Файл: Программа профессиональной переподготовки Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета Физика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег;

Обобщающий этап:

на этом этапе педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и цикловые методические объединения. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.

.

Выводы ко 2-й главе

Тема по самообразованию, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и образования обучающихся, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию: актуальность; учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Исходя из темы самообразования, ставятся определенные цели: повышение профессиональной компетентности, расширение педагогических и психологических знаний, углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общего культурного уровня.

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы, авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования, новые формы, методы и приемы для улучшения образовательного процесса, доклады, выступления, дидактические, наглядные материалы, тесты, методические рекомендации по применению новой информационной технологии, проведение открытых занятий по собственным,
новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы, проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
 Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе самообразования имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Практика показывает, что имеются типичные недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:

отсутствует системный подход к самообразованию;

неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;

формальное ведение дополнительной отчетной документации;

несоблюдение этапов работы;

нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;

не ведется отчетность.

Причины выявленных недостатков следующие:

1.Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).

2.Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.

3.Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.

4.Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.

5.Отсутствуют единые требования к организации методического дня.

Заключение

Самое важное в самообразовании: желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать, делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной
деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять
к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно


знать больше, чем все остальные.

Итак, самообразование педагога ­это наиважнейшая часть его
профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в
профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития
творческого потенциала личности учителя, самообразование будет носить
более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться
потребности и интересы педагога, а значит и успехи наших детей. 
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития
учителя неосуществима.

Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.

Список литературы

1. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002

2. Словарь русского языка: ок.53000слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр.- М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004

3.Некрасова Т. П. Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53051.htm.

4. Корнеева Н. М. Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства// https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html

5. Юдакова С. В. Профессионально-педагогическое самообразование. Учебное пособие. Владимир: ВГГУ, 2010 – 131 с.

Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – Казань, 2003.

7. Никонова О.В. Программа самообразования https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_samoobrazovaniya_205510.html4


Электронные ресурсы

1.https://kopilkaurokov.ru/

2.https://nsportal.ru/shkola/

3.http://открытыйурок.рф

4.https://infourok.ru

5.4brain.ru

.6.https://ru.wikipedia.org/wiki/





Приложения

Оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов)

Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) наверно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответов, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».

  1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).

  2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью (а, б).

  3. Трудные задания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б).

  4. Должны люди больше, чем сейчас, придерживаться законов морали? (а, б).

  5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б).

  6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом (а, б).

  7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б).

  8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет (а, б).

  9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б).

  10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б).

  11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б).

  12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б).

  13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией (а, б).

  14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б).

  15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б).

  16. В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б).

  17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения (а, б).

  18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю прочитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б).

  19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б).

  20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б).

  21. Мне нравится принимать гостей и развлекать их (а, б).

  22. Я редко выступаю в разрез с мнением коллектива (а, б).

  23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личности качеств (а, б).

  24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б).

  25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б).

  26. Худшее наказание для меня – быть в одиночестве (а, б).

  27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого (а, б).

  28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литература (а, б).

  29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б).

  30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б).

  31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б).

  32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б).

  33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б).

  34. Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б).

  35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б).

  36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б).

  37. Если есть выбор, то предпочту организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б).

  38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету (а, б).

  39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б).

  40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б).

  41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть (а, б).

  42. Думаю, мне понравилась бы ответственная работа, работа, связанная с административной деятельностью (а, б).

  43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б).

  44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б).

  45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б).

  46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б).

  47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б).

  48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету (а, б).

  49. Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б).

  50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей (а, б).