ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 8. Легенды
План
1. Определение жанра
2. Классификация легенд и состав сюжетов
3. Идейно-художественные особенности легенд
Определение жанра
Легенда (от лат. legenda – то, что должно быть прочитано или рекомендовано к прочтению) – один из прозаических жанров фольклора. Легенды подразделяются на исторические, религиозные, бытовые и др.
Термин «легенда» – книжного происхождения. В средневековой письменности этот вид произведений был весьма популярным. Впоследствии термин стал применяться и к произведениям фольклора.
Легенда – прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Она нередко начинается словами «Давно было ...», «Когда-то ...», «Дело было в старину...». Легенды по своей структуре представляют собой вид «небольших повестей» с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста обусловливает значительную импровизацию, которая, в свою очередь, ведет к неустойчивости текста: эти явления взаимосвязаны. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Кроме того, легенды не имеют постоянных начальных и конечных формул, какими отличаются сказки.
Легенда – сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а мало эпизодичны, часто одно эпизодичны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором – в центре рассказа один эпизод. Сюжет подчеркивается развязкой, в которой отмечается перелом в ходе событий: «Ан вышло не так», неожиданность: «Мужик не знал, куды и собирать-то». Как вывод нередко приводится нравоучение: «Грех великий обижать матушку Пятницу» или результат событий.
Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах – чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства.
Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Сюжеты нередко взяты из Библии: сотворение мира, конец мира, Адам и Ева, чудесные явления ... Персонажами часто выступают Христос или святые.
Всё это давало основу для определения легенд как рассказов с христианским религиозным содержанием. В.Я. Пропп определяет их следующим образом: «...Рассказы, содержание которых напрямую связано с христианской религией». А.Н. Афанасьев связывает легенды с «христианскими представлениями», но указывает, что «языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии». Он даже отмечает, что в легендах содержатся явные следы дохристианских представлений: то, что заимствуется в легенде, например, из библейской истории, «подчиняется произволу народной фантазии, видоизменяется сообразно её требованиям и даже связывается с теми преданиями и поверьями, которые уцелели от эпохи доисторической и которые, по-видимому, так противоположны началам христианского учения».
А.Н. Афанасьев высказал также мысль о том, что в русских легендах отразилось двоеверие, т.е. соединение языческих и христианских элементов.
Определение жанра предполагает отграничение его от других близких ему жанров. К таким жанрам относятся и жанры письменности, и жанры фольклора. С жанрами письменности, например с житиями святых и апокрифами, легенды связывают сходные мотивы; к фольклорным жанрам легенды близки по структуре.
Значительной части легенд, как и житиям святых, свойственны религиозно-христианский характер, образ святого, тема творимого им чуда. С апокрифами, в которых отвергается каноническое толкование библейских событий и персонажей и утверждается народное их понимание, легенды роднят тема борьбы бога и дьявола и тема сотворения человека, созданного, по апокрифическим сказаниям, и богом и дьяволом: дьявол сотворил его тело, а бог вдохнул в него душу. Особенно важно то, что и в апокрифах, и в легендах утверждается, что власти земные не от бога, а от дьявола, поэтому они враждебны простому народу. Наконец, и в апокрифах, и в легендах рисуется образ «доброго бога», милостивого к людям, к беднякам.
Легенды имеют сходные моменты и с так называемыми духовными стихами, которые возникли в народном творчестве под влиянием религиозной литературы. А.Н. Афанасьев в свой сборник легенд вводит и духовный стих «Егорий храбрый» – о христианском святом Георгии-Победоносце. В.Я. Пропп сопоставляет духовные стихи и легенды, в которых есть образ Смерти, например, стих об Анике-воине, существующий и в стихотворной форме и в прозаическом пересказе. Аника сражается со смертью, но побежден ею. Подобные сюжеты есть и в легендах, например в легенде «Солдат и смерть».
Однако легенда отличается от духовного стиха тем, что в ней отражаются народные воззрения, в ней нет страха человека перед смертью, «смерть воспринимается как закон жизни. В названной легенде солдат за примерное поведение и верную службу после смерти попадает в рай. Но райская жизнь не по нему: там не дают, ни водки, ни табаку. Он просит отправить его в ад. Однако там черти готовят ему страшные муки. Перехитрив чертей, солдат бежит из ада. Здесь ясно осмеяние религиозных представлений об аде и рае, острота которого «увеличивается оттого, что народ для более яркого обличения пользуется образами, созданными самой церковью».
От преданий легенды отличает то, что в основу повествования положено фантастическое явление, тогда как в преданиях обычно есть реальная основа.
