Файл: Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ системы контроля в дошкольной образовательной
организации
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение городского округа Верхнее Дуброво «Детский сад «Теремок» (МКДОУ
«Теремок») осуществляет свою образовательную деятельность с сентября
2013 года. Группы в МКДОУ «Теремок» комплектуются по одновозрастному принципу, функционируют 7 групп, с 3 до 7 лет.
Руководство и деятельность учреждения осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, Уставом МКДОУ, локальными актами учредителя и учреждения.
Заведующий МКДОУ – выполняет функции в соответствии с должностной инструкцией и осуществляет руководство и контроль всех структур; действует от имени учреждения, представляя его во всех организациях и учреждениях, распоряжается имуществом учреждения в пределах прав, представленных договором между Учредителем и
Учреждением; в соответствии с законодательством о труде принимает на работу и увольняет работников, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников учреждения, налагает взыскания; несет ответственность за деятельность учреждения перед учредителем; издает приказы, распоряжения в рамках своей компетентности, регламентирующие деятельность
Учреждения. Указания и распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса.
Заместитель заведующего по ВМР осуществляет планирование, руководство, координацию и контроль воспитательно-образовательного процесса учреждения, для качественного решения задач поставленных концепцией дошкольного образования и ФГОС ДОО, привлекая к их
41 решению родителей и общественность.
Заместитель заведующего по АХР отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения, имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил в помещениях и на участках, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала.
Указания, даваемые заместителем заведующего по ВМР, заместителем заведующего по АХР, в пределах их компетенции, также обязательны для всех работников учреждения.
Структурная модель учреждения представлена ниже на рисунке 4.
Рис. 4. Организационная структура МКДОУ «Детский сад «Теремок»
Заведующий МКДОУ
Родители, дети
Педагогический совет
Родительский комитет
Общее собрание трудового коллектива
Фельдшер
Заместитель заведующего по
ВМР
Заместитель заведующего по
АХР
Воспитатели
Помощники воспитателя
Специалисты
МКДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФК
Обслуживающий персонал
42
В организационной структуре представлены службы образовательного учреждения, которые непосредственно участвуют в образовательной деятельности МКДОУ «Детский сад «Теремок».
Вспомогательными объединениями педагогов, которые помогают повысить уровень подготовки каждого отдельного воспитателя, а также выявить основные ошибки и замечания в работе, для дальнейшего формирования структуры работы в области оценки и аттестации персонала образовательного учреждения являются: методическое объединение учреждения, наставничество, повышение квалификации, педагогический контроль.
Далее проанализируем обеспеченность МКДОУ «Детский сад
«Теремок» руководящими и педагогическими кадрами (Таблица 2).
Таблица 2
Обеспеченность МКДОУ «Детский сад «Теремок» руководящими и педагогическими кадрами на 2017-2018 учебный год
Общее количество педагогов
Образование
Аттестационная категория
Воспита- тели
Специалисты
Высшее
Сред- спец.
Не законченное
Высшая
1
Соответствие занимаемой должности
14 6
11 3
-
1 7
2
-
Заведующий
1
-
-
-
-
1
-
Зам. зав по ВМР
1
-
-
-
-
1
-
Педагог-психолог
1
-
-
-
1
-
-
Учитель-логопед
1
-
-
-
1
-
-
Инструктор по ФК
-
1
-
-
1
-
-
Музыкальный руководитель
1
-
-
-
1
-
Качественный состав педагогических кадров МКДОУ «Детский сад
«Теремок»: образование, аттестационная категория, возрастной ценз, стаж педагогической работы рассмотрим в таблице 3.
