Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из данных критериев, можно заметить огромную разницу между организацией невротической, пограничной и психотической структур личности.
Люди с невротической структурой личности обладают интегрированным чувством идентичности, их поведение имеет некоторую непротиворечивость, целостность. Они способны описать и понимать себя и окружающих их других людей, как цельные образы, включающие и отрицательные, и положительные характеристики, недостатки и достоинства, как темперамента, так и характера, ценностных ориентаций и т.д. В их восприятии себя есть четкая граница между собственным ощущением себя и ощущением других, как отдельных от него людей.
Для возможности справиться с переживаниями и стрессами невротики выбирают зрелые защиты, такие как вытеснение, рационализация, интеллектуализация, изоляция. У них сохранена способность к тестированию реальности, и способность оценивать себя и других реалистично и глубоко. Им не знакомы галлюцинации и бред, отсутствуют явно неадекватные формы мышления и поведения, и они испытывают эмпатию и понимание по отношению к переживаниям других людей. Свои симптомы они воспринимают как проблематичные и иррациональные. Имеют наблюдающую и ощущающую части собственного «Я», то есть могут рефлексивно наблюдать за теми состояниями, которые переживают.
Невротики обладают способностью ставить под сомнения свои убеждения, они находятся в постоянном поиске истины, стараются жить и быть полезными для других людей, заслужить любовь и понимание этого значимого для них другого человека, совесть и моральные ценности довлеют над их истинными желаниями, которые они могут игнорировать или вытеснять.
Конфликт возникает в плоскости их желания и тех препятствий, которые преграждают путь к его осуществлению, но являются, по их собственному мнению, делом их собственных рук.
Психоаналитическая терапия с невротиком направлена на смягчение его защит и на получение доступа к бессознательному подавляемому желанию, чтобы его энергия могла быть освобождена для более конструктивной деятельности. Другими словами, целью терапии в данном случае можно считать устранение бессознательных препятствий для получения полного удовлетворения в любви, работе и развлечении.
Фрейд считал Эдип ядром невроза. Невозможность инвестировать за пределы семейного круга. Поло ролевые отношения (нарушены полоролевые отношения у мамы и папы)
16. Особенности формирования и развития психотической структуры личности.
Люди с психотической структурой личности внутренне намного более опустошены и дезорганизованы, чем другие. Тех, кто находятся в состоянии острого психоза отличить от других не трудно - психозы проявляются посредством бреда, галлюцинаций, алогичного мышления. Однако в современном обществе много людей, которые находятся на психотическом уровне организации личности, но их внутренняя сумятица не заметна на поверхности, если они не подвержены сильному стрессу. Поэтому важно понимать, что таких людей отличает от остальных. Психотики имеют серьезные трудности с идентификацией – настолько, что они не полностью уверены в собственном существовании, они не могут связно описать себя и других знакомых им людей и отнестись критически к собственным характеристикам.
Им характерны примитивные защитные механизмы: уход в фантазии, отрицание, тотальный контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциации.
Но главная отличительная черта - это отсутствие тестирования реальности, то есть отсутствие понимания задаваемых вопросов, неадекватные чувства или поведение по отношению к терапевту или другим значимым людям и событиям, наличие в прошлом галлюцинаций, бреда и неспособность критически к ним относиться. Границы между внешними и внутренними переживаниями у таких людей размыты, а также существует явный дефицит базового доверия.
Те, кто склонен к психотической дезорганизации, испытывает чувство незащищенности в этом мире и всегда готов поверить, что распад неизбежен.
Природа их основного конфликта лежит в плоскости – жизнь или смерть, существование или уничтожение. Поэтому для выживания психотикам приходится уходить в вымышленный ими мир, неподвергаемый сомнениям, логически ими же очень обоснованный и очень сильно оберегаемый от посторонней критики и вмешательств.
психоаналитическая терапия с психотическим пациентом
должна быть нацелена на упрочнение защит, чтобы справиться с примитивными порывами, а также на развитие способности более легкого переживания реальных стрессовых обстоятельств, то есть на адаптацию мышления такого человека к конкретным жизненным ситуациям.
Главное что не хватает психотику – границ между собой и объектом. У психотика внутренний мир перпутан с реальностью. Касается первого года жизни (ребенок не понимает различий между внешним и внутренним). Если мать чувствует и смягчает эмоции ребенка, контенирует их – тогда у ребенка формируется нормальная структура. А если мать холодная или истерическая – то возникает нарушение у ребенка.
