Файл: Управление логистическими процессами интернетмагазина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются главные звенья

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.

Макрологистика[1] решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика[2] решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики.

Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортном-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий

Стремительное развитие Интернет-торговли невозможно не заметить. Сеть Интернет насыщена многочисленными крупными порталами продаж, аукционами, развитыми онлайн-магазинами, небольшими сайтами и объявлениями о реализации всевозможных товаров. Особенно резкий скачок в расширении сетевой торговли вызвал кризис 2008 года. Аналитики утверждают, что экономический спад - это своего рода катализатор, вызывавший столь высокую активность. По экспертным оценкам объем российского Интернет-рынка[3]вырос практически вдвое и сегодня составляет свыше 200 млрд. рублей. Словосочетание «интернет-магазин» является на сегодняшний день широко распространенным и часто употребляемым. Несмотря на это, многие люди имеют довольно нечеткое представление об интернет-магазинах[4]. По этой причине имеет смысл привести его классическое определение: Интернет-магазин представляет собой электронный иллюстрированный каталог товаров с возможностью выбора и заказа с доставкой. Расчеты за товары в ИМ проводится при помощи электронных платежных средств -- кредитных карт и так называемых «виртуальных» денег (например, WebMoney [5], так же производятся путем оплаты суммы заказа курьеру (службе доставки).
Отечественные интернет магазины, по ряду причин, представляют частный случай: в подавляющем большинстве случаев расчеты за товар производятся наличными деньгами (курьеру при доставке).

В последние годы среди российских и белорусских пользователей наметился некоторый рост использования электронных платежных средств. Основные препятствия данному росту -юридические барьеры и ментальная неготовность пользователей.

Логистика является одним из ключевых приоритетов интернет-магазинов. Когда интернет-бизнес (как и любой бизнес) только начинает работу, идет интенсивный рост, а уже когда появились хорошие операции, появляется необходимость эти операции упорядочить. Тогда и возникает потребность в логистике

Стратегическое видение развития бизнеса должно отражаться на бизнес-процессах, например, для сотрудников, которые находятся на средних и низовых позициях, нужно прописывать понятные, проработанные процедуры. Казалось бы, основное отличие Интернет-торговли от торговли обычной - в том, что мы нельзя посмотреть покупателю глаза в глаза, а он не может потрогать наш товар до получения. На самом деле, отличия более существенны. Отличия заключаются в скорости процессов, в скорости принятия решений, в том, что используется уникальное программное обеспечение, и, в том, что прохождение товара через логистическую цепочку сильнее упорядочено, потому что флуктуаций спроса в электронной торговле более значительны.

Когда у интернет - магазина появляется существенный объем продаж, возникают проблемы, например, проработка доставки, улучшение качества доставки. Часто, когда компания только начинает работать, она практически не использует склад в своей логистической схеме (на начальном этапе). Но когда заказов становится много, компания, в любом случае, начинает организацию собственного склада.

В силу того, что чаще всего бизнес начинают строить неэффективно - сначала начинают продажи, а затем - увеличивать их объем, но появляются ошибки или видна неэффективность, или затраты на логистику достаточно дорогие и, тогда необходимы поиски повышения эффективности. Данные проблемы улучшения логистики возвращают к анализу покупателей, их интересов, внешних факторов, и т.д. И, исходя из того, что хочет покупатель, каким образом можно улучшить взаимоотношения с ним - исходя из этого, появляется возможность принимать стратегические решения. Существуют разные группы потребителей, которые ведут себя совершенно по-разному. Например, если речь идет о бытовой технике, определяющим фактором является цена. Если же речь о книгах, здесь не всегда ценовой фактор является определяющим, покупателю важнее получить нужный товар как можно скорее, в удобное время, предъявляются требования к качеству обслуживания покупателей.



Логистика играет все большую роль, когда клиенты могут заплатить чуть дороже, но хотят получить более качественный сервис. Поэтому, для книг логистика очень важна. Или, например, на рынке крупной бытовой техники, когда затраты на логистику в цене товара значительны. Крупная бытовая техника требует перевозки, складирования, доставки до конечного покупателя - затраты на это в цене товара могут доходить до 3-5%, а маржа составляет от 7 до 12%. Здесь логистика важна, и уже имеет смысл искать пути уменьшения затрат на хранение, при этом сохраняя необходимый уровень обслуживания, или увеличивая его. Так же в логистике интернет- магазинов важнейшую роль играют информационные логистические системы. Информационная логистическая система - это организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, справочников и средств программирования, обеспечивающая решение задач по управлению движением материального потока.

