Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-развитие системы страхования ответственности за причинение вреда при чрезвычайных ситуациях, системы декларирования промышленной безопасности, а также деятельности по лицензированию опасных производственных объектов;

-развитие системы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях, разработку норм и нормативных показателей по основным видам жизнеобеспечения, создание запасов материально-технических ресурсов для восстановления инфраструктуры жизнеобеспечения в зонах бедствия;

-совершенствование экономического обеспечения функционирования РСГЗ и др.

Совершенствование системы управления гражданской защиты:

-реконструкция и модернизация существующих пунктов управления, оснащение их современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных;

-создание единой многоуровневой автоматизированной информационно-управляющей системы РСГЗ;

-создание подвижных пунктов управления РСГЗ во всех субъектах Российской Федерации, завершение создания локальных систем оповещения населения в районах потенциально опасных объектов;

-создание единого органа борьбы с лесными пожарами;

-интеграция систем связи РСГЗ с сетями связи взаимоувязанной сети связи страны, Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, завершение создания с использованием ресурсов НЦУКС системы антикризисного управления на мирное и военное время;

-переработка существующих планирующих документов с целью сокращения их количества с учетом современных требований и условий, в том числе по переводу гражданской защиты с мирного на военное время, эвакуации (отселению) населения и других.

Развитие сил и средств РСГЗ:

-создание подразделений аварийно-спасательных сил в потенциально опасных районах (на основных автомагистралях страны и в районах Севера, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах для обеспечения безопасности при проведении Олимпийских игр Сочи-2014 и отдыха граждан на побережьях Черного, Азовского и Каспийского морей и других);

-развитие морских спасательных центров и авиации МЧС России;

-развитие аварийно-спасательных сил в федеральных органах исполнительной власти и субъектах Российской Федерации;

-создание группировки сил РСГЗ, способной осуществлять оперативное реагирование на возникающие чрезвычайные ситуации различного характера и масштаба на территории Российской Федерации, оказывать эффективную международную помощь в соответствии с заключенными международными договорами;


-модернизация технического оснащения сил РСГЗ с целью повышения мобильности, оперативности и эффективности их действий;

-разработка и реализацию нового механизма привлечения аварийно-спасательных сил Минобороны России, МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в интересах выполнения задач гражданской защиты в связи с реорганизацией (реформированием) этих органов.

Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности:

-повышение эффективности государственного пожарного надзора, внедрение новых антикоррупционных форм и методов контроля за состоянием пожарной безопасности;

-развитие договорных подразделений Федеральной противопожарной службы, добровольной и частной пожарной охраны в целях повышения оперативности реагирования на возникающие пожары;

-развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в развивающихся городах и в муниципальных образованиях, а также на критически важных объектах;

-оснащение подразделений пожарной охраны новыми средствами спасения и тушения пожаров, в том числе в высотных зданиях;

-развитие единой системы управления силами и средствами пожаротушения;

-создание единой службы борьбы с лесными пожарами;

-разработку эффективных средств пожаротушения лесных пожаров, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, в том числе морских платформ.

Развитие международного сотрудничества:

-совершенствование сотрудничества в области гражданской защиты с государствами-участниками СНГ, в том числе повышение эффективности деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и функционирования Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-развитие сотрудничества в области гражданской защиты в рамках Шанхайской организации сотрудничества, организации Договора о коллективной безопасности;

-развитие сотрудничества в области гражданской защиты в рамках Европейского союза, Черноморского сотрудничества, Совета государств Балтийского моря, Арктического совета, Совета Баренцева моря, форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, форума Ассоциации стран Юго-восточной Азии;

-активизация сотрудничества на базе новых концептуальных договорённостей с НАТО.

Государственное управление и координация деятельности в области защиты населения и территорий

для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий специально уполномоченными органами исполнительной власти,

Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на:

-службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи Минздрава РФ;

-службы экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхозпрода;

-всероссийские службы медицинских катастроф;

-оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу Росгидромета;

-службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД;

-формирования гражданской обороны;

-подразделения поисково-спасательных служб Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС РФ);

-соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных Сил;

-службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Гражданской авиации Минтранса России;

-восстановительные и пожарные поезда;

-аварийно-спасательные службы министерств и ведомств.

Ликвидация ЧС состоит в проведении комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых при возникновении ЧС, в целях сохранения и поддержания жизни и здоровья пострадавшего населения, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов, а также восстановительных работ, направленных на смягчение последствий ЧС для населения и окружающей природной среды.

Мероприятия ликвидации ЧС по времени проведения можно разделить на три группы:

-меры экстренного реагирования (предупреждение, оповещение, выявление обстановки и др.);

-проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (эвакуации; оказание экстренной медицинской помощи; организации первоочередного жизнеобеспечения населения);

-последующие меры (реабилитация пострадавшего населения и спасателей, проведение восстановительных работ).

С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей природной среды органы управления и силы РСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС. Уровень задействования органов управления и сил РСЧС зависит от масштаба сложившейся ЧС.


Управление ликвидацией ЧС организуется из единого центра и ведется в интересах решения основной задачи – ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с минимальным ущербом. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми для лик­видации ЧС, осуществляют руководители ликвидации, которыми в зависимости от масштаба ЧС могут быть: председатель Межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Министр МЧС России), его заместители, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, руководители организаций, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС) соответствующих уровней.

Региональные центры ГОЧС осуществляют координацию аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации крупномасштабных ЧС, затрагивающих территории нескольких субъектов РФ, входящих в регион.

На каждом уровне создаются: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, системы оповещения системы информационного обеспечения (Рис. 1).



Рис. 1. Структура уровней РСЧС.

Мониторинг

Мониторинг окружающей среды - это система наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения (определено в ГОСТ Р22.1.02-95).

Мониторинг неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов – это система регулярных наблюдений и контроля за развитием этих явлений и процессов в окружающей природной среде, факторами, обуславливающими их формирование и развитие, проводимых по определенной программе, выполняемых с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению ЧС, связанных с этими явлениями и процессами, или снижению наносимого их воздействием ущерба (определено в ГОСТ Р22.1.02-95).

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является - повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Для достижения основной цели мониторинга решаются следующие основные задачи:

-выявление и идентификация потенциально опасных зон с возможными источниками ЧС;

-сбор исходной информации по источникам опасности и уязвимости населения и территорий;

-проведение зонирования территорий по степени опасности ЧС, плотности и характеру застройки;

-проведение зонирования территорий по степени индивидуального риска;

-определение оптимальных мониторинговых комплексов в зонах повышенного риска для населения;

-определение оптимальных организационных и технических схем для эффективного мониторинга ЧС, информационного взаимодействия между ведомственными мониторинговыми системами;

-определение схем эффективного решения задач прогноза масштабов ЧС на основе своевременного получения уточненных мониторинговых данных по их источникам и моделирования их развития.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций