Файл: Тема Сущность и роль налоговых платежей (2023) План Сложное понятие фискальное взимание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уплата же парафискальных платежей всегда носит строго целевой характер, определяемый нормами права в каждом конкретном случае, для реализации публичных интересов. Выполнение такой задачи возлагается на юридическое лицо публичного или частного права, не являющегося центральным или местным органом государственной власти, по поручению государства, оформленного нормативным правовым актом. При этом многие авторы уточняют, что парафискалитет взимается для достижения не любой публичной цели, а обязательно социально-экономической либо для финансирования определенных мероприятий. Например, третейские сборы идут на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ. А, например, обязательные взносы на капитальный ремонт идут на финансирование расходов, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по осуществлению капитального ремонта в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Е. Л. Васянина пишет, что целью взимания парафискальных платежей является «защита прав и интересов определенной группы субъектов». Так, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» фонд формируется в целях защиты интересов потребителей услуг в сфере связи .

Некоторые авторы выделяют особую разновидность фискальных сборов. Отдельные элементы таких обязательных платежей закреплены не законом или подзаконным нормативным правовым актом, а договором, заключаемым между плательщиком и лицом, на которого государством возложена обязанность по аккумулированию соответствующих средств. Такие отношения обладают некоторыми признаками, характерными для гражданского права, и сочетаются с почти всегда четко выраженной возмездностью и эквивалентностью.

В качестве примера рассмотрим плату за пользование водным объектом или его частью, предусмотренную главой 3 Водного кодекса РФ29. Так, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование за плату на основании соответствующих договоров водопользования. Эти договоры заключаются между исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления и водопользователем водного объекта или его части. Следовательно, для конкретного плательщика такие существенные элементы обязательного платежа, как размер, сроки и порядок уплаты, устанавливаются не федеральным законодательством, а договором водопользования.


Парафискальный платеж также может быть установлен посредством издания подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственного уровня, а порой и локальных актов организации, в пользу которых они уплачиваются. Например, большая часть положений, регулирующих порядок установления и взимания страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов, закреплена на законодательном уровне, а именно в Федеральном законе от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». При этом конкретные размеры базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок, порядок исчисления расчетной базы, а также перечь банков, к которым применяются дополнительные и повышенные дополнительные ставки страховых взносов, определены в решении Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протокол № 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов» .

Некоторые отношения, связанные с аккумуляцией, распределением и расходованием фондов денежных средств, формируемых за счет уплаты парафискалитетов, могут возникать на основе договора, заключенного между сторонами, т.е. могут содержать диспозитивные элементы. Например, в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательство по уплате страховых взносов, уплачиваемых в негосударственные пенсионные фонды, конкретизируется в соответствующем пенсионном договоре, т.е. уже в гражданско-правовой плоскости.

В итоге можно говорить о том, что на сегодня в системе обязательных платежей Российской Федерации существует большое разнообразие неналоговых платежей. Среди них выделяются фискальные сборы и парафискальные платежи. Они обладают рядом общих признаков. В частности, в обоих случаях это неналоговые платежи, обязанность их уплаты может вытекать не из закона, а из подзаконных нормативных правовых актов и т.д. Но есть и ключевое различие, учитывая которое можно говорить о правомерности обособления таких платежей в самостоятельные группы. Это специфика фонда денежных средств, формируемого в процессе уплаты таких платежей. Средства от уплаты фискальных сборов в полном объеме поступают в бюджет соответствующего уровня. В тех случаях, когда аккумуляция фискального сбора осуществляется уполномоченным юридическим лицом, не являющемся органом государственной власти, органом местного самоуправления, такая деятельность осуществляется исключительно за счет субсидий из бюджета. Средства от уплаты парафискального платежа поступают в фонд юридического лица, выполняющего специальные функции, отражающие публичный интерес. В этом случае происходит замена механизма финансирования государством деятельности, направленной на выполнение публичных задач. Так, платеж поступает не в бюджет, из которого выделяются субсидии конкретной организации, выполняющей публичные функции, а непосредственно в адрес такой организации.



Таким образом, можно выделить следующие признаки парафискальных платежей.

В первую очередь уплата парафискалитета носит обязательный характер. При этом существенные элементы такого платежа устанавливаются не всегда на основе закона — нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой. Некоторые из таких элементов могут быть установлены актами органов исполнительной власти, т.е. посредством издания подзаконных правовых актов, в том числе ведомственного уровня.

Во-вторых, средства от уплаты парафискального платежа поступают в обособленный от бюджета фонд. Как правило, такие фонды находятся во владении частного юридического лица либо юридического лица, созданного (учрежденного) по инициативе государства и не являющегося органом государственной власти, местного самоуправления. Само по себе право взимать парафискальные платежи возникает у таких лиц в результате принятия государством решения об осуществлении финансового обеспечения выполнения соответствующей деятельности не путем субсидий из государственного бюджета, а путем сбора в пользу таких лиц необходимых финансовых средств непосредственно с населения и юридических лиц. При этом Е. Л. Васянина отмечает, что такие специальные фонды создаются и в рамках бюджетной системы страны (например, резервный фонд операторов связи). Она указывает также на ограниченный перечень случаев, когда у субъекта возникает обязанность по уплате парафискалитета и, как следствие, по формированию такого специального фонда (субъекты, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере эксплуатации особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов).

