Файл: Управление логистическими процессами интернетмагазина.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) воспользоваться услугами фулфилмент-центра.
Для приобретения в собственность и последующего содержания склада интернет-магазину будут необходимы значительные инвестиционные средства. Таким образом, для онлайн-ретейлера, имеющего небольшие обороты, а также для недавно открывшегося бизнеса данный вариант является неприемлемым. Так как использовать собственные жилые и офисные помещения является возможным только в начале становления интернет-магазина, то в последующем, при увеличении объемов продаж аренда складских помещений является оптимальным вариантом для молодого бизнеса. Но следует учитывать, что на поиск приемлемых складских помещений, удовлетворяющих всем необходимым нормам и техническим требованиям, необходимых для хранения определенного вида продукции, будет затрачено много временных ресурсов. По этой причине большинство онлайн-ретейлеров выводят задачи по складской логистике на аутсорсинг в рамках фулфилмента.
Фулфилмент - бизнес-процесс, который включает в себя комплекс последовательных операций, которые начинаются с момента поступления продукции на склад, и до момента получения покупателем заказанного товара. Как правило, данный процесс имеет такое наименование, будучи выведенным на аутсорсинг. Данный способ позволяет сэкономить как денежные ресурсы, так и время, и позволяет предпринимателю сосредоточиться на основном виде деятельности - продаже товаров и поиску новых клиентов, расширению бизнеса. Онлайн-ретейлеру для принятия решения необходимо провести оценку масштабов его текущего бизнеса. В случае, если число отправок стандартных для магазина заказов в течение месяца находится в пределах от 1 до 500, в таком случае у организации отсутствует необходимость выстраивать сложные логистические процессы. В данном случае подготовкой отправлений можно заниматься самостоятельно, или делегировать одному из сотрудников компании. Когда ежемесячный объем отправок превысит значение в 500 единиц, тогда фулфилмент экономически целесообразно организовывать внутри организации, назначив ответственным за выполнение данной задачи отдел продаж. Выводить фулфилмент на аутсорсинг, как принято в практике рынка складской логистики, выгодно, если число отправок составляет более 100 в день, или 3 тысяч в месяц.
Заключительный этап логистического процесса интернет-магазина - транспортная логистика. Она является самым важным и требовательным к качеству исполнения этапом. Без него невозможна эффективная и не вызывающая нареканий работа онлайн-ретейлера. Именно этим критерием так сильно отличается стандартная розничная продажа товаров в магазинах от покупок в Интернете - доставкой заказа до конечного покупателя. И следующий этап, с которым сталкивается любой онлайн-магазин - организация транспортной логистики.
Если компания могла экономить на предыдущих этапах процесса логистики, принимая решения в пользу снижения издержек, и возможно, в ущерб скорости и качеству процессов, то на данном этапе экономия средств может сказаться на одном из ключевых факторов процветания любого бизнеса - репутации фирмы.
1.3..2 Особенности интернет-ритейла
Организация логистики должна учитывать особенности интернет-ритейла. Товар не всегда находится у продавца. Возможна партнерская программа, которая формирует горизонтальную логистическую цепочку, (документы оформляются от имени конечного продавца, а доставка осуществляется со склада партнера, выставившего свой товар на сайте). Возможна продажа непроизведенного товара - по заказу покупателя создается индивидуальная продукция. В этом случае, до момента создания конечного продукта необходима поставка на склад производителя материалов или комплектующих. Самый простой вариант организации логистики - поставка товара со склада магазина розничной торговли. Номенклатурная группа, как правило, является небольшой, товар упорядочен на полках, поэтому его поиск не составляет большого труда. Рассмотрим этапы прохождения заказа интернет-магазина по логистической цепи, при условии наличия собственного склада у интернет - продавца.
-
Создание клиентом заказа на сайте интернет-магазина.
2. Передача заказа в информационную систему.
3. Подтверждение заказа клиента по телефону или e-mail.
4. Оповещение отдела продаж о поступлении заказа.
