Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Основные психологические характеристики культуры с позиции психоанализа.

Психоаналитическое учение Фрейда о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Такой взгляд на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания.

Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми. К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п. 

Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии либидо. В работе Неудовлетворенность в культуре (1930) Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию коллективным неврозом, наличие в психике у человека типических форм реагирования.

В целостной форме свою культурологическую концепцию 3. Фрейд изложил в книге Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии (1913) и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, — общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие — происхождение). 

Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между психологией первобытных народов и невротиков.


Образ отца был заменен на тотемическое животное, на которое был перенесен запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убивают и поедают. Этот ритуал, включающий и оплакивание жертвенного животного, служил напоминанием о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. Здесь 3. Фрейд связывал воедино основные тезисы психоанализа — Эдипов комплекс, вражду к отцу, тайное желание смерти отца, первичную травматическую ситуацию, трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства). 

Таким образом 3. Фрейд стремится объяснить происхождение религии. Тотемическая религия произошла, — писал он, — из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну цель — реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству. 

В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил примеры фобий (боязни) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова, лошадь и т. д.). Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на животное. Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти. Аналогичным образом 3. Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства. Громадное большинство людей, — замечал он, — нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними... Из психологии индивида мы узнали, откуда происходит эта потребность масс. Это тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских дней. Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний. 



Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида — участника ритуала Фрейд развивал в работах Навязчивые действия и религиозные обряды (1907) и Будущность одной иллюзии (1927). Обосновывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, — это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными влечениями. В соответствии с этим, религия — универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида. 

Последующую систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе «Я и Оно» (1923). В ней 3. Фрейд дополняет принцип удовольствия, влечение к Эросу стремлением к смерти (Танатос) как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно (id) — глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. Я (Ego) — сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной). Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре. 

Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями личности. Данная структурная схема — универсальный способ объяснить поведение, деятельность человека современной и архаической культуры, нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти. Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру) — религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Например, религия — это фантастическая проекция во внешний мир неудовлетворенных влечений. 


Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. И Фрейд с горечью констатирует: «Сколь же сильным должно быть выдвинутое культурой против агрессивности средство защиты, если последнее способно делать людей не менее несчастными, чем сама агрессивность!»

Культура, по мнению фрейдистов, является проекцией индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд в основу понимания культуры положил убеждение в антагонизме природного начала в человеке и культуре. Он считал, что в культуре, в её императивах, нормах и идеалах лежит причина этого антагонизма. Культура по Фрейду – это накопленные человечеством все знания и умения, помогающие человеку овладеть силами природы, а также созданные людьми социальные институты. По Фрейду получается, что культура – это программа очеловечения человека, программа его интеграции в человеческий род. Под психоаналитической культурологией понимается совокупность учений, сложившихся в психоанализе, которые раскрывают психологическую обусловленность культурного творчества.

9. Психоаналитическое объяснение возникновения и природы религии.

Религия как реакция на беспо­мощность человека перед силами природы. Придание силам при­роды характера отца и превращение их в богов.

  • концепция религии как коллективного невроза;

  • • теория происхождения тотемизма, а по существу, религии вообще;

  • • исследования истории Моисея;

  • • интерпретация функций и значения религии для человека и общества и их изменение в век науки.

  • Наиболее значительным философским произведением Фрейда является его работа «Будущее одной иллюзии» (1927), посвященная религии. В основе интерпретации религии Фрейдом лежит его понимание культуры. Человек не может выжить вне социума, но сосуществование с другими людьми требует от него постоянного подавления своих внутренних влечений. Мыслитель замечает, что «всякая культура покоится на принуждении к труду и на отказе от влечений», выступая этом смысле как репрессивный механизм, главная цель которого — «защита нас от природы», причем не только окружающей нас естественной среды и ее опасностей, но и нашей собственной внутренней природы. Люди вынуждены приносить культуре «жертвы», следуя ее «требованиям», причем внешнее принуждение с ходом исторического развития человечества постепенно сменяется на внутреннее, действующее за счет особой психологической «инстанции» — Сверх-Я. Именно Сверх-Я берег на себя функцию запрета и подавления Эроса и Тапатоса — наших внутренних либидозных инстинктов и импульсов, приобщая таким образом человека к социальности и нравственности. При этом религиозные представления Фрейд называет «важнейшей частью психического инвентаря» культуры.

