Файл: Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
менталитету и выражающихся в рамках какой либо профессии -это понятие "коммуникативная компетентность" по мнению В.Н. Куницыной.

Следует обратить внимание на О. И. Муравьеву, которая под понятием "коммуникативная компетентность" имеет в виду владение коммуникативной гибкостью, мобильностью субъекта, которая определяет, во-первых, наличием в запасе личности стратегий в коммуникации и ее установок, во- вторых, умение оценить конкретную ситуацию в общении, а также способностью реализовать выбранную стратегию, которая будет способна продвигать субъекта в разрешении его проблем, в-третьих, умение адекватно, гибко использовать, различные приемы, техники общения, которые будут соответствовать конкретному моменту самого процесса общения"[31].

По мнению Е.В. Руденского коммуникативная компетентность это составляющая часть более широкого понятия - "коммуникативный потенциал личности". Под понятием "коммуникативный потенциал" автор подразумевает характеристику возможностей человека, которые определяют качество его общения. Е.В. Руденский определяет коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Также исследователь считает что, наиболее важной составляющей коммуникативной компетентности личности выступает её коммуникативно- исполнительское мастерство.

Е.М. Алифанова в своих исследования определяет, что коммуникативная компетентность - это коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно
выполнять нормы и правила жизни в обществе.

К.Ю. Суханова называет коммуникативной компетентностью прежде всего способность выслушать и принять во внимание взгляды других людей, уметь дискутировать и отстаивать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, способность установить и поддержать контакт, уметь справляться с множеством мнений выбирая для себя самое ценное, умение выходить из конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде.

По мнению Е.А. Головко коммуникативная компетентность, это способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов.

Согласно точки зрения Крючковой О.В. коммуникативная компетентностью это совокупность способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей. О высокоразвитой коммуникативной компетентности, по мнению автора, речь идет только тогда, когда человек обладает такими способностями и умеет проявлять их в общении с людьми.

В исследованиях И. В. Макаровской коммуникативная компетентность понимается как "система психологических знаний о себе и о других, умений и навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить межличностное общение в соответствии с его целями и условиями"[25].

Исследовав разные точки зрения в отечественной психологии, можно сделать вывод, что однозначного определения понятию коммуникативной компетентности нет. Чаще всего авторы определяют коммуникативную компетентность как характеристику личности. Однако, есть и те авторы которые рассматривают коммуникативную компетентность

как часть более

широкого понятия. Третьи – как часть других видов компетентностей, и как отдельную характеристику личности одновременно. Но есть и четвертые, которые считают, что коммуникативная компетентность это индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей.

В нашей работе мы будем придерживать точки зрения Ю.М. Жукова, который разделяет взгляды Л.А. Петровской. Совместно они предлагают следующее определение: компетентность в общении - это совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения. Он отмечал, что коммуникативная компетентность является «ядерным образованием» личности.

Вслед за этим, согласно психолого-педагогическим исследованиям, мы будем опираться на следующие компоненты коммуникативной компетенции:

  1. Включает в себя эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность, способность сопереживать и сострадать другому, быть внимательным к действиям партнеров.

  2. Связанный с познанием другого человека, со способностью предвидеть поведение другого человека, умение эффективно разрешать различные проблемы, возникающие между людьми, т.е когнитивный компонент.

  3. Поведенческий компонент, который отражает способности подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, к проявлению инициативности, умения адекватно общаться, а также включает в себя организаторские способности и т.п.

В процессе коммуникации перед подростками кроме возникновения необходимости договориться, необходимо умение заранее спланировать свою деятельность. В этот период происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равного себе, уметь учитывать интересы,
способность и готовность к помощи. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой.

Итак, проблема коммуникативной компетентности является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В зарубежной психологии она изучалась Б. Спицбергом, К. Данцигером, Дж. Равеном и др.; в отечественной психологии Петровской Л.А., Жуковым Ю.М., Емельяновым Ю.Н., Петрушиным С.В., Куницыной В.Н. и др. Коммуникативная компетентность - это психологическое образование, которое имеет сложное описание и состоит из множества компонентов. Как мы уже отметили существует много точек зрения относительно понимания её сути, структуры. Однако большинство авторов рассматривают коммуникативную компетентность, как определенные способности человека установить и в дальнейшем совершать необходимый контакт с другим человеком. Коммуникативная компетентность является ключевой характеристикой личности, поскольку она необходима каждому и повышает как качество жизни отдельного человека, так и общества в целом.


    1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Однако границы этого возраста в психологической, медицинской, социологической, юридической, педагогической литературе часто определяются по-разному: 10-14лет, 14-18лет, 12-20 лет и т. д.
На сегодняшний день, опираясь на литературу, можно определить границы подросткового возраста, они примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 12 лет до 16 лет. Но нельзя не отметить, что основной критерий для определения периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. С начало постепенно увеличиваются секреции половых гормонов, это берет начало в 7 лет, но самый интенсивный подъём секреций происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков[46].

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. Это период, интенсивность которого подчеркивается понятием

«гормональная буря». По мнению Дубровиной И.В. трудности данного возраста связанны с половым созреванием как с причиной различных не только психофизиологических, но и психических отклонений. В ходе таких изменений у подростка может возникать чувство тревоги, проявление эмоциональной неустойчивости, возрастает изменчивость настроения, резкие перепады от веселья к пессимизму, повышенная возбудимость, склонность к конфликтам, депрессивные моменты. Как правило такие переживания ведут к снижению самооценки. Подросток придирается к родным, в тоже время сочетает такое отношение с острым недовольством собой.

Центральным психологическим новообразованием становится формирование чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. Если опираться на мнение Д.Б. Эльконина, то "чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подростки сравнивают себя с другими сверстниками или взрослыми, находит