Файл: Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С князей брал по сту рублев

С бояр по пятидесяти,

С крестьян по пяти рублев.

У которого денег нет,

У того дитя возмет;

У кого дитя нет,

У того жену возьмет;

У кого жены – то нет,

Того самого головой возьмет.

Против Щелкана Дюдентьевича в песне выступает весь тверской народ в лице двух братьев Борисовичей. В схватке они побеждают и остаются безнаказанными: Тут смерть ему случилося,

Ни на ком не сыскалося.

В стилевом отношении ранние исторические песни к моменту записи еще испытывают влияние былин.

Исторические песни XVI века

ХVI век время формирования русской нации и укрепления централизованного государства.

Исторические песни XVI века включают в себя три основных цикла произведений: о взятии Казани, о деятельности Ивана Грозного и о Ермаке
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

.

Отличительной чертой жанра исторической песни ХVЙ века становится наличие песенных циклов. В песнях этого периода главной была идея единства Русской земли. Тема борьбы с внешними врагами и княжеско – боярской верхушкой за укрепление централизованного государства характерна для цикла песен об Иване Грозном.

Песни о взятии Казани

Песни о взятии Казани (1552 г.) посвящены крупной победе русского войска над монголо-татарскими захватчиками, положившей конец их господству. В отличие от былин в песне показано, что времена переменились и уже не татары вели свои войска на Русь, а русский царь организовал против них поход. Кроме того герои песни не эпические богатыри, а обыкновенные воины-пушкари. Основной эпизод песни – осада Казани. Осадив Казань, русские сделали подкоп под городскую стену и заложили бочки с порохом. В предполагаемое время взрыва не последовало, и Грозный, заподозрив измену, приказал казнить пушкарей. Молодой пушкарь разъяснил царю, почему задерживается взрыв:

Что на ветре свеча горит скорее,

А в земле –то свеча идет тишее…

Вскоре последовал взрыв, и город был взят. События в песне развиваются в известном соответствии с летописными свидетельствами. Подкоп действительно был сделан, взрыв решил судьбу Казани. А эпизод со свечой – поэтический вымысел.

Песни о Казани более короткие, схематичные нередко отрывочные. Вместе с тем в них есть важная новая черта: изображение простого пушкаря как героя, как смелого перед царем человека, преданного родной земле воина, который в вариантах песни называется «мастером», умелым человеком, знающим свое дело.

«Взятие Казани» – действительность, полностью сохраняющая и внешние очертания реальности и внутреннюю историчность, – это принципиально новое.

Песни о гневе Ивана Грозного на сына

Образ Ивана Грозного гораздо более сложно раскрывается в песнях о его гневе на сына. В них царь показан как правитель и как отец. Песни имеют две версии: в одной причина гнева царя служит измена сына, которому царь приказал вывести смуту в городах, но тот предупредил горожан об опасности. Второй причиной служит то, что сын на пиру, когда царь расхвастался, что вывел измену, сказал ему:

Где тебе вывести измену изо Пскова,

Где тебе вывести измену из каменной Москвы?

Может быть измена за столом сидит,

Пьет – ест с тобой с одного блюда.



Разгневался государь и велел казнить своего сына страшной казнью:

Срубите –тко ему буйную головушку

За его изменушку великую.

Спасает и возвращает царевича отцу его дядя Никита Романович. Напряженной становится душевное состояние Грозного, когда он узнает, что в доме Никита Романовича «радость-веселье». Взбешенный тем, что боярин веселится во время страшной беды, царь бросается к нему в дом:

Аль ты рад, Никита Романович,

Моему несчастью великому,

Аль ты веселишься казни сына моего любимого?

В гневе царь вонзает копье в ногуНиките Романову. Когда же увидел, что сын за столом «сидит весел и здоров», то пришел в радость великую. В этой песне образ Ивана Грозного – большое достижение народного искусства. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе героя было близким к историческому прототипу.

Песни о Ермаке

Песни о Ермаке были популярны среди донских казаков. В них Ермак изображался казачьим атаманом, который заботится о казаках. В песне «Ермак в казачьем кругу» он обращается к казакам со словами о том, что проходит лето и надо подумать о своей судьбе: раньше они разоряли города и жгли поместья, а теперь нужно или укрываться от царских войск, или совершить большой подвиг и тем заслужить прощение царя. В песне «Взятие Ермаком Казани» казаки под предводительством Ермака берут город и за это получают от царя награды. Наконец, песня «Ермак у Ивана Грозного» изображает Ермака как признанного царем атамана, которому он может доверить большие дела.

Любопытно, что исторические песни совершенно не отразили такое важное событие, как завоевание Ермаком Сибири. Собственно, есть одна песня, соединенная с прозаическим текстом, где говорится о Ермаке и Сибири. Этот текст «Ермак взял Сибирь» помещен в сборнике Кирши Данилова.

Задачу создания образа исторического героя народное творчество решает через создание песенных циклов. Так, образ Ермака из одной, отдельно взятой песни совершенно неясен. Из цикла же песен вырастает определенный, цельный и довольно значительный образ.

