Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- предупреждение, организация защиты и жизнеобеспечения населения и территорий, ликвидация последствий ЧС и восстановление безопасности.
Субъект и объект безопасности
Субъект безопасности тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению - тот, кто защищает. Объект безопасности - это то, что подлежит защите.
Нация - субъект и как объект обеспечения безопасности (Вестфальская система международных отношений).
Для общества первостепенное значение имеет -сохранение присущего ему и только ему образа жизни.
Для государства определяющее значение - -полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.
Обеспечение безопасности проявляется в функциях государства. Фактически государство управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Внешние и внутренние функции государства - охранительные, регулятивные, оборонные.
Общество располагает собственными (вне государственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности - это функции государства и образ жизни общества.
Система обеспечения национальной безопасности - это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.
Основные элементы национальной безопасности:
-безопасность личности - объекты безопасности личности - права и свободы;
-общественная безопасность - объекты - материальные и духовные ценности общества;
-государственная безопасность - объекты - конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основной субъект обеспечения национальной безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. (Определяет понятие объекта безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности»).
Природа угрозы национальной безопасности определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Различают угрозы: экономического, военного, информационного, экологического и другого характера.
Виды угроз национальной безопасности:
-прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Прямая угроза - создается адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.
Косвенная угроза - вызвана деструктивными изменениями, например рыночной конъюнктурой, непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.
В зависимости от того, откуда угроза исходит, т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают: внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие привязки к стране) угрозы.
Виды угроз в системах стратегического планирования государств подразделяются на потенциальные и непосредственные.
Признаки потенциальных угроз:
-представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;
-выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
-не требуют немедленных ответных действий.
Потенциальные угрозы учитываются при разработке планов и программ.
Признаки непосредственных угроз:
-представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
-выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);
-требуют принятия немедленных защитных мероприятий.
Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер.
Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные. Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз.
Формы реализации угроз:
1.Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах.
Эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов.
Экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами.
Проявление угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям, что влияет на свободу действий государства в регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.
2.Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям.
К ним относятся: терроризм, повстанческие действия, гражданские войны.
Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.
3.Формы реализации угроз катастрофического характера:
-применение оружия массового поражения;
-деятельность по разрушению ключевых объектов инфраструктуры страны, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия.
Источники угроз - отдельные государства (обеспечение своей безопасности, повышение международного статуса), различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.
4.Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах.
Используют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления, коррекции политической активности масс в необходимом направлении.
Угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.
Национальная экономическая безопасность - это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения: качество, уровень жизни, обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
-это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.
Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности.
Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики. Принципы национальной экономической безопасности:
-независимость национальной экономики;
-стабильность национальной экономики;
-устойчивые темпы роста национальной экономики.
Задачи национальной экономической безопасности.
1.Прогнозирование появления внутренних и внешних угроз.
2.Разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз.
3.Защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
4.Разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста.
5.Создание условий научной и технологической независимости.
6.Обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод.
7.Повышение эффективности государственного аппарата.
8.Поддержание баланса межнациональных отношений.
9.Создание условий соблюдения законодательства.
10.Формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами.
11.Содержание военного потенциала страны.
12.Улучшение экологической обстановки.
13.Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство.
14.Формирование единого экономического пространства со странами СНГ.
15.Защита на мировых рынках интересов отечественных производителей.
16.Формирование режима финансово-кредитной независимости России.
17.Усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны.
18.Формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов.
19.Вывод национальной экономики из кризиса.
Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ.
1)своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2)реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3)обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
4)подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
5)преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
6)обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
7)совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
8)обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
9)обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
10)подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
11)укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
12)принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
13)коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Мероприятия по обеспечению национальной безопасности.
Субъект и объект безопасности
Субъект безопасности тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению - тот, кто защищает. Объект безопасности - это то, что подлежит защите.
Нация - субъект и как объект обеспечения безопасности (Вестфальская система международных отношений).
Для общества первостепенное значение имеет -сохранение присущего ему и только ему образа жизни.
Для государства определяющее значение - -полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.
Обеспечение безопасности проявляется в функциях государства. Фактически государство управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Внешние и внутренние функции государства - охранительные, регулятивные, оборонные.
Общество располагает собственными (вне государственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности - это функции государства и образ жизни общества.
Система обеспечения национальной безопасности - это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.
Основные элементы национальной безопасности:
-безопасность личности - объекты безопасности личности - права и свободы;
-общественная безопасность - объекты - материальные и духовные ценности общества;
-государственная безопасность - объекты - конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основной субъект обеспечения национальной безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. (Определяет понятие объекта безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности»).
Природа угрозы национальной безопасности определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Различают угрозы: экономического, военного, информационного, экологического и другого характера.
Виды угроз национальной безопасности:
-прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Прямая угроза - создается адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.
Косвенная угроза - вызвана деструктивными изменениями, например рыночной конъюнктурой, непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.
В зависимости от того, откуда угроза исходит, т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают: внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие привязки к стране) угрозы.
Виды угроз в системах стратегического планирования государств подразделяются на потенциальные и непосредственные.
Признаки потенциальных угроз:
-представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;
-выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
-не требуют немедленных ответных действий.
Потенциальные угрозы учитываются при разработке планов и программ.
Признаки непосредственных угроз:
-представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
-выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);
-требуют принятия немедленных защитных мероприятий.
Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер.
Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные. Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз.
Формы реализации угроз:
1.Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах.
Эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов.
Экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами.
Проявление угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям, что влияет на свободу действий государства в регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.
2.Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям.
К ним относятся: терроризм, повстанческие действия, гражданские войны.
Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.
3.Формы реализации угроз катастрофического характера:
-применение оружия массового поражения;
-деятельность по разрушению ключевых объектов инфраструктуры страны, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия.
Источники угроз - отдельные государства (обеспечение своей безопасности, повышение международного статуса), различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.
4.Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах.
Используют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления, коррекции политической активности масс в необходимом направлении.
Угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.
Национальная экономическая безопасность - это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения: качество, уровень жизни, обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
-это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.
Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности.
Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики. Принципы национальной экономической безопасности:
-независимость национальной экономики;
-стабильность национальной экономики;
-устойчивые темпы роста национальной экономики.
Задачи национальной экономической безопасности.
1.Прогнозирование появления внутренних и внешних угроз.
2.Разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз.
3.Защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
4.Разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста.
5.Создание условий научной и технологической независимости.
6.Обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод.
7.Повышение эффективности государственного аппарата.
8.Поддержание баланса межнациональных отношений.
9.Создание условий соблюдения законодательства.
10.Формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами.
11.Содержание военного потенциала страны.
12.Улучшение экологической обстановки.
13.Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство.
14.Формирование единого экономического пространства со странами СНГ.
15.Защита на мировых рынках интересов отечественных производителей.
16.Формирование режима финансово-кредитной независимости России.
17.Усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны.
18.Формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов.
19.Вывод национальной экономики из кризиса.
Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ.
1)своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2)реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3)обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
4)подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
5)преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
6)обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
7)совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
8)обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
9)обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
10)подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
11)укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
12)принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
13)коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Мероприятия по обеспечению национальной безопасности.