Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий.
Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из основных элементов:
-организационной структуры cистемы;
-общей модели системы, включая объекты мониторинга;
-комплекса технических средств;
-методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
-моделей ситуации (моделей развития ситуаций);
-информационной системы.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют:
-Учреждения и организации Росгидромета (мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера, мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы).
-Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
-МПР России (осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды).
-Минздравсоцразвития России (социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области).
-Ростехнадзор и Росатом (мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности).
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций включает:
-Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России;
-региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;
-Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;
-Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;
-Единую государственную систему экологического мониторинга;
-специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:
-сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;
-прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
-организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
-организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;
-создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;
-организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.
К силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относят силы и средства наблюдения и контроля в составе:
-служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
-формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
-ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
-служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
-геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
-учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности. Главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету
, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в различных режимах:
-режиме повседневной деятельности,
-режиме повышенной готовности;
-режиме чрезвычайной ситуации.
Методы прогноза развития ЧС
Прогнозирование ЧС – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем (определено в ГОСТ Р22.1.02-95).
Основными объектами (предметами) прогнозирования являются:
-вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.);
-масштабы чрезвычайных ситуаций, размеры их зон;
-возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;
-потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Для принятия решений на осуществление превентивных мер защиты необходимы прогнозы времени возникновения и (или) повторяемости стихийных бедствий, а также аварий и катастроф на потенциально опасных объектах.
Во Всероссийском центре мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера осуществляется подготовка долгосрочных прогнозов: стратегического планирования (на год); циклических ЧС на осенне-зимний период; циклических ЧС, обусловленных весенним снеготаянием и природными пожарами; среднесрочных прогнозов ЧС на месяц; краткосрочных декадных прогнозов ЧС; оперативных ежедневных прогнозов; экстренных предупреждений. При составлении прогнозов используются данные Росгидромета, Минздрава, Минсельхоза России и т.п..
Прогноз возникновения ЧС основывается на прогнозе возможности возникновения инициирующих их событий и уязвимости рассматриваемой территории. Инициирующими событиямидля возникновения ЧС- опасные явления:
-опасные природные явления - землетрясения
, ураганы, наводнения и т.д.,
-опасные техногенные явления - аварийные ситуации на объектах техносферы (пожары, взрывы, падения, отказы составных частей, важных для безопасности),
-опасные социальные явления - несанкционированные действия с потенциально опасными объектами, нападения на них и другие события.
Изучение редких, но опасных по последствиям событий - одна из важнейших задач в анализе и управлении риском.
Основными задачами анализа и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:
-выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории;
-оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);
-прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.
Основным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС.
Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов. Этапами оценки рисков возникновения ЧС являются:
-выявление и идентификация возможных источников ЧС на соответствующей территории;
-оценка вероятности (частоты) возникновения источников ЧС;
-прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников ЧС на население и территорию.
От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Методы прогнозирования последствий ЧС развиты применительно к ЧС как техногенного, так и природного характера. Исторически первыми развивались методы прогнозирования последствий аварий и катастроф. Их основой явились методы оценки последствий применения оружия массового поражения, которые наиболее интенсивно развивались начиная с 50-х годов XX века – после появления ядерного оружия. Методы прогнозирования последствий стихийных бедствий развиваются в последние десятилетия.
Методы оценки и прогнозирования последствий ЧС по времени проведения можно разделить на группы:
-методы, основанные на априорных (предполагаемых) оценках, полученных с помощью теоретических моделей и аналогий;
-методы, основанные на апостериорных оценках (оценки последствий уже произошедшей ЧС).
По используемой исходной информации методы прогнозирования последствий делят на:
-экспериментальные, основанные на обработке данных произошедших ЧС;
-расчетно-экспериментальные, когда имеющиеся статистические данные обрабатывают с помощью математических моделей;
-расчетные, основанные на использовании только математических моделей.
Расчетные модели, используемые для априорных оценок, тестируются по реально произошедшим стихийным бедствиям и катастрофам.
Априорные оценки последствий ЧС различают по времени проведения и назначению:
-заблаговременные оценки для различных сценариев инициирования стихийных бедствий и катастроф, проводимые в интересах планирования мероприятий по смягчению последствий ЧС (создания запасов материальных средств, подготовки аварийно-спасательных формирований, разработки планов действий в случае ЧС, обучения руководителей, специалистов и населения действиям в условиях ЧС);
-оперативные оценки по информации о произошедших опасных природных явлениях, авариях и катастрофах, проводимые в целях адекватного оперативного реагирования в интересах смягчения последствий ЧС.
Успешно функционирует система оперативного прогноза последствий сильных землетрясений с использованием ГИС-технологий. Используемая географическая информационная система (ГИС) содержит информацию о населении и характеристиках застройки всех населенных пунктов на территории России. Система по получаемой через Интернет в реальном масштабе времени информации о координатах, глубине очага и магнитуде землетрясения, выдает прогноз его последствий, а также расчет необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ. Эффективность этих работ, т.е. число спасенных из числа попавших в завалы, сильно зависит от своевременного начала аварийно-спасательных работ и достаточности привлекаемых сил и средств.
Задача прогноза глобальных последствий конкретных уже произошедших стихийных бедствий и техногенных катастроф (предсказуемости глобальных изменений природной среды) через достаточно длинный промежуток времени на основе анализа получаемых с помощью дистанционного зондирования Земли из космоса временных рядов данных, которые характеризуют наблюдаемые явления. Основными глобальными природными явлениями являются: увеличение содержания «парниковых газов» (углекислый газ, метан, окислы азота и др.) в атмосфере как результат расширения хозяйственной деятельности в глобальном масштабе; возможные глобальные воздействия Эль-Ниньо. Южное колебание, которое проявляется в усилении засух, наводнений, других неблагоприятных климатических процессов.
Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из основных элементов:
-организационной структуры cистемы;
-общей модели системы, включая объекты мониторинга;
-комплекса технических средств;
-методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
-моделей ситуации (моделей развития ситуаций);
-информационной системы.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют:
-Учреждения и организации Росгидромета (мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера, мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы).
-Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
-МПР России (осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды).
-Минздравсоцразвития России (социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области).
-Ростехнадзор и Росатом (мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности).
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций включает:
-Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России;
-региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;
-Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;
-Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;
-Единую государственную систему экологического мониторинга;
-специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:
-сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;
-прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
-организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
-организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;
-создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;
-организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.
К силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относят силы и средства наблюдения и контроля в составе:
-служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
-формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
-ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
-служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
-геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
-учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности. Главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету
, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в различных режимах:
-режиме повседневной деятельности,
-режиме повышенной готовности;
-режиме чрезвычайной ситуации.
Методы прогноза развития ЧС
Прогнозирование ЧС – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем (определено в ГОСТ Р22.1.02-95).
Основными объектами (предметами) прогнозирования являются:
-вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.);
-масштабы чрезвычайных ситуаций, размеры их зон;
-возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;
-потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Для принятия решений на осуществление превентивных мер защиты необходимы прогнозы времени возникновения и (или) повторяемости стихийных бедствий, а также аварий и катастроф на потенциально опасных объектах.
Во Всероссийском центре мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера осуществляется подготовка долгосрочных прогнозов: стратегического планирования (на год); циклических ЧС на осенне-зимний период; циклических ЧС, обусловленных весенним снеготаянием и природными пожарами; среднесрочных прогнозов ЧС на месяц; краткосрочных декадных прогнозов ЧС; оперативных ежедневных прогнозов; экстренных предупреждений. При составлении прогнозов используются данные Росгидромета, Минздрава, Минсельхоза России и т.п..