Следует обратить внимание на то, что средства от уплаты парафискального платежа поступают именно в фонд юридического лица, осуществляющего публичные функции. В результате этого происходит их обособление. Данные средства идут на покрытие всех расходов, связанных с выполнением публичной функции соответствующим лицом, а не ограничиваются текущими расходами. Подобный подход позволяет не включать третейские сборы и нотариальный тариф, уплачиваемый в пользу нотариуса, занимающегося частной практикой, в группу парафискалитетов. Дело в том, что целью уплаты таких платежей является покрытие текущих расходов, связанных с осуществлением публичной функции, и не формируется обособленный фонд денежных средств. В данном случае законодательное закрепление порядка определения размера и
уплаты платежа является не чем иным, как государственным регулированием тарифов.

В-третьих, уплата парафискальных платежей носит строго целевой характер, определяемый нормами права в каждом конкретном случае для реализации публичных интересов. Выполнение такой задачи по поручению государства, оформленному нормативным правовым актом, возлагается на определенное лицо, не являющееся органом государственной власти, органом местного самоуправления.

Следует определить, какой интерес и какая деятельность являются публичными. На основании работ Н. Н. Косаренко36, А. А. Павлуши-ной37, Ю. А. Тихомирова38 и др., можно сделать вывод о том, что под публичным интересом следует понимать признаваемый государством определенный интерес всего общества или социальной группы, в отношении которого нормативным правовым актом установлены гарантии защиты. Соответственно, под публичной деятельностью следует понимать регламентированную нормами права деятельность, направленную на реализацию публичных интересов. Такая деятельность может выполняться как государством, так и иным уполномоченным лицом.

Следует выделить три существенных признака, характеризующих группу парафискальных платежей:

1 . Это обязательный платеж, отдельные элементы которого могут быть установлены нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и иных уполномоченных субъектов.

2. Средства от его уплаты поступают в обособленный от бюджета фонд, как правило, находящийся в ведении частного юридического лица или юридического лица, созданного по инициативе государства и не являющегося центральным или местным органом государственной власти.

3. Такой обязательный платеж взымается в целях финансирования выполнения специальных функций, отражающих публичный интерес, соответствующим юридическим лицом.

Сочетание этих признаков позволяет выделить особенность целевого характера взимания парафискального платежа. А именно при установлении парафискального платежа нормативным правовым актом происходит закрепление доходов от поступления парафискального платежа за заранее определенными расходами. Это позволяет говорить о том, что, во-первых, такое закрепление ограничивает направление доходов от уплаты парафиска-литетов на финансирование общих расходов бюджета, даже если такие доходы учитываются в доходах бюджета (отчисления в резерв универсального обслуживания). Во-вторых, при определении элементного состава платежа (объект, база, ставка) публичная власть исходит из предполагаемой величины расходов, связанных с осуществлением финансируемой таким образом деятельности. То есть величина доходов определяется соответствующей ей величиной расходов. Такой особенностью целевого характера не могут обладать иные обязательные, фискальные платежи.


В литературе выделяются и иные признаки. А. Ю. Долгова обращает внимание на то, что парафискальный платеж в некоторых случаях носит компенсационный характер. Так, в размер платежа включаются затраты организации, в пользу которой уплачивается парафи-скалитет, связанные с достижением целей, на реализацию которых этот платеж взимается. Компенсационность не тождественна возмездности — предоставление какой-либо услуги, льготы или иного преимущества в ответ на уплату парафискалитета не имеет стоимостного характера. Кроме того, предоставление «преимущества» получателем платежа идет параллельно с движением денежных средств от плательщика соответствующего парафискалитета39 .

И. И. Кучеров40 и А. А. Ситник41 указывают на особенности принуждения, которым обеспечивается уплата парафискальных платежей. Такое принуждение может исходить не только от компетентных государственных органов, как при уплате налогов, но и от иных лиц, в том числе от частных юридических лиц, в фонд которых происходит уплата парафискальных платежей. В этом случае государство делегирует субъектам, не являющимся органами государственной власти и местного самоуправления, не только полномочия по взиманию, но и полномочия по обеспечению взимания таких средств. Например, из смысла п. 5 ст. 1242 ГК РФ следует, что аккредитованная организация вправе предъявлять требования в суд по взысканию средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

Некоторые авторы отмечают временный характер парафискалитетов. Это выражается во временности существования юридических лиц, созданных государством, для финансирования деятельности которых устанавливается парафискалитет. А также в «тестовом» характере такого платежа: вводя парафискальный платеж в определенной сфере общественных отношений, государство определяет эффективность поступления дохода.

Следует добавить, что на сегодня практика финансирования публичных функции с помощью установления парафискальных платежей широко применятся государством. Так, существует законопроект, предполагающий взимание обязательного платежа, целью сбора которого является формирование фонда денежных средств для осуществления выплат вознаграждения за использование произведений на условиях глобальной лицензии43 .

И последнее: следует указать на незначительность финансового результата при взыскании парафискалитета по сравнению с поступлениями от налогов и сборов. Можно полагать, что это обусловлено тем, что он служит формированию финансовых ресурсов определенной организации для выполнения известных публичных функций и не предполагает использования в качестве универсального финансового средства44 .