  • Человек из-за «гнета» культуры испытывает к ней враждебность, однако готов с этим мириться, поскольку она защищает нас от природы, и первый шаг, который делается в этом направлении, — это «очеловечевание» сил природы, что делает контакт с ними возможным и понятным для человека и помогает преодолеть страх. Изначально в основе представлений о духах и богах лежит прообраз отца, выражающий инфантильные стремления (концепция религии как коллективного невроза).Уже здесь в арсенале культуры используются в первую очередь религиозные представления.

  • Религия выполняет и другие важные функции: примиряет с неизбежностью смерти, обещает вознаграждение за все страдания, несправедливости и невзгоды, предлагает свою картину мира. Со временем акценты в религиозных представлениях смещаются, отвечая вызовам эпох. Так, Фрейд считает, что религия является «порождением беспомощности собственного детства и детства человеческого рода», нацеленной на то, чтобы сделать эту беспомощность переносимой. Соответственно, религиозные представления — не больше чем иллюзии, основывающиеся в наше время лишь на вере, а не на аргументах разума.

  • Фрейд задавался вопросом о том, играет ли религия для человечества столь позитивную роль, на которую она претендует. Сделала ли она людей счастливыми и более нравственными, ликвидировала ли недовольство культурой, примирила ли человечество? На этот вопрос мыслитель давал отрицательный ответ. Современное общество, менее религиозное, чем в предшествующие века, с точки зрения Фрейда, не стало от этого более несчастным. Напротив, научный прогресс значительно облегчил жизнь человечества. Кроме того, наука взяла на себя главную функцию религии — защиту от природы, в связи с чем Фрейд полагал, что будущего у иллюзии под названием «религия» нет, и постепенно она будет изжита человечеством


7. Теория и практика психоанализа в постфрейдовский период (неофрейдизм, теория объектных отношений, психология самости, Эго-психология, структурный психоанализ и др.).

Неофрейдисты во главе с Карен Хорни, Эриком Фроммом и Гарри Салливеном приступили к ампутации наиболее гротескных черт классического фрейдизма. Инстинкты смерти и разрушения, либидо, инфантильные сексуальные стадии, комплекс Эдипа – все было выброшено за борт. Называя свою новую, прилизанную теорию "культурный психоаналитический подход", они претендовали на то, что связали психику с культурой и обществом, в котором живет индивид. Они утверждали, что психическое заболевание есть следствие социально-культурных факторов. Они даже требовали коренных изменений в обществе для уменьшения числа психических заболеваний. Так, например, Фромм призывает к социализму, правда в его собственной версии.

неофрейдисты, как и фрейдисты, объясняют поведение человека деятельностью бессознательного. Кроме того, они также объясняют психические заболевания динамикой бессознательных процессов. Подобно Фрейду, неофрейдисты сохраняют понятия вытеснения и сопротивления и используют те же самые психоаналитические методы, изобретенные Фрейдом: толкование сновидений, свободные ассоциации, трансфер и т.д.17

Сходство фрейдизма и неофрейдизма– в их общем пониманий бессознательного как двигателя человеческого поведения, в подчеркивании роли вытеснения и применении психоаналитической техники. Объединяет их также анализ культуры и общества, основанный на бессознательном. Неофрейдизм – приправа к главному блюду Фрейда – бессознательному, – учитывающая роль социальных и культурных факторов в детерминации нормальных и патологических явлений человеческой психики.

Подобно Фрейду, неофрейдисты применяют свою теорию как к психически больным, так и к здоровым людям. Карен Хорни заявляет: "Различие между невротиком и нормальным человеком чисто количественное"

Теория объектных отношщений Мелани Кляйн в основном базируется на травматической и топографической моделях Фрейда, то есть, она придерживается расширенного толкования теории инстинкта смерти и развивает свою собственную комплексную терминологию. Одним из базовых положений ее теории является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти