ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Своеобразие сюжета былины о Алеше Поповиче
4. Былины о Садко
5. Былины о Василии Буслаеве
6. Поэтика былин
7. Социальные проблемы былин
9.Анализ былины «Вольга и Микула»
10.Образ князя Владимира
Анализ былин о Илье Муромце
Очень важной стадией в развитии эпоса был Киевский период, охватывающий два столетия. Это время от крещения Руси в 988 году до раздробления государства на отдельные княжества. Память о Киевской Руси до нас дошла как о веке золотом. Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Основные защитники русской земли – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – выходцы из трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.
С этим периодом связана прежде всего циклизация эпоса об Илье Муромце. Это самый известный герой русского эпоса, признаваемый другими богатырями за главного. Он встречается как эпизодическое лицо во многих былинах, а в качестве центрального героя выступает в 15 сюжетах. Сюжеты былин об Илье Муромце могут быть выстроены в хронологическом порядке и представлять собой своеобразное жизнеописание героя. Причем, относятся эти сюжеты к разным периодам, многие из них могли возникнуть спустя какое-то время.
Главный богатырь – Илья Муромец. Он самый старший из богатырей, самый сильный и мудрый. Илья – крестьянский сын, он родом из села Карачарова близ Мурома.
В былине «Исцеление Ильи» повествуется о том, что до тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники (калики) дали ему испить чарочку питьеца медвяного, отчего он не только выздоровел, но и обрел богатырскую силу. Сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому богатырь устремился в Киев.
Былина «Илья и Соловей» рассказывает о его первых подвигах по дороге в Киев: уничтожение вражеского войска под Черниговым и победе над Соловьем – разбойником, которого в качестве пленника он представил князю Владимиру. В этой же былине намечен социальный антагонизм между богатырем и князем. Самым значительным произведением о периоде нашествия на Русь татаро-монгольских войск является былина «Илья Муромец и Калин царь».
В образе Калина-царя ученые обычно видят олицетворение татарской силы. Былина верно передает потрясение русского общества накануне нашествия врага:
Зачем мать сыра земля не погнется?
Зачем не расступится?
А от пару было от кониного
А и месяц, солнце померкнуло,
Не видать луча света белого…
А от духу от татарского
Не можно крещеным нам живым быть.
Ситуация осложняется внутренними распрями: богатыри обижены на Владимира, который поит да жалует только бояр, но не думает о богатырях: они покинули Киев. Несмотря на ссору с князем Владимиром на защиту земли русской выступает Илья, и в итоге вместе с богатырями они разбили вражескую силу.
Основная мысль этой былины состоит в том, что перед угрозой гибели русской земли теряют значение все личные обиды. Об Илье сложены и другие былины: «Илья Муромец и Идолище», «Три поездки Ильи», «Илья на Соколе - Корабле».
Образ богатыря Добрыни Никитича
Один из самых популярных героев русского эпоса этого времени – Добрыня Никитич. В качестве главного персонажа Добрыня представлен примерно в 10 былинных сюжетах. Самый популярный из них – «Добрыня и змей». Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового фольклора.
Правой рукой Ильи Муромца считают Добрыню Никитича. Былины о нем считаются более старыми. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Добрыня Никитич обладает многими достоинствами: образован, тактичен, обходителен, умеет в послах ходить, мастерски играет на гуслях. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.
Богатырский подвиг Добрыни Никитича изображает былина «Добрыня и змей». Содержание ее сводится к следующему. Богатырь купается в Пучай – реке. Появляется Змей – враг Русской земли. Добрыня бьется с ним и побеждает его. Змей обещает не причинять зло людям. Однако, позже он нарушает обещание, и Добрыня, встретив его, убивает. Совершив этот подвиг, он освободил «полоны российские». Убивая змея, Добрыня спасает племянницу Владимира Забаву, а также выступает на защиту всех христианских вдов.
Толкование былины вызывает многочисленные споры. Одни ученые относят былину к древнему времени и считают ее отражением мифологических представлений, другие пытаются осмыслить ее исторически. Купание Добрыни толкуется как крещение, а образ Змея как образ язычества. Но, вероятно, в образе Змея есть и отражение набегов степных кочевников. Змей обещает Добрыне:
А мне не летать больше на святую Русь,
Не носить-то людей да в полон к себе.
В былине «Добрыня и Василий Казимирович» князь Владимир посылает богатырей отвезти дани-пошлины, царю Батуру в землю половецкую. Но богатыри, обыграв Батура в кости, в стрельбе из лука, в борьбе вернули народное добро на Русь.
Добрыня значительно отличается от Ильи Муромца. Он также могуч и смел, служит земле русской. Но вместе с тем он тонкий дипломат, музыкант, он знает церковную грамоту, умеет вести себя, ему свойственно «вежество».
Своеобразие сюжета былины о Алеше Поповиче
К этому же периоду восходит ряд сюжетов, связанных с третьим былинным богатырем – Алешей Поповичем. Уже само имя говорит, что он – сын священника, в текстах имеются свидетельства, что родина Алеши – Ростов. Из трех героев – Алеша самый молодой. Он наделен не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. Пропп пишет: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя».
Об Алеше Поповиче сложены три былины: «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша и сестра Збродовичей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович».
