Файл: Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Былины. Древнейшие былины

План

1. Определение жанра

2. Проблема происхождения и исторической периодизации былин

3. Сказители их роль в сохранении песенно-эпической культуры

4. Состав и классификация былин

5. Древнейшие былины

6. Основное содержание древнерусского эпоса
Определение жанра

Былина – песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.

Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины «старинами», то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие категории:

- героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны);

- социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Большинство учёных пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее – сказывает торжественным, мерным речитативом.

Композиция (построение) былины:

- зачин (начальная, вводная часть произведения) – здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине;

- основная часть – дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается;

- заключение – подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.

Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.


Былины – русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты; имеющиеся в них социально-бытовые сюжеты также обычно включают в себя героические мотивы. В центре былины обычно героический подвиг богатыря. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства.

Эпичность былин состоит в том, что для них характерны монументальные образы богатырей и их врагов. Воссоздавая события далекого прошлого, сказители и слушатели воспринимают их как действительно происходившие. Исторические и бытовые реалии своеобразно соединяются с вымыслом.

Былины-песни среднего объема, они отличаются устойчивой структурой и особенностями поэтики. Важной идеей былин служит идея единства русской земли. Термин «былина» – научного происхождения, сами исполнители называли ее «старина», «старинушка». В былинах отразилось глубокое народное понимание истории и исторической роли народных масс, о чем свидетельствует поэтизация борьбы русских богатырей за независимость родной земли и основного занятия крестьян-земледелия.

Проблема происхождения и исторической периодизации былин

Проблема происхождения русского эпоса – одна из центральных в современной фольклористике. И в настоящее время в решении ее много спорного и неясного. Несомненно одно – изучение истории эпоса должно вестись вместе с изучением истории народной поэзии в целом, на базе изучения истории русского народа. События, которые легли в основу русских былин происходили в X- ХII веке. Но оформляться и записываться начались приблизительно в XIV веке. До тех пор былины существовали в устной форме и передавались в народе с поколения в поколение. Текстовое наполнение былин в связи с этим иногда менялось – новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.

В.П.Аникин утверждает, что русский героический эпос слагался в несколько этапов или характеризуется несколькими периодами становления и развития.

1 период бытования былин – Мифологический – начало II-III – конец IX века. Как это ни парадоксально, но именно в это время сложились основы былевого эпоса. Есть гипотезы, относящие ранние песни славян к V- III вв до н.э.

2 период – конец IX – середина XII вв – Киевский период.

3 период – середина XII – середина XIV вв. – Владимиро-суздальский. В это время активизируется процесс хозяйственного и этнического развития на северо-востоке Руси. Определение национального лица былины совпадает именно с этим периодом.



4 период – вторая половина IV века – XVII век. Этот период можно назвать как вторичный. В это время идет пересмотр старых образов и сюжетов в применении к новым уровням сознания человека. Таким образом, IX-XIV вв. – время сложения и оформления былин.

Былины известны нам в записях преимущественно не раньше ХVIII века, а в основной массе ХIХ – ХХ вв. тексты былин очень различны, от совершенных до отрывков. Ясно, что былина прошла многовековой путь развития. Но былинный сюжет, как бы он ни был древен, нельзя отнести к одной древней эпохе. Процесс образования былины может длиться столетиями, и речь должна идти не только о первоначальном возникновении, но и о дальнейших переработках, переосмыслении ранее созданных текстов. Поэтому, говоря о происхождении той или иной былины, надо стремиться «не к тому, чтобы определить более или менее точно дату образования былины, а к тому, чтобы установить внутреннюю связь содержания былины с определенной исторической эпохой в жизни народа».

Два основных цикла былин – киевский и новгородский, сложились во время расцвета Киева и Новгорода. С конца ХI в. единое Киевское государство начинает распадаться на отдельные княжества, процесс этот в полной мере развивается в ХIII-ХV вв. Это вместе с тем время татарского ига. Происходит новое осмысление сложившихся ранее былин. Основными врагами становятся татары. Создаются и новые былины: «Илья и Калин-царь», «Илья и Батыга», «Камское побоище», «Василий Игнатьевич», «Добрыня и Василий Казимирович». Дальнейший этап развития русского эпоса – ХV–ХVII вв. В это время новые былины почти не создаются, старые осмысляются в связи с современностью. К ХVII веку ученые относят былины «Илья и голи кабацкие», «Илья на Соколе-корабле», «Добрыня и Маринка».

Сказители и их роль в сохранении песенно-эпической культуры

Сказителями называли исполнителей былин и других эпических произведений. Интерес к личности сказителя возник в начале 1860-х гг. после того, как стали выходить из печати «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» (Ч.1: М., 1861; Ч.2: М., 1862; Ч.3: Петрозаводск, 1864; Ч.4: СПб. 1867). Иногда со слов современников он приводил сведения о талантливых певцах прошлого. Всего в собрании Рыбникова опубликовано 224 произведения, которые были записаны от 33 сказителей.

В 1871 г. в ту же Олонецкую губернию поехал А.Ф. Гильфердинг. В течение двух месяцев он встретился с 70 сказителями и записал от них 318 былин и других эпических песен. Гильфердинг впервые составил сборник по репертуару сказителей, предпослав краткие биографические справки. Этим он положил начало изучению творческой личности в фольклоре.


Талантливые сказатели пользовались большим уважением и любовью слушателей. Среди них Трофим Григорьевич Рябинин (1791-1885) – родоначальник целого поколения сказителей: Иван Трофимович Рябинин, Иван Герасимович Рябинин-Андреев, Петр Иванович Рябинин-Андреев и др. Известны имена Андрея Сорокина, Абрама Евтихиева, Василия Петровича Щеголенка.

Исполняли былины и женщины: Аграфена Матвеевна Крюкова, Марфа Семеновна Крюкова.

Древнейшие былины. Состав и классификация былин

В современном литературоведенье не существует единого мнения на счет классификации былин. Существует несколько классификаций. Самая распространенная из них связана с локализацией былин. По этому принципу многие исследователи делят их на два большие цикла: киевский (если упоминается Киев) и новгородский. Хотя мы можем встретить и владимиро-суздальский, и галицкий и др. циклы. Однако эта классификация условна, так как былина – явление многослойное.

По причине этой многослойности мы должны представить также циклизацию былин по характеру эстетического отражения мира, эстетического образного воплощения богатыря, его подвига, его связи с миром. Исходя из этого, исследователи делят былины на 1) героические (о святорусских богатырях) и 2) новеллистические (по Ф.М. Селиванову – социально-бытовые). Это былины более позднего происхождения, они отражают более позднюю историческую эпоху Руси, сцены жизни городской, посадской.

С первым, мифологическим (древнейшим) периодом связаны сюжеты о Святогоре, о Вольге и Микуле Селяниновиче, о Дунае, о Михайле Потыке. В этот период складывались основы художественной системы былин. Русские былины как бы идеологически оформили создание этнической общности, создание нации, так как эпос прежде всего связан с идеей государственности. Герои эпоса этого времени – представители народа, земли русской, а не класса, узкой группы внутри этноса. Наиболее интересны в мифологическом цикле былины о Святогоре. Известно 2 варианта сюжетов о нем: 1) Святогору не с кем померяться силой; 2) о встрече Святогора с Ильей Муромцем. В науке существует ряд попыток определить первичный смысл былины. С точки зрения Д.М. Балашова, сюжет о передаче силы Илье Муромцу символизирует закат культуры праславян и появление культуры новых славян.

Воспоминания восточных славян о своей далекой родине, представления о прежней культуре трансформировались в образе Микулы Селяниновича в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула олицетворяет собой существование предков-землепашцев, символизирующих образ жизни, судьбу народа, занимающегося земледелием. В мифологический период сформировалась художественная форма былин, был создан достаточный круг сюжетов.


Основное содержание древнерусского эпоса

Основными циклами былин являются мифологические (древнейшие), киевские (героические и новеллистические) и новгородские. Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри – Микула Селянович, Вольга и Святогор – мудрые наставники молодых богатырей.

Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.

Эпос мифологического периода оставил след во многих былинах. Это прежде всего былины о Волхе и Святогоре и о Дунае и Потыке.

Былина о Волхе состоит из двух частей. В первой он избражается как чудесный охотник, обладающий способностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Во второй Волх – предводитель похода в Индейское царство, которое он покоряет и жестоко разоряет.

Былины о Святогоре имеют особую форму – прозаическую, форму побывальщин. В них содержится ряд эпизодов: о встрече Ильи Муромца и Святогора, о смерти Святогора в гробу, о суме с тягой земной. Многими учеными Святогор рассматривается как воплощение старых порядков жизни, которые должны исчезнуть. Поэтому так неизбежна его смерть. Илья получает от Святогора часть его силы.

Герои ряда былин являются змееборцами. В былине «Михайло Потык» герой женится на чудесной деве-лебеди. По уговору после ее смерти он живым идет за ней в гроб. В полночь в могиле появляется огненный змей. Потык отсек ему голову и оживил ею жену.

Былина «Дунай Иванович – сват» имеет трагическую развязку: герои гибнут и превращаются в реки:

Протекла тут от них Дунай – река,

А другая протекла – Настасьина…

Рассмотренные былины сохранили мифологический взгляд на действительность, который не смогли заглушить более поздние исторические наслоения.

Основное отличие этих былин состоит в том, что в них значительны следы мифологических представлений.
Лекция 10. Киевский и Новгородский цикл былин. Социально-бытовые былины
План

1. Анализ былин о Илье Муромце

2. Образ богатыря Добрыни Никитича