Файл: Программа профессиональной переподготовки Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета Физика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответом испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

  • ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

  • ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в этом случае, есть ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемые стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Код опросника

  1. Общительность – 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

  2. Организованность – 2а, 7а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а

  3. Направленность на предмет – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

  4. Интеллигентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а

  5. Мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным – при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.


Методика изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности

(Т.А. Ротанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта)

Уровни сформированности самооценки профессиональной пригодности.

Высокий уровень сформированности (3 балла). Самооценка высокая (или средняя), относительно устойчивая. Испытуемый хорошо представляет, какие качества у него развиты недостаточно, занимается самовоспитанием.

Средний уровень сформированности (2 балла). Самооценка может быть средней или высокой. Испытуемый представляет, какие качества необходимо развивать, но не прилагает усилий к самосовершенствованию.

Низкий уровень сформированности (1 балл). Самооценка низкая, противоречивая, нет стремления к самосовершенствованию.

При изучении самооценки профессиональной пригодности предлагается набор качеств, из которых надо выбрать и записать в первом ряду те,
которые характеризуют, по его мнению, положительные черты идеального учителя.

Во второй ряд следует выписать те черты, которыми его идеал обладать не должен. Их количество в каждом ряду ограничивается 1-15 качествами. Затем испытуемый должен выбрать из «положительного» и «отрицательного» множества те черты, которыми он, по его мнению, обладает и должен ориентироваться не на степень выраженности того или иного качества, а только на его присутствие.

При обработке данных для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество в соответствующем эталонном ряду. Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то он скорее всего переоценивает себя; если близок к нулю, то недооценивает. По отрицательному множеству – наоборот. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней самооценке.

Примерный набор качеств

Жизнерадостность

Чувство юмора

Склонность к самоанализу

Аккуратность

Беспечность

Грубость

Заботливость

Организованность

Организаторские способности

Искренность

Застенчивость

Завистливость

Настойчивость

Отзывчивость

Терпеливость

Злопамятность

Инициативность

Общительность

Нерешительность

Самостоятельность

Дисциплинированность

Решительность

Честность

Ответственность

Несдержанность

Обидчивость

Целеустремленность

Любовь к детям

Умение доступно объяснять

Доброта

Стремление оказывать помощь

Мстительность

Подозрительность

Понимание людей

Эрудированность

Увлеченность

Принципиальность

Справедливость

Замкнутость

Культура речи

Наблюдательность

Строгость

«Способности педагога к творческому саморазвитию»

Вопросы:

  1. Я стремлюсь изучать себя.

  1. Я оставляю время для развитиякак бы ни был занятработой и домашними делами.

  2. Возникающие препятствиястимулируют мою активность.


  1. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

  2. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

  1. Яисследую свои чувства и опыт.

  2. Я много читаю.

  3. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

  4. Я верю в свои возможности

  1. Я стремлюсь быть более открытым.

  1. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

  2. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

  1. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

  2. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по
службе.

Оценивание:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.


Оценка уровня готовности педагога к развитию

(методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой)

Анкета №1

Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.



Я стремлюсь изучить себя.






Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.






Возникающие препятствия стимулируют мою активность.






Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.






Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.






Я анализирую свои чувства и опыт.






Я много читаю.






Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.






Я верю в свои возможности.






Я стремлюсь быть более открытым человеком.






Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.






Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.






Я получаю удовольствие от освоения нового.






Возрастающая ответственность не пугает меня.






Я положительно отнесся бы к продвижению по службе.





Анкета № 2

Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.


Препятствующие факторы:



Собственная инерция.






Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.






Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.






Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.






Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е. отсутствие объективной информации о себе.






Состояние здоровья.






Недостаток времени.






Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.




Стимулирующие факторы:






Методическая работа.






Обучение на курсах.






Пример и влияние коллег.






Пример и влияние руководителей.






Организация труда в школе.






Внимание к этой проблеме руководителей.






Доверие.






Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования






Занятия самообразованием.






Интерес к работе.






Возрастающая ответственность.






Возможность получения признания в коллективе.