43
Таблица 3
Анализ качественного состава руководящих и педагогических кадров
МКДОУ «Детский сад «Теремок» на 2017-2018 учебный год
Показатель
Численность / чел. (%)
По образованию
Высшее
17 (85%)
Средне-специальное
3 (15%)
Квалификационная категория
Высшая
1 (5%)
Первая
11 (55%)
Соответствие занимаемой должности
2 (10%)
Не имеют квалификационной категории
6 (30%)
Стаж педагогической деятельности
От 0-2 года
3 (15%)
От 2-5 лет
7 (35%)
От 5-10 лет
5 (25%)
От 10-20 лет
3(15%)
От 20-30 лет
2 (10%)
По возрастному составу
От 20 – 30 лет
4 (20%)
От 30 – 40 лет
9 (45%)
От 40 – 50 лет
6 (30%)
От 50 – 60 лет
1 (5%)
Наибольший удельный вес к общей численности педагогического персонала, приходится на сотрудников с высшим образованием, 85 %. Так же, следует отметить, что 1 сотрудник имеет высшую квалификационную категорию, 11 – первую квалификационную категорию, соотетствуют занимаемой должности 2 сотрудника и 6 – квалификационной категории не имеют. Наибольший удельный вес в общей численности педагогических кадров, занимает группа сотрудников со стажем работы от 2 до 5 лет, составляет 35 %, чуть меньше от 5 до 10 лет, что составило 25 %.
Разделив общую численность на группы видно, наибольший удельный вес составляет группа сотрудников от 30 до 40 лет, которая составила 45 %.
МКДОУ осуществляет свою образовательную деятельность по общеобразовательной программе учреждения, которая разработана с учетом
ФГОС ДОО и в соответствии с примерной основной общеобразовательной
44 программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Опыт оптимизации системы контроля в системе управлении персоналом ДОО апробируют многие образовательные учреждения.
Учитывая сложившуюся ситуацию, следует детально разобраться, в чем заключаются ключевые цели системы контроля и с какими трудностями столкнулись руководители при реализации функции контроля в учреждении.
Проанализируем систему контроля в учреждении за 2016-2017 учебный год.
Под системой понималась совокупность видов контроля, проводившихся в МКДОУ.
Целями контроля являются: анализ и совершенствование деятельности
ДОУ; повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов; улучшение качества образования в ДОУ.
Задачи контроля:
– осуществление контроля, за исполнением законодательства в области образования;
– выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
– анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
– защита прав и свобод участников образовательного процесса;
– анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
– контроль реализации образовательной программы, соблюдение
Устава и иных локальных актов;
– изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению и устранению негативных тенденций;
45
– анализ результатов реализации приказов и распоряжений по ДОУ;
– оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Система контроля в МКДОУ «Детский сад «Теремок» состоит из следующих видов контроля: оперативный, сравнительный, предупредительный, тематический.
В ходе анализа существующей системы контроля в учреждении были выявлены следующие трудности, с которыми столкнулись администрация и педагогический коллектив ДОУ:
– недостаточный уровень осуществления педагогами самоконтроля и взаимоконтроля воспитательно-образовательного процесса педагогами ДОУ;
– неумение педагогов принимать точку зрения своих коллег в вопросах подхода к организации и проведении непосредственно образовательной и свободной деятельности детей;
– недостаточный уровень методической и практической освещенности в вопросах проведения самоконтроля и взаимоконтроля педагогов.
В связи с возникшими трудностями, особое внимание было уделено самоконтролю и взаимоконтролю профессиональной деятельности педагогов.
Развитие способности к самоконтролю и взаимоконтролю, как основному компоненту эффективной деятельности педагога, требует разработки соответствующего механизма определения информационных потоков по оказанию действенной помощи. С этой целью педагогам было предложено заполнить карту наблюдений, которая может быть названа
«Определение уровней сформированности компонентов самоконтроля и взаимоконтроля профессиональной деятельности». В нее вошли следующие уровни:
1. Умение педагога проводить контроль и самоконтроль.
2. Умение педагога проводить диагностику и самодиагностику.
3. Умение педагога давать оценку и самооценку.
46 4. Осознанность педагогом профессиональных затруднений.
Рассмотрим каждый уровень в отдельности более конкретно.
1. Умение педагога проводить контроль и самоконтроль
(
Таблица 4) .
Оценивание деятельности педагога осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось, когда педагог системно, качественно и осознанно регулировал процессы; 1 балл – педагог контролировал только несколько позиций; 0 баллов – осуществлял контроль интуитивно.
Таблица 4
Умение педагога проводить контроль и самоконтроль
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1.
Изучение нормативно-заданных критериев и определение на практике степени их выполнения
2.
Определение современных требований к профессиональной подготовке в междисциплинарных областях и степень их несоответствия
3.
