Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25. Особенности психоаналитической работы при невротической структуре личности пациента.

С невротиками: классический психоанализ и вскрывающая техника терапии

Цель: разрешение внутрипсихического конфликта между Я, Оно и Сверх-Я, выход из Эдипального конфликта

большее способствование регрессии пациента:

интенсивность - 3-5 раз в неделю (min2 раза)

кушетка

большая степень закрытости аналитика как личности

техническая нейтральность

поощрение пациента к самостоятельной психической работе:

меньше интервенций, больше молчания и слушания

вопросы на саморефлексию

интерпретации, вскрывающие:

внутрипсихический конфликт между влечениями Оно и запретами Сверх-Я

механизмы Эго-защит и их функции

генетические интерпретации (сравнение с прошлым/детством)
Пациент: свободные ассоциации

Аналитик: равномерно распределенное / свободно плавающее внимание, интерпретации, техническая нейтральность

Анализ сновидений и бессознательных фантазий

Поддержание сеттинга (рамок, границ)

Цели психоанализа: улучшить психическое состояние клиента – внутренние изменения,

помочь ему в разрешении его жизненных затруднений – внешние изменения.
Цели психоаналитической психотерапии (Мак-Вильямс Н. Формулирование психоаналитического случая.)

Мак-Вильямс: Оценка неизменяемого

Оценка развития

Оценка защит

Оценка аффектов

Оценка идентификаций

Оценка паттернов отношений

Оценка самоуважения

Оценка патогенных убеждений)
ослабление симптомов

инсайт и достижение/расширение понимания

увеличение личной инициативы и личной свободы, осознание себя в активной позиции

формирование надежной идентичности

повышение реалистичного самоуважения в контексте собственного несовершенства

осознание и управление чувствами

увеличение силы Эго и связности самости

любовь, работа, игра и зрелая зависимость

удовольствие и спокойствие
23. Личный анализ консультанта. Практика личных супервизий психоаналитически ориентированного специалиста.


Общие принципы работы психоаналитика:

ведение случаев под супервизией:

-подготовка к супервизии

-регулярность

личный анализ:

-самопознание и улучшение своего психического состояния

-тренинговый анализ

-повторный

Во-первых, будущий специалист должен на собственном примере убедиться, что у него есть бессознательное, а вскрытые психоанализом механизмы работают, теория психоанализа реально отражает законы психического функционирования и проявления тех или иных психических феноменов. Во-вторых, он должен почувствовать себя в роли пациента, чтобы лучше понимать, какие переживания тот испытывает в процессе терапии. И в-третьих, будущий специалист должен максимально проработать собственные проблемы, чтобы затем не привносить их в терапию и не отыгрывать на пациенте. Эти правила не утратили своей актуальности и продолжают реализоваться всеми существующими школами психоанализа.
Личный анализ – это тот инструмент, благодаря которому специалист преследует две цели. Первая – освободиться от своих проекций, т.е. тех личных внутренних состояний и эмоций, которые он присваивает другому в различных ситуациях, в т.ч. и в работе с пациентом. Психоаналитик, прошедший личный анализ, чётко отслеживает, в какой момент включаются его проекции и не переносит их на пациента. Другая цель – что называется «на своей шкуре» прочувствовать динамику психоаналитического процесса. Получить понимание, что в тот или иной момент психоаналитической сессии происходит с пациентом. Научиться работать с переносом и сопротивлением пациента, так как некогда с его переносом и сопротивлением работал тренер-психоаналитик. 
Тренинговый анализ кандидата является одной из важнейших составляющих профессионального психоаналитического тренинга. В его задачи входит:

1.1. Необходимость убедиться на собственном опыте в реальности функционирования бессознательного переноса, сопротивлений и защит, и в целом – в адекватности психоаналитической теории на практике.

1.2. Обязательность познания и понимания чувств и переживаний, которые испытывает пациент, приходя в анализ.

1.3. Профессиональная целесообразность глубокой проработки собственных комплексов и проблем, чтобы не привносить их затем в процесс психоанализа и не отыгрывать их на клиентах.
Под супервизией клинического случая (супервизорской сессией) понимается рабочая встреча стажера и супервизора в рамках учебно-методической подготовки, в течение которой ведется совместная проработка психоаналитически ориентированной практики стажера, затрагивающая теоретические, методологические и технические аспекты психоанализа, вопросы дифференциальной диагностики, а также обсуждение возможного влияния собственных проблем стажера на процесс его взаимодействия с клиентом.



Супервизия включает доклад стажера об истории развития и формирования личности клиента, предъявляемых проблемах, дифференциально-диагностическом обосновании имеющихся расстройств и динамике терапии. Кроме этого, стажер, как правило, представляет супервизору полную запись, как минимум, одной-двух последних сессий.

