Файл: 1. Жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями сердечнососудистой системы (ссс).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Механизм образования I тона.

I тонсистолический - постоянный, продолжительный (0,09-0,12сек), низкий, громкий тон, образуется во время систолы желудочков, следует после большой паузы, совпадает с верхушечным толчком и пульсом сонных артерий; место наилучшего выслушивания – верхушка сердца (I точка аускультации), основание мечевидного отростка (IV точка аускультации).

I тон состоит из 3-х компонентов.

Основной из них — клапанный компонент – образованколебаниями створок предсердно-желудочковых клапанов при ударении о них крови в фазе изометрического сокращения. На частоту колебаний предсердно-желудочковых клапанов влияет скорость сокращения желудочков: чем быстрее они сокращаются, тем быстрее растет внутрижелудочковое давление и звучнее I тон. Дополнительную роль играет положение створок предсердно-желудочковых клапанов к началу систолы, которое зависит от кровенаполне­ния желудочков: чем меньше наполнены кровью желудочки в диастолу, тем шире открыты створки клапана и тем больше амплитуда их колебаний во время систолы.

Второй компонент мышечный - возникает в фазы асинхронного и изометриче­ского напряжения, обусловлен колебаниями миокарда желудочков в фазу изометрического сокращения.

Третий компонент – сосудистый - связан с колебаниями начальных отрез­ков аорты и легочного ствола при растяжении их кровью в период изгнания.

Механизм образования II тона.

II тондиастолический - постоянный, короткий (0,05-0,07сек), высокий, тихий звук, образуется в начале диастолы желудочков, следует после малой паузы, не совпадает с верхушечным толчком и пульсом сонных артерий; место наилучшего выслушивания – основание сердца (2 и 3 точки аускультации).

II тон состоит из 2-х компонентов.

Основной из них - клапанный компонент - образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при ударении крови о закрытые полулунные створки клапанов аорты и легочного ствола в период расслабления.

Второй компонент - сосудистый компонент - связан с колебаниями начальных отрез­ков аорты и легочного ствола при передаче колебаний с клапанов аорты и легочного ствола.

17.

Механизм образования IIIи IV тонов сердца.

III тон – протодиастолический тон – обусловлен колебаниями стенок желудочков, появляющимися при быстром, пассивном их наполнении кровью во время диастолы сердца, возникает через 0,12 – 0,2 секунды после II тона. Нередко аускультативно он воспринимается как " эхо " II тона. III тон имеет низкую частоту колебаний, тихий, глухой, часто непостоянный тон.

IV тон – пресистолический - обусловлен колебаниями, появляющимися при медленном наполнении желудочков кровью во время систолы предсердий, возникает в конце диастолы (в пресистолу).

IV тон - глухой, короткий. Наличие IV тона на слух воспринимается как раздвоение I тона с ударением на 2 звуке («т-ра-та»).

Физиологические III и IV тоны можно выслушивать у подростков и молодых людей до 30 лет, реже до 40 лет.

Выявление III тона у пожилых людей, как правило, свидетельствует о тяжелом поражении миокарда со значительным снижением его тонуса и сократительной способности.

Выявление IV тона у лиц зрелого и пожилого возраста свидетельствует часто о выраженной гипертрофии или о нарушении расслабления левого желудочка (стеноз устья аорты, артериальная гипертензия).

Характеристика «ритма галопа», диагностическое значение его выявления.

«Ритм галопа» – это трехчленный ритм, выслушиваемый на фоне тахикардии и по звукам напоминающий галоп бегущей лошади, свидетельствует о значительном снижении тонуса миокарда.

Добавочный «галопный» тон - тихий, глухой короткий звук, который выслушивается в начале, конце или средине диастолы. Лучше всего его можно выслушать после физической нагрузки и в положении на левом боку.

По времени появления добавочного тона в диастолу различают протодиастолический (в начале диастолы), мезодиастолический (в середине диастолы) и пресистолический (в конце диастолы) «ритмы галопа».

Протодиастолический «ритм галопа» характеризуется возникновением III тона через 0,12-0,2 секунды после II тона. Он возникает при значительном снижении тонуса миокарда желудочков (инфаркте миокарда, миокардитах, декомпенсированных пороках сердца). Наполнение желудочков кровью в начале диастолы сопровождается быстрым растяжением их стенок, что приводит к возникновению звуковых колебаний, воспринимаемых как добавочный тон.

Пресистолический «ритм галопа» характеризуется появлением IV тона в конце диастолы, возникающем при систоле предсердий, менее прогностически неблагоприятный. Он возникает при значительном снижении тонуса миокарда желудочков (инфаркте миокарда, миокардитах, декомпенсированных пороках сердца), при замедлении атриовентрикулярной проводимости, стенозе устья аорты (усиленное сокращение предсердий).



Суммационный (мезодиастолический) «ритм галопа» представляет собой значительно усиленные III и IV тоны, которые при тахикардии сливаются в единый «галопный» тон. Этот «ритм галопа» трудно распознать. Для дифференциации этого типа «галопа» надавливают на область каротидного синуса или область солнечного сплетения, что приводит к замедлению сердечных сокращений. При суммационном типе «галопа» ритм становится четырехчленным. Суммационный «ритм галопа» появляется при значительном снижении тонуса миокарда желудочков (инфаркте миокарда, миокардитах, декомпенсированных пороках сердца), при замедлении атриовентрикулярной проводимости, при наличии значительной тахикардии.

18.

Механизм образования щелчка открытия митрального клапана, систолического щелчка, перикардтона.

Тон (щелчок) открытия митрального клапана - громкий, но короткий отрывистый (щелкающий) звук, выслушиваемый через 0,07-0,12 секунды после II тона в протодиастолу. Нередко звучность тона открытия превосходит звучность II тона и напоминает его эхо. Лучше всего тон открытия выслушивается в IV и V межреберных промежутках между левым краем грудины и верхушкой сердца, при выдохе он усиливается. Происхождение тона открытия связано с ударением крови и колебаниями склерозированных створок митрального клапана в начальном периоде диастолы. Появление тона характерно только для митрального стеноза.

Систолический щелчоквозникает при пролапсе митрального клапана (бывает у 5% взрослого населения). Это высокий звук, имеющий «щелкающий» характер, обусловлен пролабированием створок митрального клапана в предсердие во время систолы желудочков.

Перикардтон - возникает при слипчивом перикардите,появляется во время диастолы через 0,08—0,14 с после II тона, связан с быстрым и резким растяжением желудочков швартами в начале диастолы.

Характеристика «ритма перепела», диагностическое значение его выявления.

«Ритм перепела» - это трехчленный ритм, характерный только для митрального стеноза:

- I тон на верхушке сердца усилен;

- II тон неизмененный или акцент II тона на легочной артерии;

- щелчок открытия митрального клапана.

Резкое учащение сердечного ритма приводит к укорочению диастолической паузы настолько, что она становится почти равной систолической. Если при этом тоны сердца, выслушиваемые у верхушки, приблизительно одинаковы по звучности, возникает своеобразная аускультативная картина, напоминающая тоны сердца плода или ход часов: эмбриокардия, или маятникообразный ритм. Это наблюдается при острой сердечной недостаточности, приступе пароксизмальной тахикардии, высокой лихорадке и других патологических состояниях.
19.

Сердечные шумы – это периодические, продленные звуки, выслушиваемые в области сердца, синхронно связанные с его деятельностью, не имеющие четкого начала и конца, определяемые в промежутке между тонами, и не только на участке проекции клапанов, но и на большем пространстве сердечной области и вне области сердца.


Особенности аускультации сердца при выявлении сердечных шумов.

1. При наличии шума сердца, аускультацию предсердной области можно проводить следующим образом: начинают с верхушки сердца, а затем последовательно («шаг за шагом») выслушивают сердце по направлению к левому краю грудины, далее аускультацию продолжают по левому краю грудины вверх до II межреберья, оттуда перемещают стетофонендоскоп во II межреберье справа от грудины и по правому ее краю опускаются вниз до основания мечевидного отростка.

2. Аускультацию сердца необходимо проводить в положении стоя и лежа.

3. Для улучшения выслушивания шумов сердца, связанных с патологией митрального клапана, необходимо придать больному положение на левом боку, когда верхушка сердца ближе подходит к грудной стенке.

4. Для улучшения выслушивания шумов сердца, связанных с поражением клапана аорты, необходимо придать больному вертикальное положение со скрещенными и поднятыми над головой руками, положение ле­жа направом боку.

5. Для улучшения аускультации шумов сердца, связанных с поражением правого атриовентрикулярного клапана, целесообразно придать больному положение на правом боку или на спине с поднятыми кверху ногами.

6. Сердечные шумы лучше выслушивать при задержке дыхания после обычного (неглубокого) вдоха, чтобы не мешали дыхательные шумы.

7. С целью изменения условия внутрисердечной гемодинамики применяются специальные пробы: а) проба Мюллера – больной на глубине выдоха, закрыв рот и зажав нос, делает попытку вдохнуть; б) проба Вальсальвы – при тех же условиях на высоте вдоха больной натуживается; в) проба с дозированной физической нагрузкой (обычной – 10 приседаний, усиленной - 20 приседаний); г) проба с применением лекарственных препаратов (н.п. нитроглицерина).

Назовите классификацию сердечных шумов.

Сердечные шумы классифицируют по:

1) локализации источника шума:

- внесердечные (экстракардиальные);

- внутрисердечные (интракардиальные);

2) внутрисердечные (интракардиальные) шумы классифицируют по причине возникновения:

- органические;

- неорганические (функциональные);

3) отношению шума к фазе сердечной деятельности (систоле и диастоле):

- систолические;

- диастолические;

- систоло-диастолические (непрерывные).

4) локализации его наилучшей слышимости (эпицентр):

- на верхушке сердца (в 1 точке аускультации);