несмотря на его платность, определяется как эффект финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
33
(4)
Где ЭФР – уровень эффекта финансового рычага, %;
СНП – ставка налогообложения прибыли, выраженная десятичной дробью;
ЭР – экономическая рентабельность активов (отношение прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль к величине активов);
СРСП – средняя расчетная ставка процента;
ЗС – средняя величина заемных средств в анализируемом периоде;
СС – средняя величина собственных средств.
При этом величину средней расчетной ставки процента (СРСП) рассчитывают следующим образом:
(5)
Управление источниками финансирования подразумевает под собой управление собственными и заемными средствами.
Управление собственным капиталом связано с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части и формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.
Приумножение собственного капитала предприятия связано в первую очередь с управлением формированием его собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.
1. анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде.Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия;
2. определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по формуле:
34
(6) где П
СФР
- общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
П
К
- общая потребность в капитале на конец планового периода;
У
СК
- планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СК
Н
- сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
П
Р
- сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.
1. оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников;
2. обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников;
3. обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников;
4. оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств.
Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:
1. долгосрочные финансовые обязательства (заемный капитал со сроком его использования более 1 года);
35 2. краткосрочные финансовые обязательства (все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до 1 года).
Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.
Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам:
1. анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования;
2. определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде;
3. определение предельного объема привлечения заемных средств;
4. оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;
5. определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко – и долгосрочной основе;
6. определение форм привлечения заемных средств;
7. определение состава основных кредиторов;
8. формирование эффективных условий привлечения кредитов;
9. обеспечение эффективного использования кредитов;
10. обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
Занятие бизнесом всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры. Вкладывая деньги в бизнес, хозяйствующий субъект рискует остаться без прибыли. Это приводит его к банкротству, которое предопределено самой сущностью рыночных отношений, что связано с неопределенностью достижения конечных результатов предпринимательства, а значит с риском
36 потерь. Они могут возникнуть на всех стадиях воспроизводства: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками сырья и материалов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное производство продукции по разным причинам, изменение конъюнктуры рынка, некомпетентность управленческого персонала и многое другое.
Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и появлению трудностей при оплате расходов, возникающих в ходе функционирования предприятия в результате дефицита наличных средств. Дефицит усугубляется, если кредиторы не возобновят кредитование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях отсутствия наличных средств возникает проблема ликвидности, т.е. распродажи активов. Таким образом, возникает «техническая неплатежеспособность». Уже на этой стадии возможно обращение кредиторов в суд о признании должника банкротом.
В целях предупреждения банкротства на предприятиях реального сектора экономики должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие своевременность обнаружения признаков ухудшения финансового состояния и способствующие их ликвидации. Элементы таких мероприятий планируются на многих фирмах и предприятиях, они предусмотрены в финансовых планах, бизнес–планах, разработках по маркетингу и менеджменту и других документах.
Одновременно необходимо отметить, что целостная программа антикризисного управления на предприятиях в основном отсутствует.
Политика антикризисного управления представляет собой часть общей стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включении механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.
37
В рамках же несостоятельности оно принимает определенную форму арбитражного управления в зависимости от вводимой процедуры банкротства.
Таким образом, началом всему является диагностика состояния предприятия.
Непрерывный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги позволяет выявить изменения в финансовом положении, выбрать соответствующую тактику и определить стратегию дальнейшего развития. Могут потребоваться реорганизационные мероприятия: изменения в организационной и производственной структурах, активах, задолженности, составе персонала и т.д. Кризис гораздо легче предотвратить, нежели его потом преодолевать.
Система антикризисного управления предприятием должна отвечать определенным принципам. К числу основных из них относятся следующие:
1. постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия предприятия;
2. ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия;
3. дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия;
4. срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии предприятия;
5. адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию;
6. полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного финансового состояния;
7. использование при необходимости соответствующих форм санации предприятия для предотвращения его банкротства.
38
Данные принципы – это основа организации антикризисного управления предприятия при возможной угрозе банкротства.
Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе.
Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.
1.3 Выбор методики анализа и оценки
Для того чтобы выбрать методику анализа финансовой устойчивости предприятия для ВКР, необходимо изучить основные известные методики, предложенные различными авторами. Далее предлагаю ознакомиться с наиболее часто используемыми для оценки методиками:
Рейтинговая оценка финансовой устойчивости H. A. Hикифopoвой и Л.В.
Дoнцoвoй.
Сущность данной методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня значений коэффициентов финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах.
Методика представлена в таблице 10.
Таблица 10 – Бальная оценка финансовой устойчивости
Показатель
Условия изменения оценки
Границы классов согласно критериям
1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
5-й класс не подлежит классификации
Коэффициент абсолютной ликвидности
За каждые 0,1 пункта по сравнению с 0,5 снимается 4 балла
0,5 и выше =
20 балл.
0,4 и выше =
16 балл.
0,3 и выше =
12 балл.
0,2 и выше = 8 балл.
0,2 и выше =
4 балл.
Менее 0,1 = 0 балл.
39
Окончание таблицы 10
Коэффициент быстрой ликвидности
За каждые 0,1 пункта по сравнению с 1,5 снимается 3 балла
1,5 и выше =
18 балл.
1,4 и выше =
15 балл.
1,3 и выше =
12 балл.
1,2 - 1,1
=
9 - 6 балл.
1,0 = 3 балл.
Менее 1,0 = 0 балл.
Коэффициент текущей ликвидности
За каждые 0,1 пункта по сравнению с 2,0 снимается 1,5 балла
2,0 и выше =
16,5 балл.
1,9 - 1,7
= 15 - 12 балл.
1,6 - 1,4
= 10,5 -
7,5 балл.
1,3 - 1,1
= 6 - 3 балл.
1,0
=
1,5 балл.
Менее 1,0 = 0 балл.
Коэффициент финансовой независимости
За каждые
0,01 пункта по сравнению с 0,6 снимается 0,8 балла
0,6 и выше =
17 балл.
0,59 -
0,54
=
16,2 -
12,2 балл.
0,53 -
0,48
=
11,4 - 7,4 балл.
0,47 -
0,41
=
6,6 - 1,8 балл.
0,4 = 1 балл.
Менее 0,4 = 0 балл.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
За каждые 0,1 пункта по сравнению с 0,5 снимается 3 балла
0,5 и выше =
15 балл.
0,4 и выше =
12 балл.
0,3 и выше = 9 балл.
0,2 и выше =
6 балл.
0,1 и выше =
3 балл.
Менее 0,1 = 0 балл.
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом
За каждые 0,1 пункта по сравнению с 1,0 снимается 2,5 балла
1,0 и выше =
13,5 балл.
0,9 и выше =
11 балл.
0,8 и выше =
8,5 балл.
0,7 - 0,6
=
6,0 -
3,5 балл.
0,5 и выше =
1 балл.
Менее 0,5 = 0 балл.
Минимальное значение границы, баллов
100 – 94 93 – 65 64 – 52 51 – 21 20 – 0 0
Используя критерии из вышеприведенной таблицы, можно определить класс финансовой устойчивости анализируемого предприятия:
1 класс – организация, чьи кредиты и обязательства подкреплены информацией, позволяющей быть уверенными в возврате кредитов и выполнении других обязательств в соответствии с договорами с хорошим запасом на возможную ошибку.
2 класс – организации, демонстрирующие некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Эти организации еще не рассматриваются как рискованные.
3 класс – это проблемные организации. Вряд ли существует угроза потери средств, но полное получение процентов, выполнение обязательств представляется сомнительным.
40 4 класс – это организация особого внимания, так как имеется риск при взаимоотношении с ними. Организации, которые могут потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровлению бизнеса.
5 класс – организации высочайшего риска, практически неплатежеспособные
[13].
Рейтинговая оценка финансовой устойчивости Н.П. Кондакова
Н.П. Кондраков предлагает рейтинговую оценку R финансовой (рыночной) устойчивости проводить на основе шести основных показателей[14]:
Таблица 11 – Основные показатели для расчета устойчивости
Показатель
Формула
Характеристика показателя
Коэффициент автономии
Показывает насколько организация независима от кредиторов.
Коэффициент мобильности
Показывает долю готовых к платежу средств, в общей сумме средств, направленных на погашение краткосрочных долгов.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками
Характеризует степень обеспеченности
СОС организации, необходимую для финансовой устойчивости:
Коэффициент устойчивости экономического роста
Показывает какими темпами увеличивается собственный капитал за счет основной деятельности.