Файл: Программа профессиональной переподготовки Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета Физика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег;
Обобщающий этап:
на этом этапе педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и цикловые методические объединения. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.
.
Выводы ко 2-й главе
Тема по самообразованию, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и образования обучающихся, на выработку новых педагогических приемов и методик.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию: актуальность; учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Исходя из темы самообразования, ставятся определенные цели: повышение профессиональной компетентности, расширение педагогических и психологических знаний, углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общего культурного уровня.
В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы, авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования, новые формы, методы и приемы для улучшения образовательного процесса, доклады, выступления, дидактические, наглядные материалы, тесты, методические рекомендации по применению новой информационной технологии, проведение открытых занятий по собственным,
новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы, проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе самообразования имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Практика показывает, что имеются типичные недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:
отсутствует системный подход к самообразованию;
неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;
формальное ведение дополнительной отчетной документации;
несоблюдение этапов работы;
нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;
не ведется отчетность.
Причины выявленных недостатков следующие:
1.Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).
2.Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.
3.Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.
4.Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.
5.Отсутствуют единые требования к организации методического дня.
Заключение
Самое важное в самообразовании: желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать, делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной
деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять
к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно
знать больше, чем все остальные.
Итак, самообразование педагога это наиважнейшая часть его
профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в
профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития
творческого потенциала личности учителя, самообразование будет носить
более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться
потребности и интересы педагога, а значит и успехи наших детей.
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития
учителя неосуществима.
Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Список литературы
1. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002
2. Словарь русского языка: ок.53000слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр.- М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004
3.Некрасова Т. П. Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53051.htm.
4. Корнеева Н. М. Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства// https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html
5. Юдакова С. В. Профессионально-педагогическое самообразование. Учебное пособие. Владимир: ВГГУ, 2010 – 131 с.
Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – Казань, 2003.
7. Никонова О.В. Программа самообразования https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_samoobrazovaniya_205510.html4
Электронные ресурсы
1.https://kopilkaurokov.ru/
2.https://nsportal.ru/shkola/
3.http://открытыйурок.рф
4.https://infourok.ru
5.4brain.ru
Приложения
Оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов)
Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:
а) наверно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.
Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответов, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».
Обобщающий этап:
на этом этапе педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и цикловые методические объединения. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.
.
Выводы ко 2-й главе
Тема по самообразованию, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и образования обучающихся, на выработку новых педагогических приемов и методик.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию: актуальность; учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Исходя из темы самообразования, ставятся определенные цели: повышение профессиональной компетентности, расширение педагогических и психологических знаний, углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общего культурного уровня.
В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы, авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования, новые формы, методы и приемы для улучшения образовательного процесса, доклады, выступления, дидактические, наглядные материалы, тесты, методические рекомендации по применению новой информационной технологии, проведение открытых занятий по собственным,
новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы, проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе самообразования имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Практика показывает, что имеются типичные недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:
отсутствует системный подход к самообразованию;
неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;
формальное ведение дополнительной отчетной документации;
несоблюдение этапов работы;
нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;
не ведется отчетность.
Причины выявленных недостатков следующие:
1.Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).
2.Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.
3.Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.
4.Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.
5.Отсутствуют единые требования к организации методического дня.
Заключение
Самое важное в самообразовании: желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать, делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной
деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять
к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно
знать больше, чем все остальные.
Итак, самообразование педагога это наиважнейшая часть его
профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в
профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития
творческого потенциала личности учителя, самообразование будет носить
более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться
потребности и интересы педагога, а значит и успехи наших детей.
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития
учителя неосуществима.
Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Список литературы
1. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002
2. Словарь русского языка: ок.53000слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр.- М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004
3.Некрасова Т. П. Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53051.htm.
4. Корнеева Н. М. Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства// https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html
5. Юдакова С. В. Профессионально-педагогическое самообразование. Учебное пособие. Владимир: ВГГУ, 2010 – 131 с.
Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – Казань, 2003.
7. Никонова О.В. Программа самообразования https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_samoobrazovaniya_205510.html4
Электронные ресурсы
1.https://kopilkaurokov.ru/
2.https://nsportal.ru/shkola/
3.http://открытыйурок.рф
4.https://infourok.ru
5.4brain.ru
.6.https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложения
Оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов)
Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:
а) наверно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.
Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответов, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».
-
Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б). -
Я часто побеждаю других своей самоуверенностью (а, б). -
Трудные задания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б). -
Должны люди больше, чем сейчас, придерживаться законов морали? (а, б). -
Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б). -
Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом (а, б). -
Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б). -
Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет (а, б). -
Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б). -
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б). -
Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б). -
Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б). -
Большинство моих друзей – люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией (а, б). -
Я подолгу анализирую свое поведение (а, б). -
Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б). -
В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б). -
Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения (а, б). -
Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю прочитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б). -
Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б). -
Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б). -
Мне нравится принимать гостей и развлекать их (а, б). -
Я редко выступаю в разрез с мнением коллектива (а, б). -
Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личности качеств (а, б). -
Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б). -
Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б). -
Худшее наказание для меня – быть в одиночестве (а, б). -
Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого (а, б). -
В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литература (а, б). -
Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б). -
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б). -
Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б). -
Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б). -
Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б). -
Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б). -
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б). -
Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б). -
Если есть выбор, то предпочту организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б). -
Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету (а, б). -
Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б). -
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б). -
Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть (а, б). -
Думаю, мне понравилась бы ответственная работа, работа, связанная с административной деятельностью (а, б). -
Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б). -
Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б). -
Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б). -
Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б). -
Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б). -
Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету (а, б). -
Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б). -
Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей (а, б).