Определение современных требований к профессиональной подготовке в области педагогики и возрастной психологии и степень их несоответствия
4.
Осуществление контроля подготовки и проведения занятий, за взаимодействием с родителями
5.
Осуществление контроля усвоения образовательной программы ДОО
6.
Осуществление контроля повышения квалификации педагогом ДОУ
7.
Изучение профессиональной, коммуникативной, рефлексивной деятельности педагога
8.
Умение владеть собой во время проведения НОД, в работе с коллегами, родителями, детьми и т.д.
9.
Проведение контроля собственной речи, действий, поступков
10.
Средний результат
2. Умение педагога проводить диагностику и самодиагностику
(Таблица 5).
Оценивание деятельности педагога осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось, когда педагог системно, качественно и осознанно подходил к решению профессиональных задач, был ориентирован на конечный результат; 1 балл – педагог решал ситуационные проблемы; 0 баллов – слабое проявление у педагога диагностических операций.
47
Таблица 5
Умение педагога проводить диагностику и самодиагностику
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1.
Проведение анализа наблюдения, тестирования, бесед, выставок, конкурсов и других форм контроля
2.
Проведение анализа ответов воспитанников на занятиях
3.
Определение педагогом количественных и качественных показателей знаний, умений, навыков воспитанников
4.
Выявление существующих затруднений воспитанников
5.
Проведение диагностики качества освоения образовательной программы ДОО, последующая работа педагога по ликвидации недочетов в работе
6.
Сопоставление результатов освоения образовательной программы
ДОО воспитанников и своих профессиональных затруднений
7.
Сравнение педагогом проведение НОД с занятиями, проводимыми коллегами
8.
Выделение педагогом своих «сильных» и «слабых» позиций
9.
Определение причин возникших затруднений
10.
Готовность педагога к ликвидации профессиональных затруднений
11.
Выявление педагогом затруднений в предметной, коммуникативной, проектировочной и другой деятельности
12.
Сопоставление собственного уровня профессионального развития в динамике
Средний показатель
3. Умение педагога давать оценку и самооценку (Таблица 6).
Оценивание деятельности педагога осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось в том случае, когда педагог способен критически оценивать ситуацию; 1 балл – педагог оценивал возникающие затруднения и определял проблему; 0 баллов – оценивание осуществлял интуитивно.
Таблица 6
Умение педагога давать оценку и самооценку
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1.
Оценивание образовательного процесса
2.
Оценивание возникающих проблемных ситуаций
3.
Оценивание потенциальных возможностей воспитанников и их развития
48
Продолжение таблицы 6 4.
Оценивание профессиональных условий развития готовности к самоанализу
5.
Оценивание конечных результатов педагогической деятельности
6.
Оценивание профессиональных, коммуникативных, рефлексивных характеристик
7.
Оценивание качества педагогической практики
8.
Оценивание качества методической работы и самообразования
9.
Оценивание профессиональных и личностных возможностей для самореализации
Средний показатель
4.
Осознанность педагогом профессиональных затруднений
(Таблица 7).
Оценивание осознанности педагогом своих профессиональных затруднений осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось, когда педагог способен предвидеть возможные последствия своей деятельности; 1 балл – педагог способен комбинировать ранее известные методы; 0 баллов – педагог не видит причин возникающих затруднений.
Таблица 7
Осознанность педагогом профессиональных затруднений
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1. Результаты образовательного процесса
2.
Результаты взаимодействия с воспитанниками, коллегами, родителями, администрацией
3. Результаты работы с документацией
4. Результаты методической работы
5.
Результаты профессиональной, коммуникативной, рефлексивной деятельности
Средний результат
Оценивание по карте наблюдений проводилось по следующей шкале: расчет по каждой позиции велся по трех-бальной системе. Если педагог набрал от 0 до 0,6 баллов – низкий уровень; от 0,7 до 1,4 баллов – средний уровень; от 1,5 до 2 баллов – высокий уровень.
Результаты определения уровней сформированности способности педагогов МКДОУ «Детский сад «Теремок» к взаимоконтролю и
49 самоконтролю представлены в таблице 8.
В исследовании приняло участие 20 педагогов (16 воспитателей, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор
ФИЗО).
