Файл: Программа профессиональной переподготовки Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета Физика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧОУ ДПО

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки

«Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета «Физика» в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО»



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Самообразование как условие профессионального роста»


Выполнила

Сумина Галина Дмитриевна,

учитель физики

первая квалификационная категория

МКОО «Игирменская основная общеобразовательная школа»
П. Игирма

Нижнеилимского района

Иркутской области
2020г


Содержание

Введение 3

1.Самообразование как условие профессионального роста педагога

1.1Теоретические основы самообразования и саморазвития 5

1.2 Этапы личностно –профессионального роста 9

1.3 Слагаемые эффективного самообразования 10

1.4. Эффективные методы и приемы самообразования 12

1.5 Использование ИКТ – технологий в самообразовании 16

Выводы к 1-й главе 21

2. Организация самообразования

2.1 Алгоритм работы по самообразованию 22

Выводы ко 2-й главе 30

Заключение 32

Приложения

Введение.
Образование – это то что во все времена привлекало людей. Люди понимали, образование - это не только знания, это и другой образ жизни, и определенное социальное положение. Но, если в совсем недавнем прошлом, человеку чтобы быть профессионалом можно было получить багаж знаний и навыков при освоении образовательной программы учебного заведения, и этого хватало на всю профессиональную жизнь. Сегодня этого мало. В условиях введения ФГОС, школа должна готовить детей к жизни с постоянно меняющимися условиями труда, развитием науки и техники, огромным потоком информации, и чтобы быть успешным человеком, нужно быть готовым перестраивать свою деятельность, решать новые, более сложные задачи. Учитель не сможет научить этому детей, если сам не будет учиться постоянно, всю жизнь.


«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» -говорил К. Д. Ушинский.

Необходимость самообразования определяется самой спецификой учительской деятельности, социальной ролью учителя. Кроме того, поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью любого образования.

Анализ литературы по данной теме показал, что изучены важные вопросы теории и практики самообразования: социальные и исторические аспекты; особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности; пути и средства формирования и стремления к самообразованию.

Различными проблемами самообразования педагога занимались ученые Т.Г. Браже, A.Л. Вайсбург, М.М. Заборщикова, О.Е. Лебедев, В.Д. Луганский, И.Л. Наумченко, П.Г. Пшибельский и многие другие. С уверенностью можно говорить, что выявлены основы педагогического самообразования, доказана связь самообразования с эффективностью профессиональной деятельности педагога.

Однако недостаточно изучены методы и формы проведения самообразовательной деятельности преподавателя в современных условиях, и как должно происходить самообразование педагога, чтобы оно обеспечивало его профессиональный и личностный рост.

Самообразование педагога – одна из основных задач образовательной системы, поэтому выбранная тема дипломного исследования является актуальной.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Но в реальной практической деятельности, как указывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.)» [6, c.65]. В этом случае самообразование ведется ситуативно, без всякой систематизации, просто как решение возникающих проблем, задач (например, администрация дает задание – приготовить выступление на заседании методического совета, педсовета, и т.д.)



Поэтому, предметом исследования является самоорганизация профессионально-педагогического роста педагога.

Целью работы – доказать, что педагог должен не только учить, но и непрерывно учиться сам.

В связи с целью, в дипломной работе поставлены задачи:

  1. Изучить теоретические основы самообразования и саморазвития.

  2. выявить и теоретически обосновать этапы и условия профессионального роста;

  3. обосновать особенности самообразования педагога в современных условиях развития системы образования;

  4. проанализировать формы самообразования и сделать выводы.

  5. Спроектировать систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат.

  6. Подбор диагностического материала для планирования работы по самообразованию

Информационной базой для написания дипломной работы является научная литература по обозначенной теме исследования, которая излагает основные проблемные и актуальные вопросы; данные отечественных и зарубежных исследователей по проблемам самообразования преподавателей. Решение задач исследования осуществляется с применением следующих методов: теоретический анализ, сравнительный анализ, логико- интуитивный метод, метод наблюдения.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

  1. Самообразование как условие профессионального роста педагога

    1. Теоретические основы самообразования и саморазвития

Самообразование – тенденция современности и будущего. Словарь С. И. Ожегова определяет самообразование как “приобретение знаний путем самостоятельных знаний, без помощи преподавателя” [110, стр.693]. Педагогическая энциклопедия определяет самообразование как “образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы” [123, стр.776]. Смысл данных определений согласуется с сущностью понятия самообучения, так как указывает на тот факт, что самообразование является самодеятельностью, выполняемой без посторонней помощи.

Л.П.Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях».


Самостоятельное образование, по сравнению с традиционным, всегда более эффективно, потому что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок – все это бесценно и становится частью его натуры. Абсолютно все, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переходит в практическую плоскость.

Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ. Вместе с тем, новые технологии требуют от педагога наличия достаточных знаний в области психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями. Отсюда и возникает потребность педагога в самообразовании. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.

Обобщая попытки выделить этапы (стадии, уровни) самообразования, И. О. Ганченко сводит их к трем основным:

-    положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности;


-    самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;

-  самообразование – систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности

Результатами самообразования могут быть:

- повышение качества преподавания предмета;

- готовность к педагогическому творчеству;

- профессиональный и карьерный рост;

- создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

- соответствие учителя требованиям общества и государства.

Направления самообразования:

- профессиональное (предмет преподавания);

- психолого-педагогическое и психологическое;

- методическое;

- эстетическое;

- в области ИКТ;

- в области формирования ЗОЖ.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

Оченьважно создать условиядля формирования мотивациипрофессионального самосовершенствования. Отношение к повышению квалификации влияет на карьеруи профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха,преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшениематериального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

- знакомство с педагогической и методической литературой;

- самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;

- обзор в Интернете информации;

- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);

- проведение открытых занятий и их анализ;

- общение с коллегами в сетевых сообществах;