Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- предупреждение, организация защиты и жизнеобеспечения населения и территорий, ликвидация последствий ЧС и восстановление безопасности.

Субъект и объект безопасности

Субъект безопасности тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению - тот, кто защищает. Объект безопасности - это то, что подлежит защите.

Нация - субъект и как объект обеспечения безопасности (Вестфальская система международных отношений).

Для общества первостепенное значение имеет -сохранение присущего ему и только ему образа жизни.

Для государства определяющее значение - -полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.

Обеспечение безопасности проявляется в функциях государства. Фактически государство управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Внешние и внутренние функции государства - охранительные, регулятивные, оборонные.

Общество располагает собственными (вне государственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности - это функции государства и образ жизни общества.

Система обеспечения национальной безопасности - это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

Основные элементы национальной безопасности:

-безопасность личности - объекты безопасности личности - права и свободы;

-общественная безопасность - объекты - материальные и духовные ценности общества;

-государственная безопасность - объекты - конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основной субъект обеспечения национальной безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. (Определяет понятие объекта безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности»).

Природа угрозы национальной безопасности определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Различают угрозы: экономического, военного, информационного, экологического и другого характера.

Виды угроз национальной безопасности:


-прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Прямая угроза - создается адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.

Косвенная угроза - вызвана деструктивными изменениями, например рыночной конъюнктурой, непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.

В зависимости от того, откуда угроза исходит, т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают: внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие привязки к стране) угрозы.

Виды угроз в системах стратегического планирования государств подразделяются на потенциальные и непосредственные.

Признаки потенциальных угроз:

-представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;

-выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);

-не требуют немедленных ответных действий.

Потенциальные угрозы учитываются при разработке планов и программ.

Признаки непосредственных угроз:

-представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;

-выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);

-требуют принятия немедленных защитных мероприятий.

Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер.

Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные. Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз.



Формы реализации угроз:

1.Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах.

Эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов.

Экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами.

Проявление угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям, что влияет на свободу действий государства в регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.

2.Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям.

К ним относятся: терроризм, повстанческие действия, гражданские войны.

Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.

3.Формы реализации угроз катастрофического характера:

-применение оружия массового поражения;

-деятельность по разрушению ключевых объектов инфраструктуры страны, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия.

Источники угроз - отдельные государства (обеспечение своей безопасности, повышение международного статуса), различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.

4.Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах.

Используют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления, коррекции политической активности масс в необходимом направлении.

Угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.


Национальная экономическая безопасность - это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения: качество, уровень жизни, обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

-это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.

Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности.

Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики. Принципы национальной экономической безопасности:

-независимость национальной экономики;

-стабильность национальной экономики;

-устойчивые темпы роста национальной экономики.

Задачи национальной экономической безопасности.

1.Прогнозирование появления внутренних и внешних угроз.

2.Разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз.

3.Защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

4.Разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста.

5.Создание условий научной и технологической независимости.

6.Обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод.

7.Повышение эффективности государственного аппарата.

8.Поддержание баланса межнациональных отношений.

9.Создание условий соблюдения законодательства.

10.Формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами.

11.Содержание военного потенциала страны.

12.Улучшение экологической обстановки.


13.Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство.

14.Формирование единого экономического пространства со странами СНГ.

15.Защита на мировых рынках интересов отечественных производителей.

16.Формирование режима финансово-кредитной независимости России.

17.Усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны.

18.Формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов.

19.Вывод национальной экономики из кризиса.

Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ.

1)своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2)реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3)обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

4)подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

5)преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

6)обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

7)совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

8)обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

9)обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

10)подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

11)укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

12)принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

13)коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Мероприятия по обеспечению национальной безопасности.