Таблица 8
Определение сформированности способности педагогов МКДОУ «Детский сад «Теремок» к взаимоконтролю и самоконтролю
Личный
№ исп.
Кол-во баллов по компонентам
С
ре дн ее к
оли че ст во ба ллов
Уровень
С
ам ок он троль
С
ам оди агн ос ти ка
Ос оз на ни е за трудн ен ий
С
ам ооц ен ка
1 0,7 1
0,4 1,1 0,8 средний
2 0,4 1,1 1
0,8 0,8 средний
3 1
0,8 1,2 1,9 1,2 средний
4 1,2 1,9 2
1,6 1,67 высокий
5 2
1,6 1,7 0,6 1,4 средний
6 1,8 0,7 1,1 1,5 1,27 средний
7 1,1 1,5 0,8 1,8 1,3 средний
8 0,8 1,8 0,9 1,9 1,35 средний
9 0,9 1,9 1,4 2
1,55 высокий
10 1,4 2
1,8 0,8 1,5 высокий
11 1,8 0,8 0,9 1
1,12 средний
12 0,9 1
0,4 1,1 0,85 средний
13 0,4 1,1 1
0,8 0,82 средний
14 1
0,8 1,2 1,9 1,22 средний
15 1,2 1,9 2
1,6 1,67 высокий
16 2
1,6 1,8 1,7 1,77 высокий
17 1,8 0,7 1,1 1,5 1,27 средний
18 1,1 1,5 0,8 1,8 1,3 средний
19 1,4 1,8 0,9 1,9 1,5 высокий
20 0,9 1,9 1,2 1,5 1,37 средний
Высокий
3 (15%)
11 (55%)
4 (20%)
12 (60%)
6 (30%)
Средний
15 (75%)
9 (45%)
14 (70%)
8 (40%)
14 (70%)
Низкий
2 (10%)
-
2 (10%)
-
-
По результатам определения уровней сформированности способности педагогов МКДОУ «Детский сад «Теремок» к взаимоконтролю и самоконтролю можно сделать следующие выводы:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ системы контроля в дошкольной образовательной
организации
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение городского округа Верхнее Дуброво «Детский сад «Теремок» (МКДОУ
«Теремок») осуществляет свою образовательную деятельность с сентября
2013 года. Группы в МКДОУ «Теремок» комплектуются по одновозрастному принципу, функционируют 7 групп, с 3 до 7 лет.
Руководство и деятельность учреждения осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, Уставом МКДОУ, локальными актами учредителя и учреждения.
Заведующий МКДОУ – выполняет функции в соответствии с должностной инструкцией и осуществляет руководство и контроль всех структур; действует от имени учреждения, представляя его во всех организациях и учреждениях, распоряжается имуществом учреждения в пределах прав, представленных договором между Учредителем и
Учреждением; в соответствии с законодательством о труде принимает на работу и увольняет работников, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников учреждения, налагает взыскания; несет ответственность за деятельность учреждения перед учредителем; издает приказы, распоряжения в рамках своей компетентности, регламентирующие деятельность
Учреждения. Указания и распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса.
Заместитель заведующего по ВМР осуществляет планирование, руководство, координацию и контроль воспитательно-образовательного процесса учреждения, для качественного решения задач поставленных концепцией дошкольного образования и ФГОС ДОО, привлекая к их
41 решению родителей и общественность.
Заместитель заведующего по АХР отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения, имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил в помещениях и на участках, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала.
Указания, даваемые заместителем заведующего по ВМР, заместителем заведующего по АХР, в пределах их компетенции, также обязательны для всех работников учреждения.
Структурная модель учреждения представлена ниже на рисунке 4.
Рис. 4. Организационная структура МКДОУ «Детский сад «Теремок»
Заведующий МКДОУ
Родители, дети
Педагогический совет
Родительский комитет
Общее собрание трудового коллектива
Фельдшер
Заместитель заведующего по
ВМР
Заместитель заведующего по
АХР
Воспитатели
Помощники воспитателя
Специалисты
МКДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФК
Обслуживающий персонал
42
В организационной структуре представлены службы образовательного учреждения, которые непосредственно участвуют в образовательной деятельности МКДОУ «Детский сад «Теремок».