5. Запрос отдела продаж к информационной системе о состоянии склада.
6. Обмен между складом и информационной системой о состоянии запасов.
7. При отсутствии требуемого товара на складе генерация запроса в отдел закупок.
8. Уведомление поставщика о планируемой закупке.
9. Доставка заказа на склад.
10. Ввод данных службой закупки о произведенной закупке.
11. Передача заказа в службу доставки.
12. Доставка заказа покупателю, прием денежных средств.
13. Прием покупателем заказа и подпись документов для службы доставки.
14. Возврат службой доставки денег и документов.
15. Присвоение заказу статуса «выполнен» и занесение его в историю заказов [10].
Грамотная организация работы склада сильно влияет на успех онлайн-продавца. При неправильной организация работы интернет-магазин проиграет битву за потребителя более успешным ритейлерам.
Необходимо отметить, что между складской обработкой традиционного ритейла и интернет-торговлей, существует разница. Традиционный ритейл, как правило, работает с меньшей номенклатурой товара, большими партиями, и определенной географией поставки, в то время как количество заказов интернет-продавца может достигать нескольких тысяч за один рабочий день, география доставки разбросана по большей территории. В этом случае, применение традиционной схемы работы и существующего программного обеспечения может существенно затормозить процесс обработки заказов.
Арендовать помещение под склад полностью, или занимать только его часть, выбирать минимально пригодное для хранения и производства логистических операций - это зависит от финансовых возможностей и масштабов интернет-ритейлера. Но есть основные моменты, которые необходимо учитывать в организации работы склада: целесообразно разделение территории на зоны по видам технологических операций, выделение «горячих» и «холодных» линий, горизонтального или вертикального распределения резервного и отбираемого запасов [5]. Это позволяет автоматизировать прием, размещение, хранение, обработку и отгрузку товаров, минимизировать временные издержки, упорядочить работу персонала на различных участках, эффективно распределить сферы ответственности, сократить время сборки товара при формирования поставки.
В работе склада наиболее трудоемкими и затратными по времени являются операции ручной отборки и подготовки товаров.
Ускорить процесс сборки товаров позволяет правильное размещение групп товаров по линиям, адресное хранение, выделение товаров пользующихся наибольшим спросом и распределение его в нескольких точках сборки.
В настоящее время на рынке IT-технологий представлен большой выбор ERP, WMS и CMS-программ, позволяющих оптимизировать работу склада, сократить временные издержки и автоматизировать бизнес-процессы. Выбор продукта, целесообразность приобретения и внедрения и зависит от комплекса производимых операций, возможности интеграции с корпоративной системой, размера, финансовых возможностей и стратегических целей компании.
Рынок интернет-торговли является динамичным и высококонкурентным. Чтобы оставаться в лидерах, необходимо постоянно вносить улучшения и изменения, минимизировать риски и финансовые издержки. Организацию складской логистики можно осуществлять самостоятельно либо на начальном этапе становления интернет-бизнеса, либо если не планируется увеличения номенклатуры товара. В этом случае подойдет минимально оборудованное помещение и недорогое программное обеспечение. В процессе роста интернет-магазина возникнет ситуация, при которой необходимо будет дополнять новыми звеньями существующую схему складской логистики, при этом стоимость ошибки может быть очень высокой. При усложнении складской логистической схемы необходимо укомплектовать штат компании профессионалами, имеющими достаточный опыт в обслуживании ритейла, внедрить необходимые улучшения и изменения, либо передать обслуживание склада профессионалу на рынке складской логистики, обладающему всем необходимым набором параметров.
1.3.3 Современные тенденции развития логистики интернет-магазина
Ни у кого не вызывает споров, что будущее логистического сервиса - за развитием IT технологий. И это развитие подразумевает не просто технологическое усовершенствование существующих функций, а создание на базе IT-решений принципиально новых видов сервиса - автоматизация подбора маршрута (с вариантами по разным параметрам), трекинг[6]] (онлайн отслеживание), клиентские блоки (для интегрированных Заказчиков) и пр. В этом случае основные функции IT[7]
будут меняться от простого обеспечения работы единого информационного пространства компании к развитию ее сервисного уровня, что и станет генеральной функцией IT-секторов логистических компаний 4 и 5-го уровней.
