Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

-формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

-защиту государственного строя;

-защиту и обеспечение общественного строя;

-обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

-обеспечение политической и экономической независимости нации;

-обеспечение здоровья нации;

-охрана общественного порядка;

-борьба с преступностью.

-обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность - вооружённые силы, органы разведки и контрразведки, органы безопасности, правоохранительные органы, социальные органы, медицинские органы.

Значение национальной безопасность Российской Федерации

Обеспечивает:

- потенциал развития страны на длительный исторический период,

-стабильность и благополучие общества.

Предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Особенности системы обеспечения национальной безопасности в России заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности.

Особенности системы обеспечения НБ:

-учет национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальный интерес - -совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства («Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»)

Национальные интересы и потребности, делятся на внутренние и внешние. Они неравнозначны и их объединяют три связанных блока:


1.Фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации.

Внутренние интересы - стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной.

Внешние интересы: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание.

2.Национальные ценности - национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны.

3.Текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны, связанных с ее выживанием и развитием.

В системе интересов и ценностей выделяют:

-национальные ценности - национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;

-текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу:

-развитие демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

-обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

-превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Классификация национальных интересов может строиться на различных критериях, но с учетом социальной значимости.

Интерес - функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:

Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.

Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.

Функции интереса:



-объяснительная (декларативная) - для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;

-оправдательная - для оправдания своих действий;

-оценочная - для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников - союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:

-побудительная - для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны - внутри- и внешнеполитический).

Национальный интерес - это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.

Стратегическая культура – это исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.

В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:

-базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;

-положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами?

На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.
Контрольные вопросы

1.Система обеспечения национальной безопасности ее значение для государства, общества, человека.

2.Когда была утверждена концепция национальной безопасности Российской Федерации. Причины ее возникновения. Значение.

3.Структура и содержание стратегии национальной безопасности РФ.

4.Какие государственные и общественные институты входят в систему обеспечения национальной безопасности.

5. Охарактеризуйте субъект и объект безопасности.

6.Перечислите основные элементы национальной безопасности, приведите примеры и обоснуйте их значимость для безопасного развития государства.

7.Перечислите виды угроз национальной безопасности. Приведите примеры и оцените степень их опасности для: экономической; социальной; политической сферы государства.

8.Перечислите и приведите примеры угрозы, учитываемые в системах стратегического планирования государств.

9.Приведите примеры различных форм реализации угроз, опасных для государства.

10.Значение национальной экономической безопасности для поддержания безопасности государства.


11.Охарактеризуйте мероприятия по обеспечению национальной безопасности для РФ. Значение. Перспективы.

12. Согласуются ли понятия «стратегическая культура» и «национальный» интерес при управлении национальной безопасностью?
Задания

1.В соответствии с приведенной на рис. схемой, приведите примеры и охарактеризуйте угрозы национальной безопасности.
Классификация угроз национальной безопасности

2. Приведите пример и опишите его в соответствии со схемой.

СТАДИИ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

Тип угрозы → осознание угрозы →реакция на осознанную угрозу → ответ на угрозу.
3. Приведите примеры и охарактеризуйте составные блоки схемы «Классификация интересов». Оцените их значение для обеспечения национальной безопасности РФ.


Тема 3. Природные катаклизмы. Экологические ЧС.
Стихийные бедствия – опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, разрушению и уничтожению материальных ценностей. Стихийные бедствия - это природные явления значительного масштаба, в результате которых возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.

Чрезвычайным ситуациям (ЧС), связанным с техногенными и природными бедствиями, посвящены отдельные разделы законов "Об охране окружающей природной среды", "О безопасности", "О чрезвычайных ситуациях", Закона "О пожарной безопасности".

Закон регламентирующий организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий является - федеральный Закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Гл.I "Общие положения" - основные понятия, цели, определяются: единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС; границы зон ЧС; основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.


Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС.

Гл. II - полномочия органов государственной власти и самоуправления РФ.

Гл. III - принципы государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

Гл. IV - права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС.

Гл. V - подготовка населения к ЧС.

Гл. VI - порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Гл. VII - государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.

Гл. VIII - международные договоры по защите от ЧС.

В ст. 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды» сформулированы принципы взаимодействия человека с окружающей средой:

1)приоритет охраны жизни и здоровья;

2)научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3)рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4)законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;

5)гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

6)международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды« (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П)

-действует на всей территории Российской Федерации

-определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды,

-обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач,

-сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений,

-укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.