Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
физической, умственной работоспособности и здоровья.

При несформированной адаптивности адаптационные навыки могут стереотипно воспроизводиться в онтогенезе, существенно затрудняя процессы развития и самореализации личности.

Адаптационные возможности личности не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими характеристиками. Так, А.Г. Маклаковым данные психологические особенности определены как личностный адаптационный потенциал (ЛАП), позволяющий дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям. Это дало возможность прогнозировать эффективность деятельности в изменяемых условиях. Автором была установлена взаимосвязь между успешностью обучения, эффективностью профессиональной деятельности и уровнем развития личностного адаптационного потенциала. Психологическими характеристиками личностного адаптационного потенциала, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельности, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации (А.С. Галанов) [19].

У детей устойчивость к стрессу еще не выработана. Стрессовая ситуация требует от организма ребенка какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз.

Вероятность, что определенный стрессор повлияет на ребенка или вызовет
расстройство адаптации, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Восприятие травматизма события может быть очень индивидуальным, но чем сильнее стресс, тем меньшее значение имеют индивидуальные характеристики. В том случае, если сразу после стресса переживания носят острый характер (учащенный пульс, повышенное кровяное давление, тревога, паника), если какое-то событие вызвало сильное потрясение, то в дальнейшем существует большая вероятность развития расстройства адаптации. Для психического и соматического здоровья ребенка опасным является не только один трагический инцидент, но и несколько менее драматичных инцидентов, которые произошли в короткий промежуток времени. В совокупности психическое и физическое насилие над ребенком усугубляет тяжесть расстройства, и может привесить к посттравматическому расстройству личности, которое возникает на протяжении всей жизни. Полученные психические травмы в детстве имеют тенденцию к повторению.

Таким образом, понятие адаптации означает приспособление к условиям среды. Социально психологическая адаптация может рассматриваться как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.

    1. 1   2   3   4

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации



При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблема адаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенка ограничены. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», который является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Взаимосвязь психофизического развития это особенность раннего возраста. На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.

В зависимости от подготовленности ребенка в семье к посещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужна профессиональная помощь семье, в этой роли выступает прийти детский сад. Детский сад должен быть «доступным» по всем возникающим вопросам развития и воспитания.

Успешная адаптация зависит от многих факторов состояния здоровья человека, развития навыков общения, особенностей его нервной системы, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Детский сад это ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия
с другими людьми и пытается найти место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими.

В педагогической литературе в большей степени описаны вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. Адаптация определяется, прежде всего, как мед – педагогическая проблема, для решения которой требуется создание условий, которые бы удовлетворяли потребности детей в общении, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием. Максимальное внимание, проблемы приспособления детей к условиям общественного воспитания, уделяется в современных исследованиях ученых стран Восточной и Западной Европы. Доказали, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, которые требуют коррекции целенаправленного воздействия.

Период адаптации достаточно сильное испытание для ребенка раннего возраста, потому что, вызванные адаптацией стрессовые реакции, могут надолго нарушить эмоциональное состояние ребенка. Нужно постоянно освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как: этапы развития общения взрослого с ребенком, ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля, анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Необходимо
сразу же отметить, что иерархическая лестница, которая применяется к данной проблеме, предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке строгой очередности их решения, при условии, если решение задачи предыдущей ступени оказалось безуспешным, то невозможно эффективное движение вверх. Проблемы, связанные с адаптацией, к сожалению, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям родителям, перед поступлением ребенка в детский сад по максимуму приблизить домашний режим дня к режиму ДОУ.

Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации:

  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

  • внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)

В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:

  1. Социально психологический уровень адаптации, в который входит:

  • коммуникативное общения со сверстниками и взрослыми;

  • уровень тревожности;

  • влияние семьи;

  • степень закаленности;

  • уже сформированные навыки самообслуживания;

  • и непосредственно личностные особенности малыша.