Информационные системы можно подразделить на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы:

* техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств для обработки и передачи информационных потоков;

* информационное обеспечение, которое состоит из определенных периодически обновляемых справочников (в том числе и нормативных документов), классификаторов, кодификаторов;

* программное обеспечение, позволяющее решать задачи управления материальными потоками, обрабатывать тексты, получать справочные данные. Формирование информационной системы -процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий и новейшие компьютерные системы. Это делает возможным успешное руководство производственными процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической системы в целом.

Информационная логистика -часть логистической системы, обеспечивающая функциональную область логистического менеджмента. Основная цель -- информирование логистических систем в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационный поток генерируется материальным потоком.


В информационной логистике информационный поток рассматривается только в логистической системе, между звеньями логистической системы или между внешней средой и логистической системой. Логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Рабочим звеном информационной системы могут быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций). Цели информационной системы заключаются в следующем:

*в обеспечении выживаемости и дееспособности организации;

* в обеспечении работников оперативной информацией, способствующей более эффективному трудовому процессу;* соблюдении адресности информации;

* в устранении неразберихи в получении информации и ее использовании;

* в расширении функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Логистическая информационная система -- интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

1.3 Сущность и особенности организации логистики интернет-магазина
1..3.1 Закупочная, складская и транспортная логистика
логистика интернет магазин доставка
На текущий момент, несмотря на общий спад в экономике России, объемы продаж в сфере онлайн-торговли растут на 5,6% в год в среднем [8]. Соответственно, ежедневно появляются новые интернет-магазины, и в связи с увеличением числа субъектов электронной коммерции увеличивается конкуренция между ними. И в подобных условиях существенное значение приобретает не только ассортимент имеющихся товаров или модельный ряд определенного бренда, а качество и быстрота обслуживания клиента, важнейшим элементом которого является логистика.
В интернет-торговле логистику принято разделять на 3 ключевых блока:
1) Доставка товаров от поставщика, данной сферой занимается закупочная логистика.
2) Хранение продукции на складе, зона ответственности складской логистики.
3) Транспортировка товаров от склада до конечного покупателя, входит в сферу деятельности специалистов по транспортной логистике. [7]
Для эффективной деятельности любого интернет-магазина правильно сформированная система закупочной логистики играет немаловажную роль. Она предназначена для охвата следующих задач:

- выявление потребностей организации;
- определение основных критериев выбора закупаемой продукции;
- анализ рынка;
- выбор оптимального поставщика;
- осуществление закупки необходимых товаров;
- контроль за соблюдением сроков поставки продукции.
На уровне взаимоотношений онлайн-магазина с поставщиками возможно два сценария - оптовая закупка, либо прямая поставка (иначе именуемая дропшиппинг). В случае использования оптовой торговли организация приобретает товары партиями и доставляет ее на собственные складские помещения. Во втором случае интернет-магазин забирает груз со склада производителя либо посредника только после формирования и одобрения заказа на сайте.
Практический опыт предприятий показывает, что в обоих случаях выявляются как преимущества, так и недостатки. При рассмотрении бюджетной стороны вопроса, при осуществлении оптовых закупок выявляется необходимость оплаты содержания либо аренды складских помещений. Также организация должна иметь свободные денежные средства, необходимые для приобретения крупных партий товара. Помимо этого компания должна заранее просчитывать риски и быть готовой к убыткам, которые могут возникнуть в случае если спрос на закупленные товары снизится и они окажутся неликвидными. При дропшиппинге частой проблемой является отсутствие необходимого в данный момент товара на складе, также побочными недостатками окажутся увеличение сроков доставки продукции до конечного покупателя и как следствие - снижение качества обслуживания клиента.
Основной функцией складской логистики является решение следующих задач: сортировка и упорядочение товаров; инвентаризация материальных средств; списание, а также оприходование товаров. Также в зону ответственности данного логистического направления входят корректный расчет себестоимости конечной продукции; анализ и учет остатков товаров на складах; товарооборот за определенный отчетный период и так далее .
Принятие управленческого решения о необходимости использования складских помещений основывается на ранее описанном выборе для организации - использование оптовых закупок или дропшиппинга. В первом случае компания вынуждена складировать свою продукцию. И для складского хранения закупленной продукции у собственников интернет-магазинов существует три альтернативных варианта:
1) использовать собственную складскую недвижимость;
2) арендовать склады;