Алеша Попович, как и Добрыня Никитич, – змееборец, однако его индивидуальные качества вызвали своеобразную интерпретацию змееборческой темы. Этот богатырь родом из города Ростова, сын старого попа соборного. В былинах обычно подчеркивается, что Алеша молод. Он склонен к шуткам, иронии, насмешкам. Не обладая такой могучей силой, как Илья или Добрыня, Алеша использует хитрость. Так, в былине «Алеша и Тугарин» он заставляет змея оглянуться и срубает ему голову: И пала голова на сыру землю, как пивной котел.
Образ Алеши Поповича претерпел сложную эволюцию. Переместившись из героических былин в позднейшие новеллистические, Алеша стал изображаться как бабий пересмешник, человек коварный и лживый («Добрыня и Алеша», «Алеша и сестра Збродовичей»).
Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они отразили купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу. В этих былинах возвеличен Новгород, их герои-купцы.
Былины о Садко
Особое место в русском былевом эпосе занимает Новгородский цикл (по локализации). Новгород – второй после Киева политический, хозяйственный и культурный центр, который находился на скрещении водных путей. Более того, Новгород не подвергался многочисленным нашествиям внешних врагов, от которых бесконечно страдали другие русские города. Основное занятие новгородцев – торговля. Все это отразилось в новгородских былинах. К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте, и о Василии Буслаеве. Некоторые ученые причисляют к этому циклу и былину о Микуле, а также о Ставре, Хотене Блдовиче и др. Для новгородского цикла былин характерны социальные темы. Даже когда в былинах основное место занимают личные или семейные конфликты, то и тогда социальная сторона жизни определяет их особенности.
Новгородцы всецело зависели от водной стихии, и именно с морским царем вступает в контакт герой былины о Садко. Эта былина состоит из 3-х самостоятельных сюжетов: «Садко-гусляр получает богатство», «Спор Садко с новгородцами», «Садко в подводном царстве». Эти три сюжета существуют по отдельности и в соединениях. Первый сюжет имеет две различные версии.
В сборнике Кирши Данилова былина «Садко богатый гость» содержит своеобразный рассказ о Садко, который был «волжским суром» (сур – молодец), двенадцать лет гулял по Волге. Задумав отправиться в Новгород, он благодарит Волгу, опуская в нее хлеб с солью. Волга дала ему наказ поклониться от нее брату «славному озеру Ильменю». Передал он поклон, а Ильмень наградил его великим богатством, посоветовав ловить рыбу. Наловил Садко с рыбаками красной, белой и мелкой рыбы, которая потом превратилась в золотые, серебряные и мелкие монеты.
За этими событиями следует состязание Садко с Новгородом. Ловля рыбы в Ильмене изображена правдиво, передан обычай артельной работы. Реалистические детали соединяются с фантастическими событиями. Но более популярна другая версия получения героем богатства. В ней Садко – бедный гусляр, которого новгородские купцы перестали звать на пиры. Обиженный, уходит он на берег Ильменя. Игрой на гуслях он усмиряет водную стихию, и сам водяной царь выходит к нему из озера и награждает его богатством за чудесную игру. В этом выражено народное мнение о ценности искусства. Но рассказ социально утопичен: бедняк чудесным образом становится богатым. Эта часть былины, вероятно, существовала самостоятельно.
Третий сюжет – рассказ о том, – как Садко попал в подводное царство, как полюбилась морскому царю игра на гуслях и царь задумал оставить его у себя, для чего захотел женить его на девушке Чернаве. Но обманул Садко царя и при помощи святого Николы Можайского спасся и оказался «во своем во городе». Построил в честь святого церковь и перестал ездить по синему морю.
Он – персонаж большого значения. В его приключениях раскрывается важная мысль о том, что разбогатеть можно лишь чудом; в его истории – споре с Новгородом – социальный конфликт: столкновение бедного гусляра, случайно ставшего богатым купцом. Садко – иной тип богатыря «…это сила, удаль и богатство денежное, это аристократия богатства, приобретенного торговлею, – это купец, это апофеоза купеческого сословия… Садко выражает собою бесконечную удаль, но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах, приобретение которых возможно только в торговой общине».
В образе Садко трудно увидеть реальные исторические черты. Вместе с тем былина подчеркивает его удаль, что верно отражает колорит эпохи. Отважным купцам, преодолевающим водные просторы, покровительствовали божества рек и озер, симпатизировали фантастический морской царь.
Образ новгородского купца-корабельщика естественно вписывается в систему всего русского фольклора. Киевская Русь активно пользовалась водными торговыми путями.
Былины о Василии Буслаеве
Былины о Буслаеве отразили внутреннюю жизнь независимого Новгорода в ХIII – ХVI в. Василий Буслаев – герой новгородского былинного эпоса, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Василий Буслаев является главным героем трёх из них: «Василий Буслаев и новгородцы», «Поездка Василия Буслаева», «Смерть Василия Буслаева».
При всех нравственных изъянах в поведении Василия Буслаева – он богатырь наш, русский. В былинах наблюдается невольное любование проделками новгородского озорника.
Первый из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов рассказывает о его конфликте с городской общиной. С юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки. Настроив против себя большинство новгородцев, он собирает дружину из таких же сорвиголов, как он сам, и буйствует всё более и более; только мать его имеет над ним хотя бы тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру, Василий бьётся об заклад, что будет биться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.
Второй из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов изображает этого героя уже не юношей, но зрелым человеком. Чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к Святым местам не меняет характер героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Тип Василия Буслаева был мало разработан в дореволюционной научной литературе. Большинство исследователей высказались в пользу оригинальности этого типа, считая его олицетворением могущества самого