Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эпизоотической и фитосанитарной обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;
-чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации:
в мирное время может устанавливаться при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении». В этом случае органы управления и силы РСГЗ функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и объектов.
Ведение гражданской защиты в мирное время в рамках РСГЗ осуществляется на основе планов ГЗ, разрабатываемых на всех уровнях на мирное время.
Мероприятия по совершенствованию и развитию гражданской защиты предусматриваются в ежегодных планах основных мероприятий органов ГЗ.
Особенности ведения гражданской защиты в военное время:
-правовая обусловленность деятельности РСГЗ нормативными правовыми актами военного времени;
-деятельность РСГЗ в соответствии с планами гражданской обороны, специально разрабатываемыми на всех уровнях на военное время.
Финансовое обеспечение содержания и функционирования органов управления, сил и средств РСГЗ и проводимых ими мероприятий осуществляется:
-на федеральном уровне - за счет средств федерального бюджета на основании утвержденных в установленном порядке сводных государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными органами исполнительной власти и государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными государственными учреждениями и предприятиями, а также за счет внебюджетных средств;
-на региональном и муниципальном уровнях - за счет средств бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления на основании утвержденных в установленном порядке государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также за счет внебюджетных средств;
-на объектовом уровне - за счет бюджета объекта.
История создания МЧС России.
17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей.
27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС).
Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу.
Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже.
10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.
1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников.
Научно-исследовательские:
-Центр стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ)
-Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС)
-Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИ ПО)
-Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия»)
-Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова (ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова)
Высшие учебные заведения:
-Академия гражданской защиты МЧС России
-Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
-Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
-Ивановская пожарно-спасательная Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
-Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
-Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
-Сибирская пожарно-спасательная Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
-Дальневосточная пожарно-спасательная Академия МЧС России (филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России).
Силы постоянной готовности федерального уровня:
От МЧС:
-Национальный центр управления в кризисных ситуациях (ФКУ НЦУКС) (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в г. Москве;
-Центральный аэромобильный спасательный отряд в г. Жуковском (Московская область);
-поисково-спасательные службы;
-Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» в г. Москве;
-отдельные вертолётные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи;
-региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы в г. Реутове (Московская область), Хабаровске, Екатеринбурге, Красноярске, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске и в пос. Кулешовка (Ростовская область).
Кроме МЧС, в силы постоянной готовности входят службы и организации Минатома, Минсельхозпрода, Минстроя, Минтопэнерго, Минтранса, Министерства путей сообщения, Минздрава, Росгидромета, Роскомметаллургии, Роскомхимнефтепрома, Рослесхоза, Всероссийской службы медицины катастроф.
В марте 2015 министр МЧС Владимир Пучков на заседании коллегии МЧС заявил о намерении расширить перечень услуг, которые подразделения ведомства смогут оказывать на платной основе.
В настоящее время на платной основе МЧС оказывает услуги по тушению лесных пожаров, подвозу воды для заполнения пожарных водоемов, выставлению постов для обеспечения пожарной безопасности, выполняет электромонтажные, столярные, кузнечные, электросварочные работы, оказывает услуги по организации отдыха и осуществляет большое количество других услуг
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных служб России.
Действует совместно с территориальными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами. Осуществляет общее руководство.
Государственная противопожарная служба частично находится в составе МЧС. На 2010 из общего числа пожарных в России в составе МЧС служило около 50 %.
На территории России существуют более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»), около 30 из них входит непосредственно в МЧС.
МЧС России осуществляет около 25 % от общего числа всех проверок в стране.
Гражданская оборона (ГО) (как комплекс мероприятий) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Федеральный закон "О гражданской обороне").
Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время в целях защиты населения и экономики страны от современных средств поражения противника, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах чрезвычайных ситуаций.
Развитие Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) до 2020 г.
Направления:
а) Развитие нормативной правовой базы:
-переработка Федерального закона «О гражданской защите» в Федеральный конституционный закон «Кодекс гражданской защиты», охватывающий дополнительно сферы деятельности в областях обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, объединяющий и систематизирующий нормативную правовую базу в области гражданской защиты, включая обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в том числе регламентирующий вопросы ведения гражданской защиты, функционирования РСГЗ в военное время;
-внесение изменений в федеральные законы, касающиеся вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с переходом к понятию «гражданская защита», в том числе о создании нового вида государственной службы – службы гражданской защиты;
-разработка проектов указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся создания и функционирования РСГЗ, изменения состава МЧС России и системы МЧС России, определяющих показатели и нормы функционирования РСГЗ и её элементов;
-разработка и внедрение технических регламентов по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасной эксплуатации и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;
-разработка государственных (муниципальных) заданий для элементов РСГЗ и другое.
б)Совершенствование методов и способов защиты населения и территорий:
-создание единой системы обучения населения в области гражданской защиты, переработку программ подготовки специалистов и руководящего состава РСГЗ;
-образование единого органа государственного надзора в области обеспечения промышленной, природной, экологической и пожарной безопасности;
-совершенствование системы информирования и оповещения населения об угрозах различного характера и действиях в условиях возникших бедствий, завершение создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
-создание комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на объектах защиты, а также при проведении общественно-политических мероприятий;
-освоение подземного пространства городов для укрытия населения и осуществления мер по повышению защищённости критически важных и потенциально опасных объектов;
-развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учётом всего спектра современных опасностей и угроз путём улучшения её организации, методологии технического оснащения, автоматизации, сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счёт мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов;
-совершенствование промышленной безопасности, улучшение подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях опасностей и угроз различного характера, повышение физической устойчивости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах, террористических актах, ведении военных действий;
-чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации:
в мирное время может устанавливаться при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении». В этом случае органы управления и силы РСГЗ функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и объектов.
Ведение гражданской защиты в мирное время в рамках РСГЗ осуществляется на основе планов ГЗ, разрабатываемых на всех уровнях на мирное время.
Мероприятия по совершенствованию и развитию гражданской защиты предусматриваются в ежегодных планах основных мероприятий органов ГЗ.
Особенности ведения гражданской защиты в военное время:
-правовая обусловленность деятельности РСГЗ нормативными правовыми актами военного времени;
-деятельность РСГЗ в соответствии с планами гражданской обороны, специально разрабатываемыми на всех уровнях на военное время.
Финансовое обеспечение содержания и функционирования органов управления, сил и средств РСГЗ и проводимых ими мероприятий осуществляется:
-на федеральном уровне - за счет средств федерального бюджета на основании утвержденных в установленном порядке сводных государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными органами исполнительной власти и государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными государственными учреждениями и предприятиями, а также за счет внебюджетных средств;
-на региональном и муниципальном уровнях - за счет средств бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления на основании утвержденных в установленном порядке государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также за счет внебюджетных средств;
-на объектовом уровне - за счет бюджета объекта.
История создания МЧС России.
17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей.
27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС).
Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу.
Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже.
10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.
1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников.
Научно-исследовательские:
-Центр стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ)
-Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС)
-Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИ ПО)
-Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия»)
-Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова (ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова)
Высшие учебные заведения:
-Академия гражданской защиты МЧС России
-Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
-Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
-Ивановская пожарно-спасательная Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
-Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
-Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
-Сибирская пожарно-спасательная Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
-Дальневосточная пожарно-спасательная Академия МЧС России (филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России).
Силы постоянной готовности федерального уровня:
От МЧС:
-Национальный центр управления в кризисных ситуациях (ФКУ НЦУКС) (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в г. Москве;
-Центральный аэромобильный спасательный отряд в г. Жуковском (Московская область);
-поисково-спасательные службы;
-Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» в г. Москве;
-отдельные вертолётные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи;
-региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы в г. Реутове (Московская область), Хабаровске, Екатеринбурге, Красноярске, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске и в пос. Кулешовка (Ростовская область).
Кроме МЧС, в силы постоянной готовности входят службы и организации Минатома, Минсельхозпрода, Минстроя, Минтопэнерго, Минтранса, Министерства путей сообщения, Минздрава, Росгидромета, Роскомметаллургии, Роскомхимнефтепрома, Рослесхоза, Всероссийской службы медицины катастроф.
В марте 2015 министр МЧС Владимир Пучков на заседании коллегии МЧС заявил о намерении расширить перечень услуг, которые подразделения ведомства смогут оказывать на платной основе.
В настоящее время на платной основе МЧС оказывает услуги по тушению лесных пожаров, подвозу воды для заполнения пожарных водоемов, выставлению постов для обеспечения пожарной безопасности, выполняет электромонтажные, столярные, кузнечные, электросварочные работы, оказывает услуги по организации отдыха и осуществляет большое количество других услуг
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных служб России.
Действует совместно с территориальными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами. Осуществляет общее руководство.
Государственная противопожарная служба частично находится в составе МЧС. На 2010 из общего числа пожарных в России в составе МЧС служило около 50 %.
На территории России существуют более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»), около 30 из них входит непосредственно в МЧС.
МЧС России осуществляет около 25 % от общего числа всех проверок в стране.
Гражданская оборона (ГО) (как комплекс мероприятий) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Федеральный закон "О гражданской обороне").
Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время в целях защиты населения и экономики страны от современных средств поражения противника, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах чрезвычайных ситуаций.
Развитие Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) до 2020 г.
Направления:
а) Развитие нормативной правовой базы:
-переработка Федерального закона «О гражданской защите» в Федеральный конституционный закон «Кодекс гражданской защиты», охватывающий дополнительно сферы деятельности в областях обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, объединяющий и систематизирующий нормативную правовую базу в области гражданской защиты, включая обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в том числе регламентирующий вопросы ведения гражданской защиты, функционирования РСГЗ в военное время;
-внесение изменений в федеральные законы, касающиеся вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с переходом к понятию «гражданская защита», в том числе о создании нового вида государственной службы – службы гражданской защиты;
-разработка проектов указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся создания и функционирования РСГЗ, изменения состава МЧС России и системы МЧС России, определяющих показатели и нормы функционирования РСГЗ и её элементов;
-разработка и внедрение технических регламентов по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасной эксплуатации и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;
-разработка государственных (муниципальных) заданий для элементов РСГЗ и другое.
б)Совершенствование методов и способов защиты населения и территорий:
-создание единой системы обучения населения в области гражданской защиты, переработку программ подготовки специалистов и руководящего состава РСГЗ;
-образование единого органа государственного надзора в области обеспечения промышленной, природной, экологической и пожарной безопасности;
-совершенствование системы информирования и оповещения населения об угрозах различного характера и действиях в условиях возникших бедствий, завершение создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
-создание комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на объектах защиты, а также при проведении общественно-политических мероприятий;
-освоение подземного пространства городов для укрытия населения и осуществления мер по повышению защищённости критически важных и потенциально опасных объектов;
-развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учётом всего спектра современных опасностей и угроз путём улучшения её организации, методологии технического оснащения, автоматизации, сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счёт мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов;
-совершенствование промышленной безопасности, улучшение подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях опасностей и угроз различного характера, повышение физической устойчивости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах, террористических актах, ведении военных действий;