18.Особенности формирования и развития пограничной структуры личности.
Люди с пограничной структурой личности находятся посредине невротически-психотического континуума, поэтому их реакции можно охарактеризовать как качающиеся между этими двумя крайностями. Их ощущение собственного «Я» полно противоречий и разрывов, однако, в отличие от психотиков, ощущение непоследовательности и прерывности у них не сопровождается экзистенциальным ужасом, а связано с сепарационной тревогой.
Также, не смотря на проблемы с идентичностью, в отличие от психотиков они знают, что таковая существует, у них сохранена способность к тестированию реальности, то есть отсутствуют бред и галлюцинации, хотя присуща склонность к магическому мышлению. В отличие же от невротиков они в большей мере полагаются на примитивные защиты, такие как расщепление, примитивная идеализация, отрицание и всемогущество.
Центральный конфликт пограничных клиентов заключается в том, что когда они чувствуют близость с другой личностью, они паникуют из страха поглощения и тотального контроля, а чувствуя себя отделенными, ощущают травмирующую брошенность. То положение, когда ни близость, ни отдаленность не удовлетворяют, изматывает их самих и людей, которые находятся рядом с ними.
Способность наблюдать свою патологию у пограничников сильно ослаблена. Панические атаки, депрессии или болезни, которые, по мнению пациента, связаны со стрессом, характеризуют их специфические жалобы.
Целью психоаналитической терапии с пациентами, обладающими пограничной структурой, является развитие целостного, надежного, комплексного и позитивно значимого ощущение самих себя
. Наряду с этим процессом происходит развитие способности полноценно любить других людей, несмотря на их изъяны и противоречия.
Особенности формирования – в ранних нарушениях, но они не так критичны как у психотика. Есть предстваление о внешнем и внутреннем. Тестирование реальности – главный критерий отличия. У психотика -бред и галлюцинации, у пограничного – нет!
Анаклетические объектные отношения – ребенок не мог почувствовать что родиттель рядом, когда он понадобтится. Страх потери родителя. Поэтому суицидные истории – объект является опорой, и страх его потерять. Окружение не создало базовое ощущение ощущение спокойствия и уверенности.
19. Особенности развития переноса и контр-переноса в психоаналитической ситуации.
Перенос - перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к значимым людям из детства, на человека, включенного в текущие межличностные отношения.
Исходными фигурами чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства.
Перенос воспроизводит первые детские привязанности.
Пациент настолько сосредоточивается на фигуре аналитика, что развивается невроз переноса, воссоздающий картину детского невроза. Перенос — понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента.
Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение.
Перенос может быть причиной сильнейшего сопротивления анализу, но может быть также его союзником. Ибо благодаря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения. Перенос отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его проявления часто бывают амбивалентными.
Негативный перенос и позитивный. Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа.
Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического процесса.
Hеакции переноса обладают такими характеристиками, как повторяемость, неуместность, интенсивность. И прослеживание предшественников фигуры переноса является важным источником информации об образовании специфической реакции переноса. Другими словами, мы пытаемся ответить на вопрос: «По отношению к кому вы испытывали такое чувство в прошлом?» и «Когда вы чувствовали себя так в прошлом?» Эти вопросы могут повезти нас в разных направлениях, но, в конечном счете, мы надеемся установить, в отношении какого объекта из прошлого (материнского, отцовского, сиблинга) и при каких обстоятельствах данная реакция была адекватна. Реакция переноса пациента в отношении аналитика является неадекватной и неуместной, но она соответствует чему-то или кому-то в прошлом. Терапевту предлагается давать имена этим ролям в качестве гипотезы, которую нужно проверить и уточнить на основе реакций пациента. Перенос, как автоматическое, бессознательное воспроизведение переживаний прошлого, отличается от рабочего альянса, представляющего собой сознательное взаимодействие между аналитиком и пациентом. Желание пациента сотрудничать дополняется стремлением аналитика помочь ему достигнуть инсайта, понимания и сознательного контроля. Такой альянс предполагает терапевтическое расщепление Я пациента: одна часть Я отщепляется и наблюдает за частью, которая переживает. Прочный терапевтический альянс часто является необходимым условием продолжения анализа в период выраженного негативного переноса.