Прогноз возникновения ЧС основывается на прогнозе возможности возникновения инициирующих их событий и уязвимости рассматриваемой территории. Инициирующими событиямидля возникновения ЧС- опасные явления:
-опасные природные явления - землетрясения
, ураганы, наводнения и т.д.,
-опасные техногенные явления - аварийные ситуации на объектах техносферы (пожары, взрывы, падения, отказы составных частей, важных для безопасности),
-опасные социальные явления - несанкционированные действия с потенциально опасными объектами, нападения на них и другие события.
Изучение редких, но опасных по последствиям событий - одна из важнейших задач в анализе и управлении риском.
Основными задачами анализа и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:
-выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории;
-оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);
-прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.
Основным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС.
Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов. Этапами оценки рисков возникновения ЧС являются:
-выявление и идентификация возможных источников ЧС на соответствующей территории;
-оценка вероятности (частоты) возникновения источников ЧС;
-прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников ЧС на население и территорию.
От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Методы прогнозирования последствий ЧС развиты применительно к ЧС как техногенного, так и природного характера. Исторически первыми развивались методы прогнозирования последствий аварий и катастроф. Их основой явились методы оценки последствий применения оружия массового поражения, которые наиболее интенсивно развивались начиная с 50-х годов XX века – после появления ядерного оружия. Методы прогнозирования последствий стихийных бедствий развиваются в последние десятилетия.
Методы оценки и прогнозирования последствий ЧС по времени проведения можно разделить на группы:
-методы, основанные на априорных (предполагаемых) оценках, полученных с помощью теоретических моделей и аналогий;
-методы, основанные на апостериорных оценках (оценки последствий уже произошедшей ЧС).
По используемой исходной информации методы прогнозирования последствий делят на:
-экспериментальные, основанные на обработке данных произошедших ЧС;
-расчетно-экспериментальные, когда имеющиеся статистические данные обрабатывают с помощью математических моделей;
-расчетные, основанные на использовании только математических моделей.
Расчетные модели, используемые для априорных оценок, тестируются по реально произошедшим стихийным бедствиям и катастрофам.
Априорные оценки последствий ЧС различают по времени проведения и назначению:
-заблаговременные оценки для различных сценариев инициирования стихийных бедствий и катастроф, проводимые в интересах планирования мероприятий по смягчению последствий ЧС (создания запасов материальных средств, подготовки аварийно-спасательных формирований, разработки планов действий в случае ЧС, обучения руководителей, специалистов и населения действиям в условиях ЧС);
-оперативные оценки по информации о произошедших опасных природных явлениях, авариях и катастрофах, проводимые в целях адекватного оперативного реагирования в интересах смягчения последствий ЧС.
Успешно функционирует система оперативного прогноза последствий сильных землетрясений с использованием ГИС-технологий. Используемая географическая информационная система (ГИС) содержит информацию о населении и характеристиках застройки всех населенных пунктов на территории России. Система по получаемой через Интернет в реальном масштабе времени информации о координатах, глубине очага и магнитуде землетрясения, выдает прогноз его последствий, а также расчет необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ. Эффективность этих работ, т.е. число спасенных из числа попавших в завалы, сильно зависит от своевременного начала аварийно-спасательных работ и достаточности привлекаемых сил и средств.
Задача прогноза глобальных последствий конкретных уже произошедших стихийных бедствий и техногенных катастроф (предсказуемости глобальных изменений природной среды) через достаточно длинный промежуток времени на основе анализа получаемых с помощью дистанционного зондирования Земли из космоса временных рядов данных, которые характеризуют наблюдаемые явления. Основными глобальными природными явлениями являются: увеличение содержания «парниковых газов» (углекислый газ, метан, окислы азота и др.) в атмосфере как результат расширения хозяйственной деятельности в глобальном масштабе; возможные глобальные воздействия Эль-Ниньо. Южное колебание, которое проявляется в усилении засух, наводнений, других неблагоприятных климатических процессов.