Файл: Программа профессиональной переподготовки Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета Физика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- участие в профессиональных конкурсах.
Выводы:
Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность.
Не всегда различного рода знания, которые приобретает специалист в процессе самообразования могут быть перенесены в своем исходном виде в практику. Их необходимо соотнести с конкретными условиями деятельности, оценить воспринимаемые идеи и методы, освоить и адаптировать в своей деятельности, преобразоваться учителем в собственные методы, приемы обучения.
Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций; осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности.
1.2 Этапы личностно –профессионального роста.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.
Начинающий педагог. Это личность педагога после окончания педагогического заведения. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте.
Продвинутый педагог. Уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций. Обладает мотивацией для развития личности, развивающаяся личность. Педагогическая умелость. Развитая педагогическая техника. (Характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности).
Педагог методист. Уровень педагога – методиста педагога, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Творческая личность, значительный профессиональный рост. Педагогическое мастерство.
Педагог – исследователь. Педагог – исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий обучения и воспитания, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образование. Творческая личность, результативность обучения. Педагогическое новаторство. (Характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
1.3 Слагаемые эффективного самообразования
Для успешного развития процесса самообразования учитель должен воспитывать в себе социальные способности человека:
1. Жить в обществе по высоконравственным нормам
2.Формировать способность строить товарищеские деловые отношения
3. Быть принципиальным и доброжелательным
4. Требовательным к себе, самокритичным, способным к сочувствию, сопереживанию, тактичным и деликатным в отношениях с другими людьми.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
-
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. -
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений. -
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. -
программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. -
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. -
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Рассмотрим данные условия более подробно. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.
Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции это культура самоформирования. Культура самоформирования предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации.
1.4. Эффективные методы и приемы самообразования
Конспектирование.
Как правило под конспектированием принято понимать особую форму организации исследуемого текста и новой формы его предъявления, которые образуются после переработки имеющейся в нем информации. Конспект необходим для следующих целей:
Переработка любой информации и придание ей новой формы, типа и вида.
Выделение самого важного и нужного для решения задач учебного или научного характера.
Создание понятийной или структурной модели актуальной проблемы.
Упрощение запоминания информации.
Облегчение овладением специфической терминологией.
Накопление информации для создания более сложных работ, например, докладов, рефератов, диссертаций. Любой конспект должен подразумевать составление плана, фиксацию тезисов и выписок, быть логичным по внутреннему содержанию, и отражать личное отношение ю, включать в себя основные положения, выводы, доказательства и факты, и личное отношение к изучаемому предмету.
Мнемотехники – это особые приемы и упражнения, позволяющие запомнить любую информацию и тренировать память. Причем использовать их можно не только в обучении, но и в любой другой сфере жизни: на работе, на отдыхе, в путешествиях, при чтении книг и т.д. к тому же он помогают четко понять, какой вид информации (текст, точные данные или образы) наиболее подходят конкретному человеку для запоминания.
Значение мнемотехник в жизни человека.
Всем известно, что сегодня каждому из нас приходится запоминать массивы точных сведений (например, номера телефонов, дни рождения), но по привычке мы записываем все в записные книжки, органайзеры, гаджеты. Если же приучить себя записывать всю необходимую информацию в свой мозг, можно, во-первых, избавиться от этой зависимости от сторонних предметов, а во-вторых, в любой момент времени обращаться к тем данным, которые нам нужны.
Для тех, кто учится, мнемотехники просто неоценимы, ведь они позволяют запоминать все, что нужно, а после – считывать это уже из своей памяти.
А если затронуть другой аспект образования не ученичество, а преподавание, то и здесь мнемотехники просто бесценны – представьте такого преподавателя, который вообще не пользуется конспектами, учебниками и справочниками, а берет всю информацию из головы. Согласитесь, быть таким преподавателем приятно!
И о здоровье человека здесь нельзя не упомянуть: доподлинно известно, что любая часть организма, которой человек не пользуется, со временем просто атрофируется. Аналогично тому, как мышцы загипсованной ноги становятся тонкими и слабыми, неиспользуемая человеком память притупляется и становится хуже. Мнемотехники – это тренировка памяти, позволяющая поддерживать ее в форме и выполнять свои функции достойно.
Три самых лучших приема мнемотехники:
Метод «Матрешка»
Первый метод подразумевает парное соединение образов. Для начала необходимо представить блоки информации в виде образов ассоциаций. Основной (первый) образ является самым большим, и в него входит второй. Как только вы поместили второй образ в первый, на некоторое время исключите первый образ из сознания, представьте главным образом второй и поместите в него третий. Таким образом, все образы будут вкладываться друг в друга, образуя своеобразную «матрешку». Но следует запомнить, что создавая ассоциации, вы должны оперировать только двумя образами (первым и вторым, вторым и третьим, и т.д.).
В следующей ситуации, когда нужно вспомнить то, что вы запомнили, поступайте аналогичным образом6 сначала представляйте первый образ, а затем ждите, когда в памяти всплывет второй.
после появления второго образа, «забывайте» первый и ждите появления третьего и т.д. метод рассчитан на интенсивное применение, и должен быть отработан должным образом. Старайтесь применять его как можно чаще.
При создании первого образа, важно сделать его гораздо больше второго, при этом выделяя некий подобраз, служащий привязкой для второго – более меньшего образа.
Метод «Цепочка»
Второй метод предполагает создание парных ассоциаций. Но здесь размер образов в каждой паре всегда примерно одинаков. Сначала создаются образы блоков информации (звенья), которую вы хотите запомнить, соединенные в некое подобие цепочки. После того, как первое и второе звенья соединены, внимание переносится на второе звено, которое соединено с третьим. В дальнейшем нужно действовать по аналогии.
В следующий раз, когда вы захотите припомнить информацию, в вашем сознании сразу же будет возникать цепочка из трех – пяти информационных звеньев. Но цепочку всегда надо создавать по конкретной схеме: при горизонтальном построении первый образ лучше всего располагать слева, а при вертикальном – внизу цепи. В процессе припоминания образы будут считываться в том же порядке, в котором вы их размещали.
Метод символов.
Третий метод лучше всего использовать, когда требуется запомнить абстрактные понятия, которые лишены какого – либо конкретного образа. Разные люди могут кодировать одни и те слова по-разному. Однако, чаще всего используются символы, закрепленные в сознании большей части людей – символы, которые можно встретить всегда и везде.
Большинство иностранных слов, названий, терминов и т. п. аудиально схожи с уже известными вам словами, которые очень просто представить в форме зрительных объектов, к примеру, слово «Аляска» похоже на «Коляска» и т. д. на данный момент не нужно запоминать, что значат незнакомые слова (если таковые имеются) – следует просто запомнить, как они произносятся и в какой последовательности.
Запомните: когда мы видим дорожный знак и расшифровываем его, мы применяем мнемотехнику, когда ученик усваивает связь и между знаком «А» и соответствующим звуком, он также применяет мнемотехнику, и такие всем нам знакомые символы как «Корона» - власть, «Белый голубь» - мир – это все приемы мнемотехники.
Если вы собираетесь применять метод мнемотехники, вы должны определиться с тем, каким конкретным зрительным объектом может быть обозначено конкретное понятие. Как только ответ на этот вопрос будет получен, просто представляйте требующую запоминания информацию в виде образов.