Песни ХVII века. Песни о Степане Разине

Исторические песни ХVII века широко охватывают события русской истории: эпоху Смуты, смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитрия, поход поляков на Русь, походы казаков на Азов, восстание под предводительством Степана Разина. Все эти исторические события – определили две основные темы исторических песен ХVII века: патриотическую и социальную. Первая раскрывается более всего в песнях О Михаиле Скопине-Шуйском, вторая – в песнях о Степане Разине.


Цикл песне о «Смутном времени» отразил острую специальную и национальную борьбу конца ХVII – нач. ХVIII в. Фольклор сохранил два плача дочери царя Бориса Ксении Годуновой, которую самозванец постриг в монастырь: ее везли через всю Москву, и она причитала (см. «Плач Ксении Годуновой»): Ах, милые наши теремы!

А кому будет в вас да сидети,

После царского нашего жития

И после Бориса Годунова?…

Популярными были песни о талантливом полководце Михаиле Скопине-Шуйском. Он сыграл важную роль в освобождении Москвы от польской осады и в разгроме войск Лжедмитрия II и войск польских воевод в 1609 –1610 гг. В песнях воспеты его военные походы и победы. Но наиболее яркий сюжет песен связан с его внезапной смертью: в апреле 1610 г. на крестинах у князя И.М. Воротинского он внезапно в 23 года, заболел и в течение ночи скончался. В песнях причиной смерти называется отравление. Это событие отражено в песне «Михаил Скопин-Шуйский».

Песня в сборнике Кирши Данилова, как и некоторые другие, имеют немало былинных особенностей: в поэтике, стихе и напеве. В его песнях Скопин вместе с Никитой Романовым освобождают Москву от Литвы и оба действуют, как былинные богатыри.

Песни о Степане Разине.

Самый большой цикл песен связан с движением Степана Разина (1667-1671 гг.). Песни о Разине имеют историческую основу. Песни разинского цикла разнообразны по содержанию: плавание Разина с казаками по Каспийскому морю, крестьянская война, песни о подавлении восстания и о казни Степана Разина. Вместе с тем, почти все они по жанровому типу лирические, бессюжетные. Только две песни можно назвать лироэпическими: «Сынок Разина в Астрахани» и «Убит астраханский воевода» (губернатор).

Весьма важна в песнях тема отношения Разина к народу, который представлен в них «голытьбой» и казаками. Разин все более склоняется к голытьбе, мечтающей о воле. Голытьба поддерживает Разина. Все это придает песням социальную сущность. Бежавшие из тюрьмы разинцы говорят о себе:

Мы не воры, не разбойнички,

Стеньки Разина мы работнички,

Есауловы все помощнички.

Разин и разинцы восстали, чтобы добыть себе волю. Об этом говорит песня:

Братцы, вы мои казаченьки,

Ай ну и голь жа, голь бедняцкая,

Собирайся ты со всех, ну,со всех сторон!

Товарищи вы, други любезные,

Собирайтесь, братцы, вот вы слетайтеся,

Братцы, на волюшку-волю, вольн
ую!

Вольнолюбие и осознанное противопоставление себя боярам, воеводам, царским прислужникам – характерная черта таких песен, отмеченная уже в ранних записях XVII в.

В песне о «Сынке» присутствует балагурный, анекдотический элемент. Ее герой – разудалый молодец, который, никому не кланяясь, гордо разгуливает по городу, пирует во царевом кабаке. «Сынок» – посланец Разина, появившийся в Астрахани для того, чтобы сообщить губернатору о предстоящем приезде самого атамана:

Со реки, реки Камышки Сеньки Разина я сын.

Мой батюшка хотел во гости побывать,

Хотел во гости побывать, ты умей его принять…

Разгневанный губернатор сажает его самого в белу каленну тюрьму, однако Разин с разбойниками уже спешит ему на помощь.

Наиболее ярко социальная тема раскрыта в песне об убийстве астраханского губернатора. Бурлаки плывут по реке для того, чтобы подкараулить судно, на котором плывет астраханский губернатор. Видя неминуемую гибель, губернатор пытается откупиться от разбойников золотой казной, цветным платьем. Но удалы люди вольные устраивают над губернатором расправу: срубают с него буйну голову и бросают ее в Волгу-матушку. Губернатор заслужил наказание, что разъясняет самой песней:

«Ты добре ведь, губернатор, к нам строгонек был,

Ты ведь бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал,

На воротах жен, детей наших расстреливал!»

Социальное содержание песен раскрывается и в острой сатире – осмеяние бояр и воевод, их спеси, жестокости, жадности, страха перед народом.

Цикл песен о Разине развивал традиции казачьих, разбойничьих (удалых) и старых исторических песен и имеет характер хоровых песен и сливается с песнями социального протеста.

В литературе уже отмечалось, что в образе самого Разина много лирического, сближающего его с образами безымянных героев «удалых» или «разбойничьих» песен. Портрет Степана Разина тождествен портрету доброго молодца «сбеглого, сильного». Те же русые кудри, то же прекрасное лицо с соколиными очами и соболиными бровями, та же одежда – кафтан, подпоясанный широким поясом, плисовые штаны, сафьяновые сапоги у Степана Разина, что и у безыменного молодца, бежавшего от царских разъездов в дремучие леса, на широкие реки. Для разинских, как для всех народных песен лирического типа, характерен не индивидуализированный, а обобщенный портрет, в котором воплотились представления о мужской силе и красоте.