Многие передовые зарубежные компании передают свой товар на логистический аутсорсинг 3PL, 4PL, 5PL - операторам. Используются склады классов «А» и «В». Логистический аутсорсинг занимает пока 17% в мировом рынке, из них на Европейском рынке - 19,4%, в Китае - 18%, США - 15%.
3PL -- означает предоставление комплекса логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.
По данным «Совета специалистов по управлению цепочками» 3PL оператор - это фирма предоставляющая множество логистических услуг для клиентов. Предпочтительно, чтобы эти услуги были интегрированы , или предоставлялись отдельно . 3PL операторы предоставляют услуги - грузоперевозок, транспортная логистика, складирование, хранение товаров, ответственное хранение, кросс доркинг, управление запасами, упаковку и экспедирование грузов.
Существует 4 категории 3PL операторов:
- Standard 3PL Provider: это самая основная форма 3PL-оператора. Они берут на себя обязанности: отборки и упаковки, складирования и распределения - самые основные функции логистики. Для большинства этих фирм, 3PL функция не является их основной деятельностью.
- Service Developer: этот тип 3PL оператора будет предлагать своим клиентам расширенные услуги с добавленной стоимостью, такие как: системы обнаружения и отслеживания конкретной упаковки или предоставление уникальной системой безопасности. Такие операторы делают упор на наличие у них совершенных WMS систем и будут склонять клиента для внедрения все большего количества IT сервисов.
- The Customer Adapter: этот тип 3PL оператора приходит на помощь клиенту и по сути берет на себя полный контроль над логистической деятельностью компании. 3PL оператор улучшает логистику резко, но не развивает новые услуги. Клиентская база для этого типа 3PL оператора, как правило, весьма мала.
- The Customer Developer: это самый высокий уровень, который 3PL оператор может достичь в отношении его процессов и видов деятельности. Это происходит, когда 3PL оператор интегрируется с клиентом и берет на себя всю функцию логистики. Такие операторы будут иметь всего несколько крупных клиентов, но будут выполнять очень обширный объем задач для них.
4PL Слияние функций всех организаций, участвующих в процессе поставки продукции. В задачу 4PL-провайдера входят планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика.
Основные организационные структуры, отличающие 4PL-оператора от более низких уровней:
-отдел закупок: охватывает весь спектр деловых контактов с поставщиками продукции заказчика, включая оформление с ними договорных отношений, а также занимается решением проблем с сертификацией поставляемого клиенту товара и его таможенным оформлением;
-отдел по управлению запасами: отвечает за пополнение партий товаров на основании информации от заказчика, а также контролирует уровень продаж товара через точки реализации;
-отдел бренд - менеджмента: проводит маркетинговый анализ рынка для корректирования продаж того или иного бренда предприятия-заказчика.
Главное отличие 4PL-провайдера -работа с организацией-клиентом на основе ERP-системы; эта система способна свести к минимуму риски в логистической цепочке заказчика.
5PL -провайдер - логистический аутсорсер , оказывающий весь комплекс услуг за счет использования глобального информационно-технологического пространства. Этакий «виртуальный» логистический партнер, у которого в руках вся информация о логистических возможностях участников рынка и высокотехнологичный IT-продукт, позволяющий строить самые оптимальные логистические цепочки. Собственных материальных, финансовых, рабочих и др. ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок, у такого оператора может и не быть.
В отношении перспектив развития этого уровня логистики мнения экспертов сильно различаются. Некоторые вообще утверждают, что введение определения 5PL - это скорее маркетинговый ход, чисто теоретическое построение. Ничего принципиально нового в практику логистической деятельности он не привносит, а лишь совершенствует 4PL-уровень - автоматизирует и оптимизирует работу по поиску логистических решений.