Вопросы по дисциплине «Научные школы и теории в современной психологии»

  1. Психологическое знание и его организация (теоретический и эмпирический уровни).

В научно ориентированной психологии следует условно противопоставлять знания описательные (феномены и факты) и знания объяснительные (теории).

Феноменологическое познание: В психологии используется описание психических явлений, которые субъект наблюдает и познает на основе самонаблюдения и самоанализа, путем интроспекции.

Результаты такого познания фиксируются на основе самоотчетов испытуемых, носят субъективно-описательный характер, составляют феноменологические данные – феномены.

Эмпирическое познание – описание результатов объективных измерений: а) взаимодействия людей с окружающим миром (поведения); б) получаемых людьми результатов при выполнении различных действий; в) физиологических функций.

Результаты такого познания фиксируются на основе объективных методов измерения, носят объективно-описательный характер и составляют эмпирические данные – факты.

Теоретическое познание – объяснение результатов эмпирического исследования (фактов) на основе предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, сущностях. Результатом познания выступают объяснительные знания – научные теории, которые в последующем позволяют предсказывать новые явления и факты на основе объяснений.

В качестве объяснительных принципов в психологии используются: теоретические предположения (гипотезы) о причинах и функционально-структурных механизмах формирования, развития, функционирования психических явлений.

Между тремя областями психологических знаний невозможно провести строгие границы и их выделение и противопоставление носит относительный характер.

Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое научное познание заключается в исследо-вании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и системати-зации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспери-ментов. 


А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. 

Научное познание и научное знание добываются в ходе наблюдений и экспериментов. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что у ученого появляется возможность изолировать изучаемый предмет от внешнего воздействия, окружая его специальными, искусственно созданными усло-виями. Эксперимент может существовать и в мысленном виде. Это проис-ходит тогда, когда невозможно изучать объект из-за дороговизны и слож-ности требуемого оборудования. Тут используется научное моделирова-ние, в ход пускается творческое воображение ученого, который выдвигает гипотезы.

Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосред-ственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отно-шений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоре-тического уровня знания. Теоретический уровень – это знание, полученное путем абстрактного мышления. 

Методы эмпирического исследования: - наблюдение, - эксперимент, получение научных фактов. Научный факт возникает как результат сложной рациональной обработки: осмысления, понимания, интерпрета-ции эмпирических объектов.

Методы теоретического исследования: - формализация, - аксиоматический метод, - гипотетико-дедуктивный метод, - идеализация.

  1. Отличие научного знания от ненаучного, научной теории от концепции.

Существуют специфические свойства науки, которые интересны с точ-ки зрения научной методологии:

1.Наука универсальна: полученные знания истинны для всей Вселен-ной;

2.Наука фрагментарна: предмет ее изучения не бытие в целом, а раз-личные фрагменты реальности или ее параметры, а сама наука подразде-ляется на отдельные научные дисциплины. Каждая научная дисциплина является определенной проекцией познания мира, она как прожектор, вы-свечивающий области, представляющие в данный момент интерес для уче-ных;

3. Наука общезначима: знания и язык науки однозначны и пригодны для всех людей, наука способствует объединению людей, живущих в са-мых разных уголках планеты;

4. Наука обезличена: ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не влияют на результаты научного познания;


5. Наука систематична: она имеет определенную структуру, а не явля-ется бессвязным набором отдельных частей;

6. Наука как творение человечества не может быть завершена: количе-ство научного знания непрерывно растет, но оно конечно, а Вселенная бесконечна и, следовательно, возможное знание также бесконечно;

7. Наука преемственна: новые знания в своей эволюции определенным образом и по определенным правилам всегда соотносятся со старыми зна-ниями;

8. Наука самокритична: даже самые основополагающие результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены;

9. Наука достоверна: научные результаты и выводы проходят про-верку по определенным, сформулированным в науке правилам;

10. Наука вне моральна: научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятель-ности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуаль-ной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению;

11. Наука рациональна: процесс получения знания представляет со-бой рациональные процедуры и основан на законах логики;

12. Наука чувственна: ее результаты могут быть подвергнуты эмпи-рической проверке с использованием чувственного субъективного воспри-ятия.
Гипотезы, которые находят подтверждения, становятся научными данными.

Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо необъективные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

 

а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;

 

б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;
а) магия;

 

б) мистика;

 

в) колдовство;

 

г) эзотерическое знание; и пр
Структура научных знаний:

1.Описательные (опытные )знания: субъективно-описательные зания (феноменологические) и объектно-описательные (эмпирические);

2. Объяснительные знания : теоретические знания - формулируются теории.

 

Опытныне познания в психологии прямых методов измерения психических явлений не существует. Мы регистрируем результат неясных, скрытых процессов, которые протекают где-то.