Вспомогательными объединениями педагогов, которые помогают повысить уровень подготовки каждого отдельного воспитателя, а также выявить основные ошибки и замечания в работе, для дальнейшего формирования структуры работы в области оценки и аттестации персонала образовательного учреждения являются: методическое объединение учреждения, наставничество, повышение квалификации, педагогический контроль.
Далее проанализируем обеспеченность МКДОУ «Детский сад
«Теремок» руководящими и педагогическими кадрами (Таблица 2).
Таблица 2
Обеспеченность МКДОУ «Детский сад «Теремок» руководящими и педагогическими кадрами на 2017-2018 учебный год
Общее количество педагогов
Образование
Аттестационная категория
Воспита- тели
Специалисты
Высшее
Сред- спец.
Не законченное
Высшая
1
Соответствие занимаемой должности
14 6
11 3
-
1 7
2
-
Заведующий
1
-
-
-
-
1
-
Зам. зав по ВМР
1
-
-
-
-
1
-
Педагог-психолог
1
-
-
-
1
-
-
Учитель-логопед
1
-
-
-
1
-
-
Инструктор по ФК
-
1
-
-
1
-
-
Музыкальный руководитель
1
-
-
-
1
-
Качественный состав педагогических кадров МКДОУ «Детский сад
«Теремок»: образование, аттестационная категория, возрастной ценз, стаж педагогической работы рассмотрим в таблице 3.
43
Таблица 3
Анализ качественного состава руководящих и педагогических кадров
МКДОУ «Детский сад «Теремок» на 2017-2018 учебный год
Показатель
Численность / чел. (%)
По образованию
Высшее
17 (85%)
Средне-специальное
3 (15%)
Квалификационная категория
Высшая
1 (5%)
Первая
11 (55%)
Соответствие занимаемой должности
2 (10%)
Не имеют квалификационной категории
6 (30%)
Стаж педагогической деятельности
От 0-2 года
3 (15%)
От 2-5 лет
7 (35%)
От 5-10 лет
5 (25%)
От 10-20 лет
3(15%)
От 20-30 лет
2 (10%)
По возрастному составу
От 20 – 30 лет
4 (20%)
От 30 – 40 лет
9 (45%)
От 40 – 50 лет
6 (30%)
От 50 – 60 лет
1 (5%)
Наибольший удельный вес к общей численности педагогического персонала, приходится на сотрудников с высшим образованием, 85 %. Так же, следует отметить, что 1 сотрудник имеет высшую квалификационную категорию, 11 – первую квалификационную категорию, соотетствуют занимаемой должности 2 сотрудника и 6 – квалификационной категории не имеют. Наибольший удельный вес в общей численности педагогических кадров, занимает группа сотрудников со стажем работы от 2 до 5 лет, составляет 35 %, чуть меньше от 5 до 10 лет, что составило 25 %.
Разделив общую численность на группы видно, наибольший удельный вес составляет группа сотрудников от 30 до 40 лет, которая составила 45 %.
МКДОУ осуществляет свою образовательную деятельность по общеобразовательной программе учреждения, которая разработана с учетом
ФГОС ДОО и в соответствии с примерной основной общеобразовательной
44 программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Опыт оптимизации системы контроля в системе управлении персоналом ДОО апробируют многие образовательные учреждения.
Учитывая сложившуюся ситуацию, следует детально разобраться, в чем заключаются ключевые цели системы контроля и с какими трудностями столкнулись руководители при реализации функции контроля в учреждении.
Проанализируем систему контроля в учреждении за 2016-2017 учебный год.
Под системой понималась совокупность видов контроля, проводившихся в МКДОУ.
Целями контроля являются: анализ и совершенствование деятельности
ДОУ; повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов; улучшение качества образования в ДОУ.
Задачи контроля:
– осуществление контроля, за исполнением законодательства в области образования;
– выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
– анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
– защита прав и свобод участников образовательного процесса;
– анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
– контроль реализации образовательной программы, соблюдение
Устава и иных локальных актов;
– изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению и устранению негативных тенденций;
45
– анализ результатов реализации приказов и распоряжений по ДОУ;
– оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Система контроля в МКДОУ «Детский сад «Теремок» состоит из следующих видов контроля: оперативный, сравнительный, предупредительный, тематический.
В ходе анализа существующей системы контроля в учреждении были выявлены следующие трудности, с которыми столкнулись администрация и педагогический коллектив ДОУ:
– недостаточный уровень осуществления педагогами самоконтроля и взаимоконтроля воспитательно-образовательного процесса педагогами ДОУ;
– неумение педагогов принимать точку зрения своих коллег в вопросах подхода к организации и проведении непосредственно образовательной и свободной деятельности детей;
– недостаточный уровень методической и практической освещенности в вопросах проведения самоконтроля и взаимоконтроля педагогов.
В связи с возникшими трудностями, особое внимание было уделено самоконтролю и взаимоконтролю профессиональной деятельности педагогов.
Развитие способности к самоконтролю и взаимоконтролю, как основному компоненту эффективной деятельности педагога, требует разработки соответствующего механизма определения информационных потоков по оказанию действенной помощи. С этой целью педагогам было предложено заполнить карту наблюдений, которая может быть названа
«Определение уровней сформированности компонентов самоконтроля и взаимоконтроля профессиональной деятельности». В нее вошли следующие уровни:
1. Умение педагога проводить контроль и самоконтроль.
2. Умение педагога проводить диагностику и самодиагностику.
3. Умение педагога давать оценку и самооценку.
46 4. Осознанность педагогом профессиональных затруднений.
Рассмотрим каждый уровень в отдельности более конкретно.
1. Умение педагога проводить контроль и самоконтроль
(
Таблица 4) .
Оценивание деятельности педагога осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось, когда педагог системно, качественно и осознанно регулировал процессы; 1 балл – педагог контролировал только несколько позиций; 0 баллов – осуществлял контроль интуитивно.
Таблица 4
Умение педагога проводить контроль и самоконтроль
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1.
Изучение нормативно-заданных критериев и определение на практике степени их выполнения
2.
Определение современных требований к профессиональной подготовке в междисциплинарных областях и степень их несоответствия
3.
Определение современных требований к профессиональной подготовке в области педагогики и возрастной психологии и степень их несоответствия
4.
Осуществление контроля подготовки и проведения занятий, за взаимодействием с родителями
5.
Осуществление контроля усвоения образовательной программы ДОО
6.
Осуществление контроля повышения квалификации педагогом ДОУ
7.
Изучение профессиональной, коммуникативной, рефлексивной деятельности педагога
8.
Умение владеть собой во время проведения НОД, в работе с коллегами, родителями, детьми и т.д.
9.
Проведение контроля собственной речи, действий, поступков
10.
Средний результат
2. Умение педагога проводить диагностику и самодиагностику
(Таблица 5).
Оценивание деятельности педагога осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось, когда педагог системно, качественно и осознанно подходил к решению профессиональных задач, был ориентирован на конечный результат; 1 балл – педагог решал ситуационные проблемы; 0 баллов – слабое проявление у педагога диагностических операций.
47
Таблица 5
Умение педагога проводить диагностику и самодиагностику
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1.
Проведение анализа наблюдения, тестирования, бесед, выставок, конкурсов и других форм контроля
2.
Проведение анализа ответов воспитанников на занятиях
3.
Определение педагогом количественных и качественных показателей знаний, умений, навыков воспитанников
4.
Выявление существующих затруднений воспитанников
5.
Проведение диагностики качества освоения образовательной программы ДОО, последующая работа педагога по ликвидации недочетов в работе
6.
Сопоставление результатов освоения образовательной программы
ДОО воспитанников и своих профессиональных затруднений
7.
Сравнение педагогом проведение НОД с занятиями, проводимыми коллегами
8.
Выделение педагогом своих «сильных» и «слабых» позиций
9.
Определение причин возникших затруднений
10.
Готовность педагога к ликвидации профессиональных затруднений
11.
Выявление педагогом затруднений в предметной, коммуникативной, проектировочной и другой деятельности
12.
Сопоставление собственного уровня профессионального развития в динамике
Средний показатель
3. Умение педагога давать оценку и самооценку (Таблица 6).
Оценивание деятельности педагога осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось в том случае, когда педагог способен критически оценивать ситуацию; 1 балл – педагог оценивал возникающие затруднения и определял проблему; 0 баллов – оценивание осуществлял интуитивно.
Таблица 6
Умение педагога давать оценку и самооценку
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1.
Оценивание образовательного процесса
2.
Оценивание возникающих проблемных ситуаций
3.
Оценивание потенциальных возможностей воспитанников и их развития
48
Продолжение таблицы 6 4.
Оценивание профессиональных условий развития готовности к самоанализу
5.
Оценивание конечных результатов педагогической деятельности
6.
Оценивание профессиональных, коммуникативных, рефлексивных характеристик
7.
Оценивание качества педагогической практики
8.
Оценивание качества методической работы и самообразования
9.
Оценивание профессиональных и личностных возможностей для самореализации
Средний показатель
4.
Осознанность педагогом профессиональных затруднений
(Таблица 7).
Оценивание осознанности педагогом своих профессиональных затруднений осуществлялось следующим образом: 2 балла ставилось, когда педагог способен предвидеть возможные последствия своей деятельности; 1 балл – педагог способен комбинировать ранее известные методы; 0 баллов – педагог не видит причин возникающих затруднений.
Таблица 7
Осознанность педагогом профессиональных затруднений
№ п/п
Параметры
Количество баллов
1. Результаты образовательного процесса
2.
Результаты взаимодействия с воспитанниками, коллегами, родителями, администрацией
3. Результаты работы с документацией
4. Результаты методической работы
5.
Результаты профессиональной, коммуникативной, рефлексивной деятельности
Средний результат
Оценивание по карте наблюдений проводилось по следующей шкале: расчет по каждой позиции велся по трех-бальной системе. Если педагог набрал от 0 до 0,6 баллов – низкий уровень; от 0,7 до 1,4 баллов – средний уровень; от 1,5 до 2 баллов – высокий уровень.
Результаты определения уровней сформированности способности педагогов МКДОУ «Детский сад «Теремок» к взаимоконтролю и
49 самоконтролю представлены в таблице 8.
В исследовании приняло участие 20 педагогов (16 воспитателей, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор
ФИЗО).
Таблица 8
Определение сформированности способности педагогов МКДОУ «Детский сад «Теремок» к взаимоконтролю и самоконтролю
Личный
№ исп.
Кол-во баллов по компонентам
С
ре дн ее к
оли че ст во ба ллов
Уровень
С
ам ок он троль
С
ам оди агн ос ти ка
Ос оз на ни е за трудн ен ий
С
ам ооц ен ка
1 0,7 1
0,4 1,1 0,8 средний
2 0,4 1,1 1
0,8 0,8 средний
3 1
0,8 1,2 1,9 1,2 средний
4 1,2 1,9 2
1,6 1,67 высокий
5 2
1,6 1,7 0,6 1,4 средний
6 1,8 0,7 1,1 1,5 1,27 средний
7 1,1 1,5 0,8 1,8 1,3 средний
8 0,8 1,8 0,9 1,9 1,35 средний
9 0,9 1,9 1,4 2
1,55 высокий
10 1,4 2
1,8 0,8 1,5 высокий
11 1,8 0,8 0,9 1
1,12 средний
12 0,9 1
0,4 1,1 0,85 средний
13 0,4 1,1 1
0,8 0,82 средний
14 1
0,8 1,2 1,9 1,22 средний
15 1,2 1,9 2
1,6 1,67 высокий
16 2
1,6 1,8 1,7 1,77 высокий
17 1,8 0,7 1,1 1,5 1,27 средний
18 1,1 1,5 0,8 1,8 1,3 средний
19 1,4 1,8 0,9 1,9 1,5 высокий
20 0,9 1,9 1,2 1,5 1,37 средний
Высокий
3 (15%)
11 (55%)
4 (20%)
12 (60%)
6 (30%)
Средний
15 (75%)
9 (45%)
14 (70%)
8 (40%)
14 (70%)
Низкий
2 (10%)
-
2 (10%)
-
-
По результатам определения уровней сформированности способности педагогов МКДОУ «Детский сад «Теремок» к взаимоконтролю и самоконтролю можно сделать следующие выводы: