Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
физической, умственной работоспособности и здоровья.
При несформированной адаптивности адаптационные навыки могут стереотипно воспроизводиться в онтогенезе, существенно затрудняя процессы развития и самореализации личности.
Адаптационные возможности личности не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими характеристиками. Так, А.Г. Маклаковым данные психологические особенности определены как личностный адаптационный потенциал (ЛАП), позволяющий дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям. Это дало возможность прогнозировать эффективность деятельности в изменяемых условиях. Автором была установлена взаимосвязь между успешностью обучения, эффективностью профессиональной деятельности и уровнем развития личностного адаптационного потенциала. Психологическими характеристиками личностного адаптационного потенциала, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельности, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации (А.С. Галанов) [19].
У детей устойчивость к стрессу еще не выработана. Стрессовая ситуация требует от организма ребенка какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз.
Вероятность, что определенный стрессор повлияет на ребенка или вызовет
расстройство адаптации, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Восприятие травматизма события может быть очень индивидуальным, но чем сильнее стресс, тем меньшее значение имеют индивидуальные характеристики. В том случае, если сразу после стресса переживания носят острый характер (учащенный пульс, повышенное кровяное давление, тревога, паника), если какое-то событие вызвало сильное потрясение, то в дальнейшем существует большая вероятность развития расстройства адаптации. Для психического и соматического здоровья ребенка опасным является не только один трагический инцидент, но и несколько менее драматичных инцидентов, которые произошли в короткий промежуток времени. В совокупности психическое и физическое насилие над ребенком усугубляет тяжесть расстройства, и может привесить к посттравматическому расстройству личности, которое возникает на протяжении всей жизни. Полученные психические травмы в детстве имеют тенденцию к повторению.
Таким образом, понятие адаптации означает приспособление к условиям среды. Социально – психологическая адаптация может рассматриваться как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.
При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблема адаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенка ограничены. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», который является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Взаимосвязь психофизического развития это особенность раннего возраста. На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от подготовленности ребенка в семье к посещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужна профессиональная помощь семье, в этой роли выступает прийти детский сад. Детский сад должен быть «доступным» по всем возникающим вопросам развития и воспитания.
Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья человека, развития навыков общения, особенностей его нервной системы, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Детский сад это ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия
с другими людьми и пытается найти место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими.
В педагогической литературе в большей степени описаны вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. Адаптация определяется, прежде всего, как мед – педагогическая проблема, для решения которой требуется создание условий, которые бы удовлетворяли потребности детей в общении, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием. Максимальное внимание, проблемы приспособления детей к условиям общественного воспитания, уделяется в современных исследованиях ученых стран Восточной и Западной Европы. Доказали, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, которые требуют коррекции целенаправленного воздействия.
Период адаптации – достаточно сильное испытание для ребенка раннего возраста, потому что, вызванные адаптацией стрессовые реакции, могут надолго нарушить эмоциональное состояние ребенка. Нужно постоянно освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как: этапы развития общения взрослого с ребенком, ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля, анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Необходимо
сразу же отметить, что иерархическая лестница, которая применяется к данной проблеме, предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке строгой очередности их решения, при условии, если решение задачи предыдущей ступени оказалось безуспешным, то невозможно эффективное движение вверх. Проблемы, связанные с адаптацией, к сожалению, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям родителям, перед поступлением ребенка в детский сад по максимуму приблизить домашний режим дня к режиму ДОУ.
Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации:
В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:
При несформированной адаптивности адаптационные навыки могут стереотипно воспроизводиться в онтогенезе, существенно затрудняя процессы развития и самореализации личности.
Адаптационные возможности личности не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими характеристиками. Так, А.Г. Маклаковым данные психологические особенности определены как личностный адаптационный потенциал (ЛАП), позволяющий дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям. Это дало возможность прогнозировать эффективность деятельности в изменяемых условиях. Автором была установлена взаимосвязь между успешностью обучения, эффективностью профессиональной деятельности и уровнем развития личностного адаптационного потенциала. Психологическими характеристиками личностного адаптационного потенциала, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельности, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации (А.С. Галанов) [19].
У детей устойчивость к стрессу еще не выработана. Стрессовая ситуация требует от организма ребенка какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз.
Вероятность, что определенный стрессор повлияет на ребенка или вызовет
расстройство адаптации, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Восприятие травматизма события может быть очень индивидуальным, но чем сильнее стресс, тем меньшее значение имеют индивидуальные характеристики. В том случае, если сразу после стресса переживания носят острый характер (учащенный пульс, повышенное кровяное давление, тревога, паника), если какое-то событие вызвало сильное потрясение, то в дальнейшем существует большая вероятность развития расстройства адаптации. Для психического и соматического здоровья ребенка опасным является не только один трагический инцидент, но и несколько менее драматичных инцидентов, которые произошли в короткий промежуток времени. В совокупности психическое и физическое насилие над ребенком усугубляет тяжесть расстройства, и может привесить к посттравматическому расстройству личности, которое возникает на протяжении всей жизни. Полученные психические травмы в детстве имеют тенденцию к повторению.
Таким образом, понятие адаптации означает приспособление к условиям среды. Социально – психологическая адаптация может рассматриваться как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.
- 1 2 3 4
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблема адаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенка ограничены. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», который является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Взаимосвязь психофизического развития это особенность раннего возраста. На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от подготовленности ребенка в семье к посещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужна профессиональная помощь семье, в этой роли выступает прийти детский сад. Детский сад должен быть «доступным» по всем возникающим вопросам развития и воспитания.
Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья человека, развития навыков общения, особенностей его нервной системы, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Детский сад это ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия
с другими людьми и пытается найти место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими.
В педагогической литературе в большей степени описаны вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. Адаптация определяется, прежде всего, как мед – педагогическая проблема, для решения которой требуется создание условий, которые бы удовлетворяли потребности детей в общении, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием. Максимальное внимание, проблемы приспособления детей к условиям общественного воспитания, уделяется в современных исследованиях ученых стран Восточной и Западной Европы. Доказали, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, которые требуют коррекции целенаправленного воздействия.
Период адаптации – достаточно сильное испытание для ребенка раннего возраста, потому что, вызванные адаптацией стрессовые реакции, могут надолго нарушить эмоциональное состояние ребенка. Нужно постоянно освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как: этапы развития общения взрослого с ребенком, ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля, анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Необходимо
сразу же отметить, что иерархическая лестница, которая применяется к данной проблеме, предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке строгой очередности их решения, при условии, если решение задачи предыдущей ступени оказалось безуспешным, то невозможно эффективное движение вверх. Проблемы, связанные с адаптацией, к сожалению, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям родителям, перед поступлением ребенка в детский сад по максимуму приблизить домашний режим дня к режиму ДОУ.
Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации:
-
внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). -
внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:
-
Социально – психологический уровень адаптации, в который входит:
-
коммуникативное общения со сверстниками и взрослыми; -
уровень тревожности; -
влияние семьи; -
степень закаленности; -
уже сформированные навыки самообслуживания; -
и непосредственно личностные особенности малыша.