Файл: Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением его богатства.

Всего, таким образом, имеется приблизительно 60 опубликованных записей былин о Василии Буслаевиче, которые охватывают все основные районы распространения эпоса к моменту записи. Василий Буслаевич художественно выражает эту новгородскую русскую удаль, порожденную теми историческими условиями, в которых находился Новгород.

Поэтика былин

Былины имеют особый художественный мир. Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза: герой резко противопоставлен своему противнику («Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин»).

Принцип построения былинного сюжета универсален: зачин, завязка действия, его развитие, кульминация и развязка. В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря. Некоторые сказители начинали исполнение не с запева, а сразу с зачина. Подробно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы (в начале) и исходы (в конце). Это самостоятельные мелкие содержанием былины. Исход имеет общий смысл окончания высказывания. Это – заключение, которое подводит итог, вносят элемент тишины и успокоения: Тем старина и кончилася.

При повторяющихся разных сюжетах одних и тех же ситуациях сказителями использовались общие места. Их сказитель знал наизусть и шел совершенно одинаково сколько бы раз он ни повторял былину; описание пира у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами.

Важным приемом изображения подвига героя в былине, как и в сказке, является утроение. Замедленность действия, или ретардация, достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев. Так, в былине «Вольга и Микула» изображается три попытки княжеской дружины сошку с земелькой повыдернути, Из омешиков земельки повытряхнути, Бросити сошку за ракитов куст.

Когда общие места начинали повторяться внутри одной былины, они включались в систему замедления действия. Другой тип ретардации – повторение слов одного персонажа другим с последовательным отрицанием сказанного.

Главный художественный прием былин – гипербола. С их помощью рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь. Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета – изображение боя. Здесь появлялась типическая формула: богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку
(шапку со буйной головы, палицу боевую, дубиночку и даже татарина) и начинает им помахивать:

Дак куды-де махнет – туды улицы,

Да назадь отмахнет – переулочки.

В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», записанной А.Д. Григорьевым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен. Сказители воспринимали эпические песни в качестве достоверно исторических, и это повлияло на их поэтический стиль.

Важным художественно-изобразительным средством явились эпитеты и сравнения; метафоры как стилеобразующий прием отсутствуют.

Как песенный жанр былины взаимодействовали с другими эпическими песнями: духовными стихами, балладами, лирическими песнями.

В художественной системе былин выделяется ряд уровней: художественный мир, композиция, язык и его напевно-ритмическая организация. Герои решают крупные общенародные и государственные задачи. Эпический мир былин объединил в себе людей разных столетий и эпох. Они образовали круг людей, живущих самостоятельной жизнью, но не в отрыве от других людей. У них особый этикет: «крест кладут по-писаному, поклоны ведут по-ученому». С одной стороны, это реальный мир, а с другой, предельно гиперболизированный.

Социальные проблемы былин

В пору феодальной раздробленности Руси постоянно возникали раздоры между князьями, переходившие в кровопролитные войны. Падение политического престижа Киева заметно в тех былинах, в которых приезжие из других русских земель и городов богатыри побеждают князя Владимира или его людей в различного рода состязаниях. Среди русских былин особое место занимают произведения социально-бытового характера. В центре этих былин социальные или семейно-бытовые конфликты, порой они соединяются вместе. Эта группа былин обычно связывается с Киевом и князем Владимиром. Былины ставят серьезные проблемы нравственного порядка. В социально-бытовых немало сатирических элементов – осмеяние не только бояр, но и самого князя Владимира, который оказывается беднее заезжих щеголей, подчиняется их влиянию или обнаруживает разного рода недостатки. В этой группе былин социальные мотивы перекрещиваются нередко с любовными приключениями героев.

В былине о Чуриле Пленковиче создан образ красавца-щеголя. Мужики-киевляне приходят к князю Владимиру с жалобой на приезжего охотника, который бьет зверя и ловит рыбу в княжеских угодьях, а когда ему сказали, чтобы уходил, то дружина его избила мужиков. Князь сам отправляется к Чуриле.Тот живет в богатом дворце. Чурила задобрил князя ценными подарками и тот, удивленный красотой и богатством Чурилы пригласил его к себе на службу. Чурила так красив, что женщины в Киеве покой потеряли, даже сама княгиня Апракса, заглядевшись на него во время пира, порезала себе руку. В другой былине рассказывается, что Чурила тайком ходит к жене боярина Бермяты Катерине. Донесли об этом боярину и он, застав щеголя у жены, убивает его, а Катерина с горя кончает самоубийством.



В этих произведениях Чурила представлен в ироническом плане, порой он прямо осуждается, когда речь идет о нарушении им патриархальных обычаев и порядков.

Образ Чурилы в некотором отношении схож с образом Дюка Степановича. Несмотря на то что Дюк Степанович хвастается богатством и роскошью своего двора, былина не осуждает героя. Как установил Добрыня, похвальба Дюка небезосновательна. Дюк оказывается богаче киевского князя, посрамляет служащего при дворе Владимира Чурилу Пленковича. Предполагается, что первоначально былина сложилась в Галицко-Волынской земле (Дюк оттуда приезжает в Киев) и в пору соперничества феодальных княжеств изображала свою землю и богаче, и выше в культурном отношении, чем Киев. Поддержка, оказываемая богачу Дюку Степановичу Ильей Муромцем, самым авторитетным богатырем, в других случаях пренебрежительно относящимся к богатству, могла быть привнесена при включении былины в Киевский цикл. Былины о Дюке относятся ко времени Московской Руси, видели в них сатиру на московских зазнавшихся бояр.

Анализ былины «Вольга и Микула»

К социально-бытовым былинам относится былина о Вольге и Микуле. Ее основной замысел состоит в противопоставлении крестьянина-пахаря и князя. А конфликт противоречия князя и пахаря – поставлен в обстановку раннефеодального времени: Вольга едет собирать дань, «у него дружинушка храбрая».

Микула не воин, но богатырь: он могуч и превосходит всю дружину Вольги, которая не в силах выдернуть его сошку из борозды. Князь и дружина не могут никак догнать Микулу, догнать его «кобылку соловенькую». Микула несет тяжелый груз соли неподъемный для обыкновенного человека. Но Микула противопоставлен Вольге не только как могучий богатырь, а и как человек труда. Князь живет поборами с крестьян, а Микула – своим трудом.

На вопрос, кто он, Микула отвечает Волге:

Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

Я во скирды сложу да домой выволочу

Домой выволочу да дома вымолочу,

А я пива наварю да мужичков напою.

А тут станут мужички меня нахваливати:

«Молодой Микула Селянинович!»

В былине ярка поэтизация крестьянского труда, образ Микулы – воплощение могучих сил трудового народа. Это подтверждается и другой былиной о Микуле – «Святогор и Микула», где он противопоставлен могучему исполину Святогору, который не может поднять суму с «тягой земной», а Микула легко ее несет.


Образ князя Владимира

Образ князя Владимира Святославовича (978-1015) присутствует во многих былинах. Основную часть русских былин, прежде всего былин киевского цикла, ученые связывают с Киевской русью и временем этого князя. Былины циклизуются вокруг Киева и князя Владимира.

Былинный образ Владимира прошел сложную историю. На негонаслоились черты другого известного киевского князя Владимира Мономаха, а затем и ряда других князей, как Владимир Волынский «Былина о Михаиле Козарине». Однако в дальнейшем своем развитии образ Владимира приобретает иные черты: сначала он,противопоставлялся современным князьям как укор им в неумении вести борьбу против иноземных захватчиков, а затем на него стали наслаиваться черты последующих князей. Обострение социальных противоречий привело к тому, что в образе Владимира все более стали развиваться отрицательные черты: сначала он стал изображаться иронически, как в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник», а затем и еще более критически, как в былине «Ссора Ильи Муромца с Владимиром». Он стал представляться как самодур, который может наказать богатыря без его вины, как деспот, который модет отнять жену у своего ловчего «Данила Ловчанин», нарушить обычай и сватать жену Добрыни за Алешу. Особенно стали осуждаться его бессилие и трусость, черты, которые были приписаны ему позже. Он стал изображаться как данник Батыю, как князь, который готов отдать Киев Калину-царю. В.Г.Белинский отметил, что Владимир не герой былин, он бездеятелен, а характер его неопределенен, он более имя, чем человек. Но этот отзыв Белинского может быть отнесен к поздним вариантам былин, в ранних он изображается в свете идеализации.

Лекция 11. Исторические песни

План

1. Определение исторических песен. Их художественные особенности

2. Происхождение исторических песен


3. Жанрово-стилевые признаки исторических песен

4. Классификация исторических песен

5. Первые исторические песни ХIII в.

6. Исторические песни XVI века. Песни о взятии Казани

9. Песни о гневе Ивана Грозного на сына. Песни о Ермаке

10. Песни XVII века. Песни о Степане Разине

11. Песни XVIII в. Песни об Емельяне Пугачеве

12. Песни XIXв. Песни о Суворове, Кутузове, Платове и др.

Определение исторических песен. Их художественные особенности

Исторические песни – это фольклорные эпические, лироэпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникли по поводу важных событий в истории государства.

Как эпические произведения многие исторические песни имеют сходные с былинами поэтические черты, но являются качественно новой ступенью развития устной эпической поэзии. Воспеваемые события передаются в них с большей исторической точностью, чем в былинах. В отличие от былинных богатырей герои исторических песен чаще всего обыкновенные люди.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное – историческое время, что стало ее основным эстетическим фактором. Персонажи исторических песен – конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Грозный, Ермак, Разин, ПетрI и др.), а рядом с ними – простой пушкарь, солдат или «народ». Для героев в целом не характерна фантастичность и гиперболизация, это обычные люди с их психологией и переживаниями.

Распространялись исторические песни более всего в тех местах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Создателями и исполнителями исторических песен были очевидцы и непосредственные участники событий. Поэтому «действительность, охваченная исторической песней, включает сферу исторической жизни народа, жизнь политического, как внутреннего, так и внешнего. Народ не только воспроизводит события, но и дает им свою оценку». Отсюда и совершенно другое отношение к изображаемому в песне