Со сказкой легенда сходна в ряде особенностей: в прозаической форме, некоторых сюжетах и мотивах, особенно фантастических. Они используют начальные формулы сказки, главным образом волшебной. Так, легенда «Пиво и хлеб» начинается словами «В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый крестьянин». Подобное начало в легендах «Золотое стремя», «Марко богатый» и других. Часто встречается формула «жили-были», «жил-был», например, в легендах «Солдат и смерть», «Пустынник и дьявол», «Кумова кровать», «Грех», «Горький пьяница». Обычны также начала: «один старик», «один солдат».
Отличие легенды от сказки в том, что сюжет сказки строится обычно на «чудесах», а легенды на «чуде», которое совершает святой или «дух» – домовой. Сказка – жанр твёрдой формы, имеющий определенные структурные особенности, а легенда – жанр свободной формы, он может заимствовать у сказки структурные особенности, как устойчивые начала, но сам их не имеет. В сказке действуют обычно простые смертные – мужик, барин, поп, а в легенде к ним присоединяются ещё и святые.
Классификация легенд и состав сюжетов
Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. Естественно, что с их тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Это даёт возможность положить в основу классификации легенд их тематику. Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы:
1. Легенды о сотворении миры, о происхождении солнца, месяца, луны, звёзд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но токуют их иначе. Кроме того, в такого типа легендах есть немало языческих элементов.
2. Легенды о животных
, где рассказывается не только о происхождении животных, птиц и рыб, но и объясняется происхождение их особенностей: почему у зайца передние ноги коротки? Почему собака и кошка всегда ссорятся?
3. Легенды о Боге, Христе, святых, их хождение по земле, по аду и раю, об их помощи людям, прежде всего труженикам и бедным.
4. Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рассказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознаграждён. Подобные сюжеты есть и в сказках, например о злой дочери мачехи и о доброй падчерице.
5. Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далёкой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий.
6. Легенды с семейными мотивами, в которых повествование строится на отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями. В легенде «Непрошенный сын» проклятие матерью сына приводит к гибели их обоих. В легенде «Муж и жена» супруги забывают в поле ребёнка, а когда возвращаются за ним, видят, что его нянчит леший. В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается.
Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определённый социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы. В легенде «Чудо на мельнице» бедному крестьянину выпало счастье: он хорошо отнёсся к нищему (это был Христос) и поэтому из небольшого количества зерна намолол много муки. Святым, который часто помогает мужику-земледельцу, в легендах является Николай-чудотворец. В народе существовал культ этого святого. По типу пафоса легенды делят на религиозные и социальные.
Идейно-художественные особенности легенд
Идейно-художественная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изображаемых событий и персонажей. Вместе с тем в легендах имеет место глубокое осознание социальной психологии других общественных групп. Так, в известной легенде о бедняке, ставшем богачом, подчеркнуто резкое изменение его психологии, его отношение к людям, особенно к беднякам: он становится жадным и безжалостным.
В легендах высказываются религиозные поучения, однако они имеют явно социальный характер: святые и силы природы помогают не барину, попу или купцу, а мужику. В этом состоит суть поучений: крестьянин трудолюбив, честен, человеколюбив. В таких легендах всегда присутствует социальная антитеза: противопоставление мужика его собирателям и угнетателям.
Идейная сторона легенд проявляется в том, что в них оценка событий и лиц даётся с крестьянской точки зрения. Важной особенностью идейной стороны легенд служит сатира, которая носит социальный, в том числе антицерковный характер, когда оправдывается убийство человека, стоящего над крестьянами, например, человек, совершивший грех в легенде «Грех и покаяние» и подобных легендах, никак не может искупить свой грех длительным трудом, но убив барина, попа, купца или разбойника, грехи ему тот час же прощаются.
Легенда является произведением искусства устного слова. Как и сказки, легенды нередко рассказываются подлинными мастерами слова. В легендах видно мастерство построения сюжета или эпизода, которые раскрывают и основную мысль произведения, и сущность характеров персонажей. Художественное мастерство проявляется и в том, что фантастика и юмор становятся в ней средствами острого обличения. Легенды жили в фольклоре, пока в народе держались суеверные или религиозные представления.
Хотя русские легенды имеют много сходных с другими народами сюжетов, перешедших в русский фольклор из сербских, румынских, венгерских, немецких легенд, однако большая часть русских народных легенд самобытна; в них отразились представления русских людей, черты их быта, традиции русского устного поэтического творчества.
Лекция 9.