Файл: Программа профессиональной переподготовки Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета Физика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ментальные карты

Ментальные карты являются особой техникой визуализации мыслительного процесса. Используются они для разных целей, как то фиксация, понимание или запоминание информации, содержащейся в книгах и текстах, генерация и запись идей, усвоение особенностей новой темы, проблемы или предмета, подготовка к экзамену, зачету, тесту или принятие решения. Ментальные карты – это очень эффективный метод работы с данными, но таковым он становится лишь тогда, когда человек умеет не только ими пользоваться, но и грамотно составлять.

1.5 Использование ИКТ – технологий в самообразовании

С развитием «информатизации общества» всё большую популярность приобретают формы самообразования, основанные на сетевых технологиях. В современном обществе «информатизация» не только диктует определенные требования к профессиональным навыкам педагога, но и предоставляет дополнительные формы самообразования. Согласно определению информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Поэтому в условиях информатизации общества важную роль в самообразовании педагога стали играть информационно-коммуникационные технологии. Педагогу важно знать и понимать какие средства информационно-коммуникационных технологий возможно применять для профессионального развития. Основой ИКТ являются компьютеры и всемирная сеть Интернет. Именно сеть Интернет позволяет открыть для себя дополнительные формы самообразования.

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет - ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

•        использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

•        самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

•        освоение информационных концепций, знаний и навыков;


•        наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

•        обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

•        методическая помощь является персональной и адресной;

•      попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

  • развивать навыки работы с интернет- ресурсами.

Примеры интернет-сообществ:

Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог. 
Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. 
Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов. 
Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования

Такая форма самообразования предоставляет ряд преимуществ, к которым относятся: самостоятельное создание своего собственного сайта и блога, свободное использование различных методических материалов в своей работе, наблюдение за педагогической деятельность работников образования.

Использование ИКТ позволяет принимать участие в дистанционных мероприятиях: конференциях, конкурсах, вебинарах. Основными преимуществами такой формы самообразования являются: экономия времени на участие, отсутствие расстояний, возможность задавать интересующие вопросы и получать квалифицированные ответы.

Можно пройти дистанционные курсы повышения квалификации. В рамках таких курсов педагог может в полной мере удовлетворить свою потребность в самообразовании. Главным достоинством таких курсов является возможность совмещения с работой в силу дистанционного участия и удобного времени проведения.



Бесплатные сайты для самообразования и саморазвития:

Stepic Если большинство сайтов посвящены преимущественно гуманитарным наукам, то здесь Вы найдете качественные IT- курсы от отечественных разработчиков.

4brain.ru


Русскоязычный бесплатный ресурс, который содержит статьи, лекции, обучающие материалы и задания на самые разные темы, онлайн-курсы, лекции и статьи по самообразованию и развитию. сайт для обучения профессиональным навыкам. Программы, курсы и книги направлены на эффективность и активное саморазвитие.

Khan Academy

Ru.khanacademy.org – Академия Хана разработана для учеников, чтобы предоставить каждому образование мирового класса. Чем выделяется этот сайт:

  • к каждому ученику свой подход, работа в своем темпе и по своей программе;

  • экспертные уроки по естественным наукам, математике, истории и другим предметам;

  • помощь учителям в восполнении пробелов знаний учеников.

Wikium.ru – онлайн-платформа для улучшения памяти, внимания и мышления. Программа развития составляется индивидуально по результатам теста и включает:

  • тренажеры,

  • тесты,

  • соревнования,

  • разминки,

  • тренировки,

  • курсы.

BrainApps

Brainapps.ru – это сайт с эффективными тренажерами для развития когнитивных процессов мозга. Он отличается:

  • индивидуальной программой;

  • приятным для глаз интерфейсом;

  • работой на всех устройствах;

  • быстрым результатом развития;

  • эффективными играми;

  • методики взяты из клинической практики.

Uplift


Этот ресурс – отличный способ одновременно развиваться, тренировать мозги и развлекаться. Игры, которые Вы тут найдете помогут развить память, внимание, абстрактное и логическое мышление. При этом, можно самостоятельно выбирать, в какой именно области Вы хотите развиваться.

Brainexer


Еще одна платформа с самыми разными упражнениями для развития мозга. Запоминание, мышление, внимание, устный счет – если хотите улучшить свои способности, добро пожаловать на сайт.

Coursera


Здесь можно пройти онлайн-курсы от ведущих мировых университетов. По окончанию курса Вам пришлют сертификат о его прохождении. Правда, для этого придется вовремя делать тесты и сдавать экзамены.

Выводы:


ИКТ-компетентность современного педагога является одним из важнейших показателей успешности его деятельности и одновременно – необходимой предпосылкой для дальнейшего повышения уровня его профессиональной компетентности.

Приобретение информационной компетентности открывает перед педагогами широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать образовательный процесс более динамичным.

Социальные сети – это чрезвычайно удобный инструмент для нетворкинга,

(Нетво́ркинг (англицизм от networking – букв. плетение сети: net – сеть + work – работать, полезные связи) — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере, максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи), это создание объединений профессионалов, заинтересованных в решении определенных задач;

  • Хранилище идей и заметок, также планировщик задач и блокнот;

  • Ведение блога помогает структурировать информацию, доносить ее до пользователей в максимально качественном виде, блог показывает эрудированность и заинтересованность автора в профессиональном развитии;

  • Персональный сайт – визитная карточка учителя, где можно рассказать о себе, своём образовании, профессиональных достижениях и педагогическом опыте, поделиться новостями и объявлениями, вести обмен опытом с коллегами, удобное хранилище собственных материалов;

  • Позволяет заниматься самообразованием удаленно, использовать множество информационных ресурсов.

Выводы к первой главе:

Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.

Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций;